brodnik (21 Сентябрь 2019 - 11:40) писал:
Итак все понятно. Возможно козел скифский отношение к лучным причиндалам не имеет. Приведенная ссылка в начале словоблудие : "по мнению ......", то есть фактов нет есть мнение . А у Сидорова есть другое, у Федьки рыжего третье. Боевое состояние горита с открытой крышкой и закрытой крышкой походное состояние тоже из разряда словоблудия. Мол на древних рисунках везде рисовали для красоты с открытой крышкой. а с закрытой нет. Ввиду отсутствия другой информации, кроме рисунков нет, предположения о крышках тоже неправда. Просто наверно крышек на горитах не было у скифов. В продолжение темы. Мол крышки горита служили для защиты от ранения лучника об стрелы не выдерживает критики. Но на рисунке с кобанского пояса, изображение лучника, которое с какого то перепуга отнесено к скифам (почему кобанцы не себя нарисовали, - или была приложена пояснительная записка к поясу?) Так там стрелы находятся внизу горита, а оперение сверху. Раниться о перья? Верю только факту, - изображению кобанцев, а не мнению кого то либо из шишкоголовых современников. Стрела с более тяжелым концом с наконечника ми находилась внизу горита, сверху торчало только оперение. На скаку вероятность потери стрел была минимальной и не требовались крышки. В ссылке приводиться опять таки мнение, что пластина не украшала крышку, а украшала его угол. В нашем случае на пластине с козлом есть пипкообразный выступ и она изначально была застежкой и могла помещаться где требовалась застежка, а не угол и т.д.
02.jpg
603822_10206163771399530_6858670044278461618_n.jpgТут тема в другом...
"Приведенная ссылка в начале словоблудие : "по мнению ......", то есть фактов нет есть мнение ."
В этом абзаце Черненко не соглашается с Фармаковским и указывает, что по его мнению, все не так. Полная ссылка:
Цитата
По мнению Б. В. Фармаковского, карман для стрел закрывался крышкой — острия стрел надо было прикрывать для защиты рук и одежды от повреждений. Очевидно, так было не всегда. На подавляющем большинстве горитов, известных нам по изображениям, карман оставлен открытым и хорошо видны древки и оперение. Маловероятно, что гориты с золотыми обивками имели клапаны на карманах. На них не обнаружено застежек или ворварок, следов украшения клапанов. Неукрашенный клапан нарушал бы впечатление от богато украшенного золотой накладкой горита. Следовательно, основная масса горитов не имела клапанов. Оперение древков (окрашенное?) и окрашенные в разные цвета их концы дополнительно украшали горит
Т.е. Черненко не сомневается, что крышки были и ему известны изображения горитов с закрытыми крышками.
"
Так там стрелы находятся внизу горита, а оперение сверху."
Цитата Черненко дальше:
Цитата
На всех известных золотых накладках на горит и на их изображениях в верхней части имеется вырез для кармана, в котором лежали стрелы. Вырез узкий — около 10 см, он намного уже той полосы, какой обычно лежат в погребениях наконечники даже в средних по богатству горитах, где число наконечников исчисляется десятками, а не сотнями. Следовательно, сам карман для стрел был значительно шире этого выреза. Против мнения Б. В. Фармаковского о том, что клапан над карманом («стрелы ставились в видах практических, конечно, остриями вверх») для стрел закрывал наконечники, убедительно свидетельствует тот факт, что в подавляющей массе погребений наконечники лежат остриями вниз, к дну горита или колчана. Лишь в единичных погребениях они лежали в обратном положении. Но и в этом случае нет полной уверенности в том, что гориты не лежали отверстиями вниз, к ногам погребенного. Из очень немногих примеров можно отметить Талаевский курган и горит из Солохи. Многие наблюдения свидетельствуют, что более чем в 400 скифских погребениях, в раскопках которых пришлось мне участвовать, наконечники стрел всегда лежали остриями вниз.
"
В ссылке приводиться опять таки мнение, что пластина не украшала крышку, а украшала его угол"
Но при этом автор не сомневается, что у горитов бывают крышки, он просто указывает на неточность исследователя (по его мнению).
А так, да, возможно к лучным вещам она и не имеет отношение. Надо думать и искать.