Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П. И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914
В селе Адзюбжа в устье реки Кодор и нескольких окрестных селениях проживает любопытная группа абхазского народа — абхазские, или кавказские негры. У специалистов нет единого мнения по поводу того, как представители негроидной расы заселили Абхазию. Историки склоняются к тому, что это произошло еще в XVII веке, когда эта территория была частью Османской империи.
Другие ученые предполагают, что абхазские негры являются потомками колхов, древнекартвельских племен, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья и подаривших Западной Грузии античное название Колхида, которое впоследствии столь полюбилось русским поэтам. Однако достоверных свидетельств о существовании чернокожего населения в Колхиде не имеется. Некоторые авторы склоняются к эфиопской версии происхождения негров-абхазов. Ее поддерживал в том числе писатель Максим Горький, который встречался со старожилами села Адзюжба.
Известно также, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих неграх неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе. А вот что рассказывал об этом Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год:«Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражен чисто тропическим ландшафтом: на яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка. На ослепительном солнце чёрные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки... Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времен, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру...»Магией и искусством перевоплощений некой негритянки, старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу.
Кроме того, существует целый ряд народных легенд о появлении негров на Кавказе. Согласно одной из них, упоминавшейся советским адмиралом Иваном Исаковым в докладной записке Никите Хрущеву, у берегов Абхазии однажды потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. Однако легенда не объясняет, как это судно могло оказаться так далеко от основных морских путей, которыми обычно следовали работорговцы.
Другая легенда рассказывает о том, что нарты (полумифические кавказские богатыри) привезли "чернолицых людей" из дальнего африканского похода. Негры с Африканского рога, которые выполняли функцию провожатых, остались жить в Абхазии. Еще более странная легенда гласит о том, что российский император Петр Великий якобы дарил арапов абхазским князьям.
Уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и отождествляли себя исключительно с абхазским народом. Остальные абхазы воспринимали и воспринимают это как должное. Совокупное количество кавказских негров оценивается разными наблюдателями в диапазоне от нескольких семей до нескольких деревень. Они занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы, работают на угольных шахтах Ткуарчала и на предприятиях Сухума. Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня владеют и русским языком.
О неграх на Кавказе упоминали ещё античные географы. Например, Геродот (484-425 гг. до н. э.) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других... Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы...» Эпический поэт Пиндар (522-448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов чёрными. Но наиболее существенное доказательство - археологические раскопки, результаты которых говорят о том, что негры жили на Кавказе примерно с XX тысячелетия до н. э. И в эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель.
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\