Все четыре каменных топора-молота происходят из клада L, обнаруженного Шлиманом в 1890 году, завершившем одновременно и его раскопки, и его жизненный путь.
Шлиман рассматривал топоры-молоты как свое самое ценное открытие, сделанное за весь период троянских раскопок.
Топоры различаются размерами, весом, материалами, из которых они изготовлены, а также элементами отделки. Два из них – Аар 165 и Аар 167 – предположительно выполнены из нефритоида; один – Аар 166 – из жадеитита; и еще один – Аар 168 – из лазурита. Объединяет их высочайшее мастерство троянских резчиков по камню, воплощенное в законченном совершенстве форм, и профессиональный уровень обработки поверхностей этих топоров-символов, которые с полным основанием можно отнести к подлинным шедеврам камнерезного искусства эпохи бронзы.
Несмотря на наличие ряда более или менее схожих параллелей, до сих пор на обширных территориях от Причерноморья и Кавказа до Анатолии, Эгеиды и Междуречья не найдено ни одного аналогичного синхронного топора-молота.
Все четыре троянских ритуальных топора-молота датируются, так же как и большинство предметов из найденных Шлиманом 19 кладов, периодом Троя IIg (2400–2200 до н.э.), то есть относятся к эпохе ранней бронзы.
Троянские топоры-молоты являются воспроизведением в камне бронзовых прототипов. В отличие от оригиналов эти топоры не имели боевого применения, а представляли собой навершия жезлов – сакральных символов царской власти.
Все топоры-молоты конструктивно расчленены на втулку, лезвие и обух. По верхним сторонам лезвия и обуха проходят две продольные, суживающиеся к концам грани. Лезвие сегментовидной выпуклой формы, снабженное уплощенным рабочим краем, имеет у втулки цилиндрическое сечение. Цилиндрический обух завершается выпуклой торцевой частью эллиптической формы.
Оформление втулок различается. У двух топоров-молотов (Аар 167 и Аар 168) втулки, расширяющиеся в их центральных частях, орнаментированы двумя выступающими над поверхностью плоскими «ремешками», снабженными тремя вертикальными рядами полусферических шишечек. В узкой части втулки, при переходе к лезвию и обуху, фриз с шишечками обрамляют три валика. Дорожки между ними заполнены орнаментом типа «елочка», выполненным тонкими косыми насечками.
Оформление втулки топора Аар 165 близко топорам Аар 167 и Аар 168, но дорожки между валиками при переходах к лезвию и обуху гладкие. В отличие от остальных топоров-молотов втулка топора Аар 166, расширяющаяся в центральной части, гладкая.
В процессе изучения данных экспонатов, при рассмотрении их с использованием галогенового источника света, в углублениях орнаментов на втулках топоров Аар 166 и Аар 167 были выявлены остатки тончайшего слоя золота, указывающие на то, что в древности эти участки были позолоченными.
Данный факт, который, естественно, остался неизвестным Шлиману, служит веским опровержением упрека недоброжелателей, обвинявших археолога-энтузиаста в том, что он для увеличения количества и значимости своих троянских находок якобы мог заказать современным греческим или турецким камнерезам изготовление трех каменных топоров-молотов по образцу единственного подлинного, выполненного из лазурита.
Шлиман рассматривал топоры-молоты как свое самое ценное открытие, сделанное за весь период троянских раскопок.
Топоры различаются размерами, весом, материалами, из которых они изготовлены, а также элементами отделки. Два из них – Аар 165 и Аар 167 – предположительно выполнены из нефритоида; один – Аар 166 – из жадеитита; и еще один – Аар 168 – из лазурита. Объединяет их высочайшее мастерство троянских резчиков по камню, воплощенное в законченном совершенстве форм, и профессиональный уровень обработки поверхностей этих топоров-символов, которые с полным основанием можно отнести к подлинным шедеврам камнерезного искусства эпохи бронзы.
Несмотря на наличие ряда более или менее схожих параллелей, до сих пор на обширных территориях от Причерноморья и Кавказа до Анатолии, Эгеиды и Междуречья не найдено ни одного аналогичного синхронного топора-молота.
Все четыре троянских ритуальных топора-молота датируются, так же как и большинство предметов из найденных Шлиманом 19 кладов, периодом Троя IIg (2400–2200 до н.э.), то есть относятся к эпохе ранней бронзы.
Троянские топоры-молоты являются воспроизведением в камне бронзовых прототипов. В отличие от оригиналов эти топоры не имели боевого применения, а представляли собой навершия жезлов – сакральных символов царской власти.
Все топоры-молоты конструктивно расчленены на втулку, лезвие и обух. По верхним сторонам лезвия и обуха проходят две продольные, суживающиеся к концам грани. Лезвие сегментовидной выпуклой формы, снабженное уплощенным рабочим краем, имеет у втулки цилиндрическое сечение. Цилиндрический обух завершается выпуклой торцевой частью эллиптической формы.
Оформление втулок различается. У двух топоров-молотов (Аар 167 и Аар 168) втулки, расширяющиеся в их центральных частях, орнаментированы двумя выступающими над поверхностью плоскими «ремешками», снабженными тремя вертикальными рядами полусферических шишечек. В узкой части втулки, при переходе к лезвию и обуху, фриз с шишечками обрамляют три валика. Дорожки между ними заполнены орнаментом типа «елочка», выполненным тонкими косыми насечками.
Оформление втулки топора Аар 165 близко топорам Аар 167 и Аар 168, но дорожки между валиками при переходах к лезвию и обуху гладкие. В отличие от остальных топоров-молотов втулка топора Аар 166, расширяющаяся в центральной части, гладкая.
В процессе изучения данных экспонатов, при рассмотрении их с использованием галогенового источника света, в углублениях орнаментов на втулках топоров Аар 166 и Аар 167 были выявлены остатки тончайшего слоя золота, указывающие на то, что в древности эти участки были позолоченными.
Данный факт, который, естественно, остался неизвестным Шлиману, служит веским опровержением упрека недоброжелателей, обвинявших археолога-энтузиаста в том, что он для увеличения количества и значимости своих троянских находок якобы мог заказать современным греческим или турецким камнерезам изготовление трех каменных топоров-молотов по образцу единственного подлинного, выполненного из лазурита.