Совсем не случайно заголовок данной заметки взят в кавычки. Это цитата из Вергилия, который в "Энеиде" так называет весь римский народ. И это тоже не случайно. Ведь когда в 80 г. до Р.Х. царь Понтийского государства Митридат решил покончить с властью Рима в Малой Азии, он приказал своим подданным убивать всех мужчин, кто будет одет в тогу. Очевидно, это был самый верный способ отличить римлянина от всех остальных.
Один из отцов церкви, Тертуллиан, посвятил отдельное сочинение осуждению тоги, как символа языческой цивилизации римлян. Светоний в жизнеописании Августа сообщает о том, что принцепс однажды увидел на Форуме несколько граждан, стоящих без тог, в одних туниках. Через младших магистратов он сделал им резкий выговор, утверждая, что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.
Боюсь, что я вас несколько утомил таким вступлением. Но мне надо было показать важность тоги в Древнем Риме. Но далеко не все знают, что такое тога? Рассмотрим же, что из себя представляла тога, кто и когда мог носить ее?
Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.
В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. К середине IV века до Р.Х. основные приемы одевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима.
Я не буду утомлять вас подробным описанием того, как римляне закутывались в тогу, тем более, что существовало несколько основных способов. Отмечу лишь, что правое плечо и правая часть груди должны били оставаться открытыми. Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, т.е. красивое расположение складок материи на груди. Как можно предположить, тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного.
Тога должна была быть обязательно белой. Марциал писал о тоге:
"Лилии ты и жасмин побеждаешь, еще не опавший,
Кости слоновой белей ты на Тибурской горе".
Бедные граждане и лица, занятые физическим трудом, не могли постоянно носить столь маркую одежду. Им приходилось часто стирать ее, чтобы не выглядеть грязными, так как на новую тогу денег часто не было. Граждане в застиранных тогах были частыми персонажами различных сатирических произведений. Выходя из дома, римляне часто поверх тоги надевали различные накидки, чтобы предохранить тогу от пыли, грязи и влаги.
В реальной жизни постоянно тогу носили, в основном, только высшие магистраты. Остальные граждане часто носили тогу с собой и надевали ее или при исполнении своих официальных обязанностей, или в общественных местах (Цирк, Форум и т.д.).
Тога являлась официальным облачением римского гражданина. Она была торжественным и вместе с тем обязательным одеянием именно римлян, которая воплощала их традиции и отличала римлян от всех других народов.
Кроме того, сенаторы, а также дети из знатных семейств до 16 лет, носили тогу с широкой алой или пурпурной полосой. По достижении 16 лет дети торжественно, в присутствии всех членов фамилии, снимали с себя детскую тогу с полосой, и получали тогу взрослого человека. Тога с полосой называлась претекста (praetexta - затканная спереди), поэтому большинство современных ученых считают, что эта полоса была воткана цветными нитками в край тоги. Вопреки широко бытующему мнению, полоса шла только по прямому краю тоги и, следовательно, была видна только на левом плече и кое-где на груди, а вовсе не на подоле, как это часто изображают художники. Наличие узкой полосы на тоге для всадников тоже вызывает теперь большие сомнения.
Более значимым различие между сенаторами и всадниками было при ношении туники. Она представляла собой шерстяную или полотняную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно их носили с поясом. Туники начали широко входить в римский обиход начиная со II века до Р.Х., но еще во времена ранней империи многие борцы за чистоту римских нравов осуждали ношение туник, особенно без рукавов. Так вот, у сенаторов на тунике от ворота до подола спереди и сзади проходила широкая полоса (пурпурная или алая), а у всадников - две узких.
В заключение отмечу такой любопытный факт, сообщаемый Светонием. Когда Юлий Цезарь ввел в сенат некоторых представителей галльской аристократии, им пришлось надеть претексты и, соответственно, отказаться от штанов. Римских остряков это обстоятельство очень забавляло, и по городу ходил такой стишок:
"Галлы скинули штаны -
Тоги с красным им даны".
Я полагаю, что на сегодня хватит о римской одежде. Дорогие читатели! Напишите, пожалуйста, заинтересовал ли вас подобный очерк. Продолжать ли публикацию, разумеется, время от времени, очерков о жизни и обычаях народов в древности и в Средние века. Ваше мнение имеет для меня очень большое значение.