Тема очень интересная и не изученная. Думаю, следует рассмотреть несколько вариантов появления таких кладов.
Сначала слово Геродоту:
«В этой местности (у верховий Гипаниса – Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов».
«66. Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом».
Т.е. мы видим сакрально-функциональное назначение предмета. Такое же значение несут на себе и все остальные предметы скифского звериного стиля. И так как мог пропасть котел?
1 - потеря на войне.
Я считаю, что это не совсем логично. В таком бы случае предметов в котле было бы намного больше и более разнообразные. Он ведь из себя представляет сундук, а тяжестей ценных при бегстве всегда много.
2 - ритуальное закапывание. Возможная версия, но с учетом сообщения Геродота, о том, что каждый год отливались новые котлы, а затем их закапывали, находок их очень мало.
3 - литейная версия. С учетом очень малого количества найденных котлов, вполне вероятно, что после ежегодного обряда чествования воинов, котлы разбивались (об этом говорят находки остатков котлов на месте литейных мастерских), а через год отливались заново. Тогда ясно, почему в Косогольском кладе, помимо украшений и блях были "...слитки бронзы, куски бронзовой стружки..." Все это готовилось под переплавку. В свете этого интересно, что очень часто у котлов утеряны или отломаны ножки. Может быть это и символизировало, что обряд проведен и сосуд уже не нужен.
Наличие тагарских изделий в находках, я думаю, связанно с особенностями бронзолитейных традиций. На территории скифов уже редко работали с большими объемами расплавленной бронзы (насколько я знаю, только в районе греческих колоний, типа Ольвии, отливались бронзовые статуи). Да и бронзы было не так много, как в районах проживания тагар. Вполне вероятно, что мелкие правители обходились мелкими бронзовыми сосудами, а возможно, даже железными. А вот Цари и их приближенные отдавая дань традициям старались добыть большие бронзовые котлы. Таким образом, это был импорт из Зауралья в Причерноморье. Поэтому и объясняется, почему котлов встречается не много и в виде случайных находок.
О связи котлов именно с воинским окружением говорят и находки в курганах. Так в Чертомлыке мы видим, что котел находится в одной камере с предметами вооружения.
Цитата
План кургана был достаточно сложен, так как в нем находилась центральная погребальная камера с четырьмя камерами меньшего размера, расходящимися в разные стороны от центральной. В первой камере, в которую попали археологи, находился небольшой скифский котел, великолепный колчан, полный стрел, и пять ножей с костяными ручками и железными лезвиями.