Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

«У них не было выбора!» Лошадь в боях и походах


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 182 сообщений
  • 6543 благодарностей

Опубликовано 11 Август 2017 - 14:15

«Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?»
(Иов 39-19)


«Похвала глупости»
Просто удивительно, какие бездны человеческого невежества открываются сегодня благодаря возможностям системы Интернет. Читаю вот недавно в комментариях, что железный век, оказывается, предшествовал бронзовому (и уж конечно, меднокаменному), что нет до XIX века достоверных исторических данных, и даже уж и не знаю, как люди к таким «выводам» приходят. Или что находки в земле, ну те, что делают археологи… просто закопали, чтобы потом откопать и продать! Другое «открытие» этого стоит: лошадей, оказывается, в Европу завозили из Америки начиная с XVII века, а раньше их в Европе… просто не было.

Изображение


Одно из древнейших изображений всадника на лошади…

Изображение


Золотой гребень из кургана Солоха. IV в. до н. э. Эрмитаж. Массивный гребень весит 294 г, его высота 12.3, а ширина 10.2 см. Девятнадцать длинных четырехгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. Над ним — изумительная скульптурная группа, изображающая трех сражающихся воинов. Они длинноволосы и бородаты, и одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары и обуты в мягкие сапоги. Двое из них поверх кафтанов облачены в панцири, а у конного скифа, по-видимому, царя, — на голове типичный греческий шлем, а на голенях поножи-кнемиды. С большой точностью переданы все предметы вооружения скифов—щиты разной формы и конструкции, гориты-налучья с луками и стрелами, короткие скифские мечи-акинаки в ножнах, копье одного из воинов. Лошадь, изображенная на гребне, невелика по размерам и очевидно, что воин сидит на ней, не пользуясь стременами.

В том же Интернете набираю вопрос: «Сколько людей в России нуждаются в срочной психиатрической помощи?» И сразу же находится ответ: «По данным ВОЗ, в мире к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку заболеваний, ведущих к потере трудоспособности. В России ситуация осложняется увеличением числа невротических расстройств, связанных с алкоголизмом, бедностью и стрессами на работе. Согласно исследований, психическое или невротическое (депрессивное) расстройство наблюдается у каждого третьего россиянина. В России до 40% населения имеют признаки какого-либо нарушения психической деятельности. На долю же лиц, нуждающихся в систематической психиатрической помощи, приходится 3-6% населения, а количество наиболее тяжелых пациентов составляет 0,3-0,6%.» (http://medportal.ru/...6/15/682psycho/)

Изображение


1. Изображение всадника (около 3000 до н. э.) из Torre de Bredos близ La Coruna (Северная Испания)
2. Стрелок из лука на лошади, наскальный рисунок (Тибет), около 1200 до н. э.
3. Всадник на лошади, наскальный рисунок (Сахара), около 1000 до н. э.
4. Укрощение диких лошадей, наскальный рисунок (Сахара), около 1000 до н. э.
5. Всадники на восьминогих лошадях и колесницы, наскальная живопись (Центральная Сахара), около 1000 до н. э.

Впрочем, это пришлось к слову. Просто, как показатель того, что с мозговой деятельностью у нас не все и не у всех ладно. Но вот история лошади… Ведь это же действительно по-настоящему интересно, ибо кто, как не лошадь, сделала человека фактическим владыкой планеты? Так что можно даже похвалить подобных людей за… «их веру», поскольку это дает нам возможность рассказать, а как оно было на самом деле. Тем более, роль лошади в истории человечества и впрямь была исключительно велика. Да, кошки сохраняли его зерно и здоровье, не допуская эпидемий, разносчиками которых являлись грызуны. Собаки – охотники и сторожа, даже под танки ложились, доверяя своим хозяевам. Но больше всего сделали для человека именно «борзые кони». Без них человек не смог бы освоить огромные пространства азиатских степей и североамериканских прерий. Без лошади у него не было бы рыцарей, не было бы великих империй, развитие человечества растянулось на многие тысячелетия.

Изображение


Храм Абу-Симбел в Египте. Рельеф с изображением фараона на колеснице.

Итак, лошадь и война. Лошадь и человек на войне, скифы и всадники Александра Македонского, гунны Аттилы и рыцари на могучих дистриерах – все они пройдут перед нами в целой серии статей, в которых обо всем этом будет рассказано как можно более подробно.

О «заговоре палеонтологов», «Рассказах каменного века» Герберта Уэллса и сексуальной девушке Эйле…
Ну, а начать придется с темы нам не очень свойственной. С палеонтологии - науки, изучающей окаменелые останки древних животных. И если древние артефакты, как некоторые думают, кто-то в землю закапывал ради их древности, то уж кого-кого, а палеонтологов тем более следует в этом подозревать. Ведь их кости и копролиты динозавров еще древнее. Вот только непонятно каким образом и с какой целью все это они осуществляют. Впрочем, если есть «заговор часовщиков», «жидо-масонский заговор» и даже «заговор историков-профессионалов», почему бы не быть и «заговору палеонтологов»? Кругом одни «заговорщики», как интересно, а может быть и страшно жить, не так ли?

Изображение


Ассирийский рельеф из Нимруда, Центральный дворец, ок. 728 г. до н.э. Британский музей.

Как бы там ни было, а перекопав многие тонны, да что там тонны – тысячи тонн земли и песка, палеонтологи выяснили, что на Земле достаточно давно обитали не только динозавры, но и предки современных лошадей – 64-38 млн. лет тому назад в лесах Европы жил хиракотериум, а в Северной Америке эогиппус («ранняя лошадь») – животные размером с лису или чуть побольше. Мало они были похожи на современных скакунов, но, тем не менее, это и были их предки.

Менялся климат, менялась растительность, и 38–26 млн. лет тому назад появился мезогиппус («средняя лошадь») размером покрупнее. Еще крупнее был меригиппус (27-26 млн. лет тому назад), а затем и плиогиппус (5–2 млн. лет тому назад. Наконец, совсем, можно сказать, недавно, в Северной Америке появился эквус – уже непосредственный предок современных лошадей, размером с современного пони.

Изображение


Бронзовая фигурка лошади из Олимпии, ок. 740 г. до н.э. Лувр.

Через так называемую Берингию – существовавший в древности перешеек в районе Берингова пролива, предки лошадей перемещались из Америки в Азию, и наоборот, а вслед за ними шли люди, которые на них охотились. И охотились настолько успешно, что в Северной и Южной Америке в послеледниковое время все предки лошадей исчезли.

Изображение


Александр Македонский на своем Буцефале. Фрагмент мозаики из Помпей.

Ну, а первобытные лошади, покинувшие Северную Америку, вскоре распространились по всей Азии, Европе и Африке. Они обитали как в областях с густым травяным покровом и мягкой и плодородной почвой, так и на скалистых горных склонах, в зоне засушливых степей и пустынях. Соответственно этим зонам обитания возникали и разные виды лошадей. Те, что жили среди густой растительности и на влажной почве, обладали мощным корпусом и широкими, сравнительно мягкими копытами. Горные лошади – были небольшими, изящными, имели узкие и твердые копыта. Их масть точно также соответствовала окраске окружающей среды. В лесных районах выживали лошади темной масти, тогда как обитателям пустынь и степей было выгоднее иметь желтую или серую окраску.

Изображение


Александр Македонский на Буцефалe (саркофаг из Сидона).

Сведения о том, как выглядел эквус – предок современных лошадей, а также ослов и зебр, естественно, не сохранились. Но мы знаем, как выглядели его потомки – дикие лошади: южнорусская степная лошадь, называвшаяся также степным тарпаном, лесной тарпан и лошадь Пржевальского, известная также как восточная дикая лошадь. Эти виды лошадей еще двести лет назад обитали в Европе и в Азии, но сегодня они практически полностью исчезли. Вот разве что лошадь Пржевальского разводят у нас в зоопарках. Рост в холке у нее до 130 см и вся она покрыта густой желто-серой шерстью. Голова массивная, на шее темная щетка из жесткой гривы и такие же темные ноги. Южнорусский степной тарпан, или просто тарпан, был изящнее, чем лошадь Пржевальского. Эта лошадка имела пепельную масть и черный «ремень» вдоль всей спины. Пони появились на севере Европы, Шетландских островах и в некоторых других местах с экстремальными климатическими условиями типа тундры, где водились так называемые тундровые пони. Вот все эти три вида лошадей, постепенно скрещиваясь между собой уже по воле человека, и стали предками всех известных сегодня конских пород.

Изображение


Скелет эогиппуса. Останки этих древних лошадеобразных находят по всему свету.

Но как лошадь стала домашней и где именно это произошло? Герберт Уэллс - автор замечательных научно-фантастических и социальных романов, был одним из первых, кто попытался ответить на этот вопрос в своих «Рассказах каменного века». Нет смысла пересказывать их содержание. Кому интересно – найдет в Интернете и прочитает. Важно подчеркнуть мысль автора: все могло произойти случайно. А потом… потом что-то подобное тому, что описано в рассказе, повторится еще не один раз и закончится одомашниванием лошади, на которых люди стали ездить верхом.

Изображение


Колонна Траяна с изображением римских воинов и их лошадей – уникальный памятник эпохи войн Траяна в Дакии.

Свой вариант этого события описала английская писательница Джин М.Ауэл в одной из книг своей серии романов «Дети Земли», которая так и называется – «Долина лошадей». Оказавшись в одиночестве в пещере на краю обитаемого мира, девушка Эйла из племени кроманьонцев приютила маленькую лошадку и вырастила ее. Потом она научилась на ней ездить, а когда у лошадки появился жеребенок, воспитала и его. Потом Эйлу нашел мужчина ее биологического типа и… научил ее многим интересным вещам, а она его научила ездить верхом на лошади.

Изображение


«Путь через равнину» - рассказывает о долгом пути Эйлы и ее возлюбленного Джандалара к его племени. Вообще книги этой серии довольно забавны. И копьеметалку-то Эйла придумала, и лошадей приручила раньше всех. Но в целом серия романов «Дети Земли» очень познавательна.

Всего в серию входят целых шесть многостраничных романов: «Клан Пещерного медведя», «Долина лошадей», «Охотники на мамонтов», «Очаг мамонта», «Путь через равнину» и «Под защитой камня». По сути, это энциклопедия первобытной истории, поскольку Джин Ауэлл не просто писатель, но еще и ученый, и многое в ее романах просто калька различных монографий. Единственный недостаток романа заключается в явном переизбытке эротических сцен, ну да с этим уж ничего не поделаешь. Хотя с другой стороны, а чем еще людям первобытного времени было заниматься на досуге?

Изображение


Среди христианских святых нет звероголовых «богов», это «привилегия» язычества. Но не бывает правил без исключений. Таковым в пантеоне христианских святых стал святой Христофор. Нет святых с головами коровы, собаки, но есть святой, пожелавший стать конем. Это говорит о многом… Настенная фреска из собора в Свияжске.

«Алоша», «каваль», «шеваль» и «фарь»…
В любом случае лошадь была одомашнена и – судя по погребениям с конем (это уже «заговор палеонтологов» закончился и начался «заговор археологов»!), произошло это в районе… южнорусских степей! Само же слово «лошадь» восточные славяне заимствовали у тюрков, которое звучало как «алоша». И те, и другие тесно соприкасались друг с другом как раз в данном регионе, так что взаимопроникновение культур место, конечно же, имело. А вот слова «конь», «кобыла», «жеребец» принято считать словами чисто славянского происхождения, своими корнями восходящими к древнему индоевропейскому праязыку.

Изображение


Среди воинов терракотовой армии в гробнице императора Цинь Ши Хуанди была и такая вот колесница, запряженная четверкой лошадей.

В итальянском языке конь – каваль, отсюда кавалер, кавалерия; в испанском – кабаль, поэтому – кабальеро, во французском – шеваль, отсюда шевалье, то есть всадник, кавалерист. Поэтому, когда кардинал Ришелье в «Трех мушкетерах» А.Дюма обращается к Д’Артаньяну: «Шевалье Д’Артаньян!», дословный перевод должен был бы звучать так: «Всадник Д’Артаньян!» А вот на арабском лошадь называется «фарь», соответственно искусство верховой езды получило название «фурусийя», а вот своих рыцарей они тоже называли «фарис», то есть всадники!

Изображение


Очень рано познакомились с лошадьми и арабы. На этой иллюстрация из «Всеобщей истории» Джами аль-Тавариха, 1305 – 1314 гг. пророк Мухаммед увещевает свою семью перед битвой при Бадре и все они на конях. (Коллекции Халили, Тебриз, Иран)
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
Gaz

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 182 сообщений
  • 6543 благодарностей

Опубликовано 11 Август 2017 - 16:25

«…стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его – как вихрь»
(Книга пророка Иеремии 4:13)



Самой древней культурой, люди которой сумели приручить диких лошадей, сегодня принято считать ботайскую культуру меднокаменного века, существовавшую между 3700 и 3000 гг. до н. э. на севере современной республики Казахстан. Но есть и другое мнение, что лошадь приручили на Южном Предуралье людьми прибельской культуры, поселениях которых – Муллино II и Давлеканово II, были обнаружены на территории Башкортостана. Считать так дают основания кости лошадей, найденные там при раскопках и датируемые VII—VI тыс. до н. э. То есть получается так, что лошадь была одомашнена в степной зоне Урала и Казахстана за многие тысячи лет до того, как она оказались на территории древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Причем именно у ботайской культуры было отмечено применение удил, то есть ботайцы знали верховую езду! Каким образом это выяснили? А очень просто: по деформации зубов и челюстей древних лошадок, обнаруженных в погребениях рядом с людьми. А анализ других костей этих лошадей показал их идентичность значительно более поздним животным бронзового века.

Изображение

Греческая амфора со всадником. Лувр.

Совсем неподалеку от них были найдены следы синташтинской культуры бронзового века (обнаружена в захоронении Кривое озеро, ок. 2026 г. до н. э.), которая, как оказалось, владела самыми древними в мире колесницами (во всяком случае это доказывается раскопками археологов). Кроме того, их следы обнаружены в погребениях, принадлежащих катакомбной культуре («Тягунова Могила» в селе Марьевка в Запорожье, III—II тыс. до н. э.).

Изображение


Карта миграций племен шнуровой керамики на Восток.

Сама культура была названа по месту обнаруженного поселения на реке Синташты (левом притоке реки Тобол). К настоящему времени в Челябинской и Оренбургской областях нашли уже 22 укрепленных поселения этой культуры. К числу характерной особенности этих поселений относится наличие продуманной системы укреплений, имеющих форму замкнутого круга, овала или многоугольника с площадью или поперечной улицей в центре. Стены складывались из глинобитных блоков толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м. В жилищах представителей этой культуры и рядом с ними нашли очаги и камины, погреба, колодцы и металлургические печи.

Изображение


Коринфский кратер, 575–550 гг. до н.э. Лувр.

Погребения данной культуры обнаруживают в курганных могильниках, нередко находившихся на берегу реки напротив поселения. Усопшие находятся в глубоких, глубиной до 3,5 метров ямах-склепах и лежат в них на левом боку, держа ладони у лица. Интересно, что многие погребения помимо оружия и орудий труда включают также жертвоприношение лошади, голову, ноги которой находятся в положении бега; а также остатки боевых колесниц. Всего в 9 погребениях синташтинской и близкой ей петровской культуры археологи нашли не менее 16 захоронений с колесницами, из которых самые ранние относятся приблизительно к 2000 г. до н. э. Причем нужно подчеркнуть, что это самые первые в истории человечества настоящие колесницы — легкие двухколесные повозки с оспицованными колесами, конями в которых управляли с помощью кольцевых удил.

Изображение


Голова коня с ассирийского рельефа из Британского музея. Хорошо видны удила и их конструкция.

Согласно последним исследованиям, проведенным палеогенетиками, люди, принадлежавшие к синташтинской культуре, имеют большое генетическое родство с представителями европейской культуры шнуровой керамики или как ее еще называют – культуры боевых топоров. Поэтому можно сделать вывод, что к формированию данной синташтинской культуры привела миграция представителей этой культуры из Европы в уральские степи. Интересно также, что в ходе изучения ископаемых ДНК у древних синташтинцев была найдена доминирующая Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1a1b2a2-Z2124 и R1a1a1b2a2a-Z2123) и митохондриальные гаплогруппы J1, J2, N1 и U2.

Изображение


Рельеф с изображением лошади с колонны Траяна. Как видите, высота в холке у нее совсем небольшая, так что ноги у всадника при езде свисали чуть ли не до земли и полноценной такая конница могла быть вряд ли.

А теперь представим себе на минуту, какое впечатление должны были производить воины этой культуры, выезжавшие на своих колесницах из укрепленных поселений и разъезжавшие на них по степям? Наличие в погребениях наконечников стрел позволяет предположить их наличие в арсенале этих воинов и то, что они, стоя на колеснице и имея при себе большой запас стрел, стреляли с нее непосредственно в движении. В этом случае даже несколько десятков таких колесниц становились исключительно мощным оружием, в особенности если их сопровождали еще и всадники, выполнявшие функцию разведчиков. А при необходимости, погрузив скарб уже на четырехколесные повозки, они легко могли покинуть не приглянувшийся им район и в считанные часы уйти из него на большое расстояние, непосильное для преодоления никакому пешему человеку.

Изображение


Устройство египетской колесницы с барельефа из гробницы Хоремхеба, 18-ая династия.

Здесь нужно отметить, что датировки появления колесниц несколько расходятся у разных историков. В частности, в более ранних зарубежных исследованиях встречаются даты 1900 и 1700 гг. до н.э. Так, дату «1900» приводит в своей книге «Археология оружия» Э. Окшотт (С. 9), тогда как Дэвид Доусон относит их появление ко времени «после 1700 г. до н.э.». Правда, в таком случае получается, что арийцы не могли начать свои завоевания раньше этой даты, ибо они были бы просто невозможны без наличия колесниц. Другой английский исследователь этой темы Ник Филус в своей книге «Боевые колесницы Бронзового века» (Fild, N. Brouze Age War Chariots. Oxford: (New Vangard series №119, 2006), пишет, что первые боевые колесницы появились около 4-го тысячелетия до н. э. на территории от Рейна до Индии (Р.3), то есть особенно-то и не стремится уточнять.

Изображение


Фракийский кавалерист. Коллекция исторического музея в Старой Загоре, Болгария.

О наличии в древних армиях и колесниц, и всадников свидетельствует такой исторический источник, как «Махабхарата» - эпическое древнеиндийское произведение, формировавшееся на протяжении целого тысячелетия, с IV в. до н.э. по V – IV вв. н. э. Понятно, конечно, что это произведение литературы, однако из него, как и из той же «Илиады», можно многое узнать о том, каким оружием пользовались древние индоевропейцы и какие у них были доспехи.

«Махабхарата» сообщает о том, что главная войсковая единица акшаухини состояла из 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 конных и 109350 пеших воинов, и понятно, что такого просто не могло быть. Но то, что в битвах были задействованы и колесницы, и слоны, и всадники, и пехотинцы – несомненно. Но колесницы названы первыми, а едва ли не все герои поэмы описываются в ней сражающимися в качестве воинов на колесницах, стоя на которых, они и ведут в бой свои войска.

Изображение


Индийские всадники и слоны 1645 г. Национальный музей в Кракове.

Дошедшие до нас памятники показывают, что боевые колесницы в древности использовались не только в Древнем Египте и в Ассирии, но и в Китае. Уже в эпоху династии Шан-Инь (ок.1520 – 1030 гг. до н.э.) ее воины не только имели разнообразные виды бронзового оружия, но и четкую военную организацию. Так, воины на колесницах назывались «ма» (и они считались элитой), за ними шли лучники «ше» и воины, имевшие оружие для ближнего боя - называвшиеся «шу». То есть китайские войска шаниньцев включали в себя пехоту и боевые колесницы, как это практиковалось и у египтян, хеттов, ассирийцев и ахейцев Гомера, воевавших крепкостенную Трою.

Изображение


Персидский царь Шапур I празднует победу над Валерианом. Римский император стоит на коленях в плаще полководца перед сидящим на коне сасанидским повелителем

Благодаря опять-таки находкам археологов мы знаем, что колесницы китайцев были сделаны из дерева и имели высокие спицованные колеса числом от 2-ух до 4-х, в которые они запрягали от 2-х до 4-х лошадей.

Кстати, высокие колеса китайских колесниц не только увеличивали их проходимость, но и позволяли воинам с большим успехом сражаться с пехотой противника. Что же касается лошадей, то китайцы получали их в качестве дани от народов, живших в степях к северу от Китая. Это были большеголовые и низкорослые кони, похожие на лошадь Пржевальского. Их-то и запрягали в колесницах, но и китайская конница воевала тоже на них и поэтому высокой эффективностью не отличалась. Положение изменилось только в 102 году до н.э., когда китайскому полководцу Бань Чао удалось разбить кушанов, после чего император У-ди («Государь-воин») наконец-то получил несколько тысяч лошадей (в Китае их называли «небесными конями») для своей тяжеловооруженной конницы, крайне необходимой для войны с гуннами.

Изображение


Надгробие с изображением всадника из археологического музея г. Анапы.

Ну, а вот коневодство в Древней Греции было развито слабо в силу горного рельефа местности на большей части территории страны и точно так же оно было недостаточно развито и в Древнем Риме. Следствием этого явилась слабость сначала греческой, а затем и римской конницы. Афины, например, в 457 г. до н.э. выставляли всего 300 всадников, а в 433 г. до н.э. – 1200, тогда как Спарта даже в 424 г. до н.э. – всего лишь 400!

Изображение


Снаряжение всадника эпохи раннего средневековья из окрестностей г. Анапы.

Кони стоили дорого, а так как государство оплачивало стоимость павших на войне лошадей, то иметь много всадников и Афинам, и Спарте именно из-за этого просто невыгодно.

На этом каменном барельефе изображен всадник Трифон, сын Андромена. Барельеф из Танаиса. Поскольку всадник тогда не имел стремян, копье ему приходилось держать обеими руками…

Зато на плодородных равнинах Фессалии густое разнотравье позволяло выращивать быстроногих и сильных коней, и, как результат, именно фессалийские всадники, пусть даже у них и не было седел и стремян, стали настоящей конницей, а не отрядами ездящих на лошадях пехотинцев.

П.С. Значительно более подробно и к тому же с прекрасными иллюстрациями о древних колесничих Евразии рассказывается в монографии А.И. Соловьева «Оружие и доспехи. Сибирское вооружение от каменного века до средневековья». Новосибирск, «ИНФОЛИО-пресс», 2003. – 224с.: ил.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
Valja , Gaz


Похожие темы Collapse



1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.