Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Загадки Большого Кургана


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 11 998 сообщений
  • 6342 благодарностей

Опубликовано 08 Август 2017 - 16:17

В 2017 год в мире археологии является в какой-то степени знаменательным, ибо ровно 65 лет назад учёные впервые попытались раскрыть секрет Большого Кургана в Вергине, в Северной Греции. Необходимо отметить, что курган окружает обширное «кладбище» курганов меньших по размеру, раскопки в которых позволили установить, что находящиеся там захоронения относятся к 1000 году, а самые древние датируются окончанием эпохи эллинизма.

Изображение


Вход в гробницу №2.

В 1962—1963 годах археологами было произведено несколько зондирований с целью обнаружить захоронения, которые по их расчетам лежали под самым крупных из холмов. К сожалению, попытки исследователей не возымели должного успеха. Тем не менее они нашли несколько могильных плит. Удача пришла к ним в 1976 году. Удалось доказать, что первая столица правителей Македонии, Эги, находились именно в районе сегодняшней Вергины, как это и предполагал несколькими годами ранее историк из Англии Никлас Хэммонд; отсюда вывод, что и захоронения правителей Македонии, которые были похоронены в Эгах, следуя родовым обычаями следовало искать здесь; что существует большая вероятность, что Большой Курган в Вергине является царской усыпальницей и хранит в себе гробницы царей или царя. Раз так, то раскопки здесь могли стать многообещающими, так как существовала вероятность отыскать захоронение царя, первое из захоронений, которое не пострадало бы от рук древних грабителей.

В конце августа 1977 года учёными были начаты новые раскопки. Результаты не заставили себя ждать. Уже к октябрю исследователями были найдены три помещения. Также археологам удалось приблизиться к абсолютно нетронутой царской усыпальнице. Размеры гробницы оказались приблизительно равны 10 м на 5,5 м, а высота около шести метров.

Изображение


Дверь в царскую гробницу.

Одним из трех найденных помещений оказалось «Святилище Героев», которое, к сожалению, было разрушено. Первая гробница была прямоугольной формы размерами 3 на 2,09 метров, и высотой 3 метра. Как оказалась, умерших хоронили через отверстие, располагавшееся в потолке усыпальницы, так как в гробнице не было входа. Отверстие закрывалось продолговатым камнем огромных размеров. С сожалением учёные вынуждены были констатировать, что данную гробницу разграбили в древности искатели сокровищ. По оставшимся немногочисленным находкам её можно было отнести к середине IV в. до н. э., предположительно 340 г. до н. э. Стены гробницы оказались расписаны, изображалась знаменитая сцена похищения Персефоны Плутоном. Мастерство, с которым выполнено это произведение просто поражает. Это чудесная работа изображена на плоскости размерами 3,5 метра и высотой в 1 метр. Божество подземного мира изображается в колеснице. В его правой руке можно увидеть скипетр и уздечку, в то же время левой он обнимает талию молодой богини, которая в отчаянии заламывает руки. То как творец изобразил молодую девушку в минуту полного отчаяния просто поражает. Также изображён бог Гермес, который показывает колеснице дорогу в Аид. Позади изображена подруга Персифоны, возможно Киана. На земле можно заметить цветы, только сорванные девушками.

Как выяснилось позднее, до начала работ эскизы выполнялись на штукатурке. Из этого можно сделать, что мастер творил в свободной манере и прекрасно владел техникой рисунка. В глаза бросается то невероятное количество цветов, использовавшееся художником. Всё это создаёт изображение, которое надолго остаётся в памяти того, кто его увидел.

Благодаря кропотливой работе реставраторов этот рисунок дошёл до нас в прекрасном состоянии. На основе данных историков древности можно сделать вывод, что автором этого прекрасного произведения является живописец Никомах, живший в середине IV в. до н. э.


К сожалению, изображения на других стенах не дошли до нас в таком хорошем состоянии. На одной из стен изображалась богини, предположительно Диметра. Также были обнаружены на восточной стене три изображения в удовлетворительном состоянии. Возможно это три Парки.

К северо-западу от данной усыпальницы археологами была обнаружена так называемая «Македонская Гробница» (Гробница II), представляющей собой большую камеру со сводчатым перекрытием. Как известно, до этого все македонские захоронения, которые встречались археологам, оказались, к сожалению, расхищены искателями сокровищ. Поэтому существовала вероятность, что данное захоронение было также разграблено. С трепетом в сердце началась расчистка фасада усыпальнице. На стене был обнаружен рисунок огромных размеров 5,56 м в длину и 1,16 м в высоту занимал всю ширину фасада. Сюжетом для него послужила сцена охоты.

Изображение


Разрез гробницы царя Филиппа.

Было понятно, что воры много раз пытались отворить дверь усыпальницы, и учёные, подумав, решили копать по центру фасада. После расчистки земли пред ними предстала большая двустворчатая дверь из мрамора, на которой следы взлома отсутствовали! По всем признакам эта усыпальница принадлежала знатному человеку. К тому же размер Большого Кургана наводил на мысль, что это место царского захоронения, а черепки, найденные перед фасадом, датировали его временем около 340 г. до н. э.

Поскольку было невозможно проникнуть через огромную мраморную дверь, и не повредить фасад, исследователи решили следовало убрать какую-нибудь плиту, и проникнуть в гробницу по методу «расхитителей гробниц». Гробница была вскрыта 8 ноября 1977 года. К радости археологов гробница оказалась не тронутой. В глаза сразу же бросались остатки мебели из дерева, в обеих сторонах усыпальнице были обнаружены прекрасно сохранившиеся предметы, сделанные из металла: слева — сосуды из серебра, справа — утварь и оружие, сделанное из бронзы и железа. Как оказалось, есть ещё и второе помещение, которое отделялось от центральной огромной двери, сделанной также из мрамора. После первичного осмотра оказалось, что её фасад также не тронут. У одной из стен стоял мраморный саркофаг четырёхугольной формы. Исследователи догадывались, что внутри может быть сосуд с прахом. Также в юго-западной части помещения были найдены: пара кубков из бронзы больших размеров, чаши, сосуд и треножник из бронзы. Особое внимание к себе привлекла емкость с проделанными в ней отверстиями. Этот предмет уже множество раз встречался исследователям, но никто не мог, определись — для чего же он был нужен? После того как внутренности этого сосуда были осмотрены оказалось, что это был всего-навсего светильник.

Изображение


Реконструкция гробницы царя Филиппа.

У одной из стен был обнаружен по-настоящему уникальный предмет. Предмет, похожий на бронзовый щит, мирно покоился у стены. Неподалеку обнаружились железные наколенники и шлем — единственный железный шлем того времени, который археологи когда-либо держали в своих руках. Но вернёмся к щиту. Первоначально они считали, что данный предмет не мог быть щитом, так как не имел наручника или подобных ему атрибутов. Как позднее оказалось — это был… футляр от щита. Позднее команда греческих реставраторов восстановили сам щит. Оказалось, что его края были декорированы орнаментом из слоновой кости. Центральная часть оказалась покрыта позолотой с вырезанной на ней фигурами мужчины и женщины в высоту 0,35 м.

Изображение


«Панцирь царя Филиппа».

Чуть поодаль лежал второй уникальный предмет вооружения македонян — железный панцирь. По своей форме он был похож на доспехи Александра Македонского, известные нам по фреске из Неаполя. Он был сделан из пяти пластин, наплечники — из четырех добавочных пластин. На передней стороне находились шесть львиных голов, сделанных из золота, которые использовались в качестве застежек для кожаного ремня, который соединял переднюю часть и наплечники панциря. Эта находка считается даже более уникальной, чем щит. Но самое главное, что по этим трём выдающимся находкам учёные сделали вывод, что в гробнице покоится не просто царь, а крайне могущественный правитель и высококультурный человек.

Остатки мебели, которые нашли перед саркофагом, возможно, принадлежали богато украшенной ложе. По мере восстановления ученые смогли составить внешний образ изделия. Как оказалось, ложе имело кайму, состоящую из персонажей мифов и скульптуры миниатюрных людей, сделанные из слоновой кости. Одной из таких фигурок изображала бородатого мужчину зрелых лет. Скорее всего это был сам царь Филипп — отец великого Александра Македонского. Величественные и в то же самое время немного утомлённые черты царя с незаметным, но недвусмысленным указанием на ослепший правый глаз удивительно точно было похоже на портретную зарисовку правителя, которая была обнаружена на медальоне сделанным из золота и относящимся к римскому периоду. Медальон был обнаружен в городе Тарса. Вторая головка изображала Александра Великого, а третья его мать Олимпиаду. Все эти изображения были созданы мастером с большой буквы. Каждая из них имеет свои индивидуальные черты, что ещё больше свидетельствуют о мастерстве того человека кто их изготовил. Каждая головка, изготовленная из слоновой кости — это уникальный предмет искусства. Отнести их можно к IV в. до н.э. и все они являются яркими примерами раннегреческого скульптурного портрета.

После реставрационных работ удалось получить информацию о том, как выглядели ножки ложа. Как оказалось, их украшали пальметты и орнаментом из вставок стекла и слоновой кости. Кроме художественной ценности находок из гробницы, историки и археологи смогли ознакомиться с техникой классического эллинизма, о которой мы имеем не очень полное представление. Самую большую загадку хранил в себе саркофаг из мрамора, в котором исследователи надеялись найти урну с остатками после кремации. После вскрытия археологи обнаружили квадратной формы золотой ларец больших размеров. На нем была изображена многолучевая звезда, которую также рисовали на македонских деньгах и щитах.

После того, как сосуд был вскрыт, на самом дне были найдены кости человека в идеальном состоянии. Они были окрашены в синий цвет, также был заметен след от ткани пурпурного цвета, в которую их завернули. Также был найден роскошный золотой венец из золота, листьев дуба и жёлудей. К сожалению, данное творение оказалось деформировано. Но теперь, когда он восстановлен во всём своём великолепии — это одна из самых ценных находок, которая подарила нам античность.

Сосуд из золота и найденные в нём останки буквально заставляют всплывать в памяти сцену похорон Гектора в одной из финальных песен “Иллиады”. Найденное захоронение в точь-в-точь похоже на эту сцену из поэмы. Археологи впервые держали нечто подобное в своих руках.

После того, как эти уникальные находки отправились в город Фессалоник в музей Археологии, учёным следовало решить, как открыть соседнюю камеру. Входную дверь, сделанную из мрамора, открыть не было возможности, так как существовала вероятность повредить лежащие там уникальные сокровища. Существовал всего единственный вариант — вынуть камень с левой стены и правой с правой стороны от двери. Сделать это было очень сложно. В тоже время, учёные не надеялись найти внутри какие — либо ценные вещи. По предположениям исследователей, там должны были находиться остатки керамики и настенная роспись, которая должна была помочь археологам установить точную датировку данной гробницы.

Изображение


Диадема из листьев и желудей.

После того как стене было проделано отверстие археологов ожидали настоящие сюрпризы. У одной из стен стояла ещё одна мраморная усыпальница, размерами она была немного больше той, которую учёные обнаружили ранее. На полу усыпальнице лежал венок из золота. Его находка было настоящим маленьким чудом, так как его закрывал кусок штукатурки. Благодаря кропотливой работе реставратора Д. Матиоса, руки которого подарили новую жизнь не только это шедевру, но и множеству других находок из этой гробницы, сегодня мы можем посмотреть на этот прекрасный венок, доставшийся нам от античной эпохи.

Первое, что бросилось в глаза археологам при входе в переднюю камеру – это штукатурка, которая оказалась в прекрасном состоянии. На полу можно было разглядеть множество остатков мебели из дерева. Передняя камера оказалась невероятно большого размера и к тому же была буквально усыпана различной погребальной утварью. Внимание исследователей привлекло к себе отверстие, которое образовалось между двумя стелами из мрамора. Как оказалось, между ними лежала рельефная пластина из золота. Рядом с входом в усыпальницу был найден горит из золота, внутри которого археологам удалось обнаружить стрелы. Около горита были обнаружены наколенники из бронзы с нанесенной на них позолотой. На полу лежали сосуды из-под масла, сделанные из алебастра. У одной из стен была обнаружена восхитительная пектораль из золота, неподалеку были найдены две медузы, также сделанные из золота.


Изображение

Вход в музей в Вергине.

Обкладка, сделанная из золота, была в форме пластины, которая делилась на три части. Две из этих частей украшали прекрасные рельефы фигур, а третья часть, бывшая самой большой по размеру, украшалась орнаментом, заканчивавшимся в верхней части фигурой воителя. Все рельефы объединялись сюжетом, изображающим воинов, которые облачись в доспехи и вооружились мечами. Они ведут кровопролитное сражение с неприятелями. В то же время женщины и дети ищут укромное место у алтарей с изображениями богов. Логически размышляя, можно придти к выводу, что изображен захват города: победители врываются в храмы. Учёные сразу же предположили, что изображается падение Трои – самый излюбленный сюжет для всех греческих мастеров. Позднее, изучив рельеф детальнее, исследователи усомнились в этом, так как ни одного из персонажей не удалось сопоставить с каким-либо героем. Скорее всего, это сюжет какой-то другой битвы, о которой нам ничего не известно.


Изображение

Горит и поножи в гробнице.

Ни для кого не секрет, что настолько богатые гориты использовали вожди скифов, несколько штук подобных горитов были найдены в южной части России, на местах скифских поселений. В Карагодеуашхе археологами были найдены семь похожих горитов – скорее всего, они были сделаны по одной и той же матрице. Это было подтверждено советской ученой А.П. Манцевич. Из этого мы можем сделать вывод, что этот горит являлся военной добычей македонян после их сражения со скифскими войнами. Как известно, царь Филипп II в 339 году до н. э. сражался с царём Атеем и разбил его. Македонские воины захватили огромную добычу. Скорее всего, именно в этот момент горит и попал к ним.


Изображение

Горит в музее. Слева золотая пектораль.

После того, как саркофаг в передней камере был вскрыт, исследователей ожидал ещё ряд приятных сюрпризов. Внутри лежала ещё одна урна, но на этот раз она была меньше по размеру. Исследователи сразу же вынули её и приступили к вскрытию. Внутри лежали кости, которые накрывала парча пурпурно-золотого цвета. Нити из золота были в хорошем состоянии, но пурпур грозил вот-вот исчезнуть. Исследователи сразу же сделали фотографии. Спасение этой ткани было очень трудным занятием. Группе реставраторов во главе с Т. Маргаритовым удалось это сделать. Но была ещё одна находка, уникальность которой просто невероятна. В урне вместе с останками лежала женская диадема из золота – одно из самых уникальных украшений, доставшихся нам от древности. Главной чертой этого украшения было не её роскошь, а изящество, с которым было выполнено это украшение.


Изображение

Изображение сцен битвы на горите.

Стебли из золота украшали множество завитков, бутоны, ножки которых также выполнены из золота. Всю композицию венчали пальметки и изображение пчёл над цветами – всё это в совокупности и создало это уникальное произведение искусства.


Изображение

Диадема.

Подробно рассмотрев все находки, ученые пришли к выводу, что ими была найдена царская усыпальница. Это была самая большая из всех македонских усыпальниц, внутри она была расписана известным художником, а находки представляют собой огромную ценность, как в прямом, так и в переносном смысле. Важность находок позволяет предполагать, что гробница принадлежит главе царского рода. В пользу этого говорит найденная учёными диадема из золота и серебра. Концы этого украшения скреплялись Геракловым узлом, позволявшим регулировать размер объёма.


Изображение

Возможно, так выглядел царь Филипп в своем уникальном железном панцире.

Датировка находок не вызывает труда. По мнению ученых, они относятся к третьей четверти IV в. до н. э., а точнее к периоду между 350 и 325 г. до н. э.
При условии того, что датировка верна, можно прийти к выводу, что данная усыпальница принадлежит царю Филиппу II - отцу знаменитого Александра Македонского. Работы антропологов говорят нам, что останки принадлежат мужчине в возрасте от 40 до 50 лет, а, как известно, Филипп был убит в возрасте 46 лет. Группа археологов из Англии провели восстановление черепа. Сразу же проявилось сходство с изображением царя. Также на правой височной кости было обнаружено углубление, которое когда-то было раной от стрелы. Останки из второй урны, как и предполагалось, судя по диадеме, оказались женскими. Это молодая девушка в возрасте от 23 до 27 лет, скорее всего, была одной из жен Филиппа, но какой именно, пока не известно. Таким образом, удивительные сокровища, найденные археологами в Вергине, позволили пролить свет не только на цивилизацию македонян, но и на всю эпоху эллинизма IV века до н. э.


Изображение

«Гробница царевича»

Однако на этом работы не закончились. Позднее археологам удалось обнаружить ещё одну усыпальницу (Гробница III), которая располагалась северо-западнее от первой усыпальницы. Учёными сразу же было выдвинуто предположение, что в ней покоится один из членов царского рода. Эта усыпальница была небольших размеров, но в ней также было две камеры. К сожалению, роспись фасада гробницы не сохранилась, так как она проводилась не по штукатурке, как в остальных гробницах, а по панели из дерева или по коже. Однако была обнаружена небольшая фреска, располагавшаяся в передней камере. На ней была изображена двухупряжная колесница. Конечно же, эту фризу мы не можем поставить в один ряд с той чудесной росписью, которая была обнаружена в других усыпальницах, но всё же она также принадлежит руке великого мастера, знавшего толк в своём деле.


Изображение

Роспись с изображением колесницы.

Внутри камеры находилось множество предметов. На полу было обнаружено множество остатков от органических материалов. В одном из углов камеры были найдены кубки, сделанные из серебра. Практически все из них были в прекрасном состоянии. В общей сложности археологами были обнаружено 28 предметов. После того, как они были обработаны, выяснилось, что они не такого высокого качества, как находки из Гробницы II, но некоторые из них представляли не меньшую ценность. Часть из этих предметов имели очень необычную, можно даже сказать оригинальную форму, которая была не характерна для изделий из серебра. Однако, несмотря на всё это, исследователями были обнаружены несколько шедевров. Например, патера с изображением головы барана на конце ручки. Это является прекрасным примером металлообработки, существовавшей в IV веке до н. э.


Изображение

Бронзовая масляная лампа.

Однако это не единственные предметы, которые заслуживают пристального внимания к себе. Например, был обнаружен позолоченный наконечник меча. Также были найдены пять позолоченных скребков (стригилей), сделанных из бронзы. Также удалось найти наголенники, на которые была нанесена позолота. В ужасном состоянии было обнаружено какое-то подобие одежды из кожи или из затканной ткани из золота. Были обнаружены останки человека после кремации. Их опоясывал венец, сделанный из золота, листьев дуба и жёлудей. Этот прекрасный венец не был столь же массивен как тот, что был обнаружен в Первой Гробнице, но несмотря на это его также можно признать одним из удивительнейших венцов из золота, доставшимся нам от древности.


Изображение

Помещение музея: находки из гробниц.

Практически со стопроцентной вероятностью можно предположить, что в усыпальнице также располагалось ложе из дерева, которое также украшала резьба из слоновой кости. Из груды обломков было отсеяно всего два элемента ложа. Скорее всего, это были украшения ножек ложа. Кропотливая работа Г. Петкусиса позволила учёным восстановить некоторые элементы рельефа и орнамента. Как выяснилось, на рельефе был изображён Пан, с левой стороны изображалась дионисийская пара. Видно, что мужчина зрелых лет держит в руке факел, одновременно с этим он опирается на плечи юной женщины.


Изображение

Роспись одной из гробниц в Вергине: траурная процессия.

Тщательная работа антропологов позволила установить, что в усыпальнице покоится юноша в возрасте от 12 до 14 лет. Только то, что данная гробница была построена специально для усопшего юноши, позволяет причислить её к царским гробницам. Если у кого-либо все же оставались какие-либо сомнения, то найденные археологами сокровища должны были полностью развеять все страхи: следует помнить о найденной усыпальнице, которая была сделана во всех традициях высокого искусства.

Некоторые из историков высказывают предположения, что данная усыпальница принадлежит Александру IV, сыну прославленного Александра Македонского. Как известно, он был объявлен царём после смерти своего отца, а умерщвлен в 310 – 309 г. до н. э.


Изображение

Портрет Филиппа II из слоновой кости, высота 3,2 см.

Несмотря на все те удивительные находки, работа в Вергине не останавливалась. В 1982 году археологам удалось раскопать городской театр, в котором и был убит Филипп II, а его сын был провозглашён царём. В 1987 году было сделано ещё одно потрясающее открытие. Была найдена ещё одна усыпальница. После вскрытия внутри учёным удалось обнаружить огромное количество погребальной утвари. Как выяснилось, данная гробница относится к VI веку до н. э. Из этого мы можем сделать вывод, что это самая ранняя гробница, которую удалось обнаружить в древней македонской столице. Также при раскопках на глубине были обнаружены блоки из известняка, составлявших крупную постройку. Как выяснилось, это оказалась погребальная камера. К сожалению, здесь уже побывали грабители. Но, несмотря на это, в одной из камер учёным повезло обнаружить уникальную находку – это оказался трон из мрамора с выполненным на нём орнаментом. Он стоял в самом дальнем углу гробницы. На его спинке был нанесён рельеф с изображением растений и изображение Плутона и Персефоны на колеснице. Рядом с троном находилась скамейка, которая предназначалась специально для ног. Учёные предполагают, что данная усыпальница принадлежит женщине. Скорее всего, она также принадлежала к царскому роду. После смерти её тело также подвергли кремации. После этого останки поместили в ларец.


Изображение


Золотые серьги из погребения в Вергине.

Сегодня все эти артефакты, найденные при раскопках в Вергине, являются экспонатами музея в Вергине и музея археологии в Фессалониках. Каждый, кто смотрит на них, конечно же, видит в них нечто свое, однако одно несомненное – очень высокий уровень тогдашней греческой культуры, несколько позднее, а именно после походов Александра Македонского на Восток, ставшей основой для культуры эпохи эллинизма.

Автор: Дмитрий Гориславский
https://topwar.ru/10...na-chast-2.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 4 раз:
chapajnn , Gaz , skitalec , НикК


Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.