Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Щиты


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 228 сообщений
  • 6593 благодарностей

Опубликовано 23 Июнь 2017 - 15:04

Щиты из досок



«Он поднял щит, не выбирая,
Нашел и шлем, и звонкий рог»
(«Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)


Щит – важнейшая деталь снаряжения любого воина минувших эпох. У него могло не быть меча, топора, копья… Одна только праща в качестве оружия для лишения жизни ближнего своего, а вот щит должен был быть обязательно. А как же? Ведь себя-то, любимого, защитить надо в первую очередь. Но что из себя представляли древние щиты? Каким был самый первый щит и какой путь прошел этот вид защитного снаряжения до настоящего момента, то есть до тех щитов, которые мы сегодня едва ли не ежедневно видим в новостях в руках у стражей порядка, разгоняющих агрессивные толпы? Причем, поскольку они были разные, начнем с самых известных щитов – деревянных, сделанных из самых обыкновенных… досок!


Изображение


Щит-скутум из Дура-Европос. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ну, а начать нужно с того, что еще в 1980 году в номере 12 журнала «Техника-молодежи» (начала стр.48) была опубликована статья ст. лейтенанта Дмитрия Зенина «Защитники земли русской» (о наличии на Руси рыцарства аналогичного западному) и к ней в дополнение – статья историка Виктора Прищепенко «… И вооружены зело», в которой мне довелось прочитать о том, что «даже у бедного крестьянина имелись железная кольчуга, дубовый щит и железный меч, выкованный из болотной руды». Кстати, в номере журнала, что выложен в Интернете, эта фраза кем-то подчеркнута. Наверное, вызвала она удивление не только у меня одного. Впрочем, удивил меня не столько «болотный меч» и кольчуга, сколько «дубовый щит». Дело в том, что до 1974 года я жил в собственном доме, регулярно пилил и колол дрова и знал, что древесина дуба прочная, да, но тяжелая и колкая. Я бы не стал делать себе дубового щита ни под каким видом. Как было узнать кто прав, а кто нет?

Изображение


Вот так этот щит представлен в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Пошел в библиотеку местного краеведческого музея, попросил журналы «Советская археология» и нашел статью о круглых щитах, найденных в болотах Прибалтики (и аналогичных щитам викингов!), сделанных из… липы! А затем нашлась информация и о том, что согласно письменным источникам, которые известны ученым и по сагам, в которых щит нередко называется «Липой меча», щиты должны были быть из липы. Должны, но не были!

Дело в том, что археологические находки не подтвердили этого. И хотя древесина липы куда больше годится для изготовления щита, так как она и более легкая, и вязкая, и не раскалывается от удара, все обнаруженные ими щиты были сделаны почему-то из древесины ели, пихты либо сосны. Но к викингам мы еще вернемся. То есть буйная, очень даже буйная фантазия была у советского «историка» Виктора Прищепенко с его «дубовыми щитами», крестьянскими кольчугами и «болотными мечами», хотя с тем, что мечи ковали из болотной руды, спорить не приходится. Вот только не для бедных крестьян они предназначались.

Итак, какой «дощатый щит» претендует у нас на первенство? Оказывается, такой есть, причем… не самый он и древний. Дошли такие щиты до наших дней (!), были описаны путешественниками, выставлены в музеях, а происходят из Австралии, где аборигены пользуются ими еще и сейчас. Щит этот называется «парирующая палка» и представляет он собой прочную деревяшку с прорезью для руки посредине, поэтому в этом месте у нее имеется утолщение. Такими палками австралийцы парируют удары метательных снарядов – копий и бумерангов. То есть вся функция защиты основана на ловкости рук. Но… если к этой палке прибить поперечные дощечки, все это сбить еще двумя рейками, склеить все это рыбьим или копытным клеем, то вот вам и щит, причем, «щит из досок». Возможно, когда-то люди так и поступили, а вот австралийцы почему-то совершенствоваться раздумали и остались голыми и счастливыми!

Изображение


Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти. Каирский музей.

Обратившись к эпохе Древнего Египта, мы увидим, что щиты там использовались кожаные, но с деревянной рамой. И то же самое можно было наблюдать и в Ассирии, а затем и в Персии. Почему так понятно. Нет соответствующих ресурсов! Нет дерева, нет и «щитов из досок», но можно использовать плетеные щиты (и мы их видим на ассирийских рельефах) и кожаные, конической формы.

Изображение


Краснофигурный скифос с изображением сражающихся спартанцев с аргивскими щитами. Кампания. Автор: «Мастер Поединка». 350 -320 гг. до н.э. Эрмитаж.

Круглые щиты древних греков (о восьмеркообразных щитах микенской эпохи и дипилонских щитах рассказывалось в цикле статей «Оружие Троянской войны» http://arkaim.co/top...oyanskoj-vojny/), покрытые листовой медью – так называемые аргивские щиты, были очень красивы. Но технология их изготовления была ближе к технике производства деревянной посуды. Основываясь на археологических находках, Питер Коннолли сделал вывод, что его основу делали из каких-либо твердых пород, например, дуба, после чего к внутренней стороне крепили все нужные детали, а гвозди, что выходили при этом на внешнюю сторону щита, отгибали и забивали в дерево. Потом щит покрывался тонкой бронзой или же бычьей кожей. При этом он указывает, что по тому, насколько эти гвозди загнуты, можно судить, что деревянная основа аргивского щита в центре имела толщину всего лишь 0,5 см, поэтому внутрь под руку часто закладывалась дополнительная усиливающая пластина. Вес такого щита, по сути дела напоминавшего очень большую миску, по Коннолли, составлял около 7 кг. То есть да, это «щит из досок», но очень уж тонкой. К тому же надо было придать ему выпуклую форму, прикрепить плоский бортик. В общем, это было очень трудоемкое изделие. И, видимо, первоначально большей толщины, а затем, именно как каменную миску, его обрабатывали до тех пор, пока он не приобретал свою выпуклую форму и соответствующую толщину.

Изображение


Кратер из Апулии. «Битва греков с осками». Мастер Длинного напуска. 380 -365 гг. до н.э. Эрмитаж.

А вот первые деревянные многослойные щиты, максимально используя особенности древесины, начали делать кельты и римляне. Известно, что у последних заимствованные у кельтов овальные щиты сначала были обрезаны снизу и сверху, а затем приобрели и вовсе прямоугольную форму в виде выгнутой керамической черепичной пластинки. Кроме таких щитов, использовавшихся в пехоте, римляне использовали плоские овальные щиты, служившие средством защиты всадников, а затем, уже на закате Империи, и большие овальные и круглые щиты, применявшиеся и в пехоте, и в коннице.

Изображение


Кратер: «Воин с аргивским щитом». Мастер Кассандра. 350 г. до н.э. Эрмитаж.

Археологам повезло. В Дура-Европос, древнем городе, обнаруженном на территории современной Сирии, еще в 1920 году были найдены несколько развалин домов и дворца, два храма и уникальные фрески. Сейчас, к сожалению, Дура-Европос религиозные фанатики из «Исламского государства» (запрещено в РФ) уничтожили. Но все же некоторые находки, сделанные в нем, были вывезены в конце ХХ века в музеи Франции и США и потому сохранились в Лувре и в музее Йельского университета. В Йеле и находятся три деревянных расписных римских щита. На одном щите видна фигура бога войны Марса, а на другом – сцена сражения греков с амазонками. На третьем –популярный мотив из «Илиады». Реконструкцию росписи щитов провел Герберт Дж. Гьют, сотрудник художественной Галерея Йельского Университета.

Изображение


Кельтский щит. Рис. А. Шепса

Интересно, что в Дура-Европос нашли 24 полных или частично сохранившихся деревянных щита, ряд металлических деталей от них и еще 21 умбон. Пять наименее поврежденных деревянных щита имели овальную и слегка выгнутую форму, и размеры от 1.07-1.18 м в высоту и 0.92-0.97 м в ширину. Толщина у них тоже небольшая – 8-9 мм в центре, ближе к краю около 6 мм, а на самом краю всего 3-4 мм. Все эти щиты собраны из тополевых дощечек (12-15 досок) толщиной 8-12 мм, склеенных между собой по всей длине.

Изображение


Щит, на котором изображен либо римский император, либо восточный бог-воин. Реконструкция.

Один из щитов, найденный в Дура-Европос, не был раскрашен, в то время как некоторые из досок в месте разреза и в других местах были зачем-то окрашены розовым. Другие же щиты были чрезвычайно богато украшены. На одном видна стоящая фигура, изображенная в стиле пальмирских богов, на серо–зеленом фоне. У двух щитов были красные поля, с узором в виде венка и завитков волн вокруг отверстия для умбона. На красном поле одного из щитов представлена сцена из Илиады, на другом тоже очень популярное в то время изображение Амазономахии. Задняя часть щита с изображением амазонок была выкрашена в синий цвет и украшена розетками и красными сердцами, обведенными еще и белой каймой.

Изображение


Щит с изображением Амазономахии до реконструкции.

Изображение


Тот же щит после реконструкции. Отверстие для умбона окружает лавровый венок. На щите показана битва между греками и амазонками.

Изображение


Щит с картиной разграбления Трои до реконструкции ее лицевой стороны.

Изображение


Тот же щит после реконструкции.

Как всегда, на Западе в наши дни появились мастера, которые начали воссоздавать реплики этих щитов, причем старались сделать их по возможности точно соответствующими оригиналу. Это в свою очередь позволило испытать их «в деле» и выяснить, что эти щиты были удобны, и обеспечивали их хозяевам довольно высокий уровень защиты. Кроме того, удалось выяснить, что овальные щиты, о которых идет речь, не были плоскими. А были несколько выгнутыми, хотя и не очень сильно.

Изображение


Щит «из Дура-Европос» работы мастера Хольгера Ратсдорфа.

Что касается выгнутых прямоугольных римских щитов, то до нас дошел всего один экземпляр такого щита, найденный опять-таки в Дура Европос, и датируется он III в. н.э. Щит сделан по очень сложной технологии. Он склеен из платановых дощечек толщиной примерно 2 мм, наклеенных крест-накрест в три слоя, таким образом, что в итоге получился выгнутый кусок обычной фанеры. Рукоятка представляла собой утолщение средней деревянной полосы. Щит снаружи был обтянут кожей, а сверху кожи еще и холстом. Края щита были обшиты полосками сыромятной кожей, пришитыми к дереву. Этот щит легче и не так прочен, как еще два щита, найденных в других местах. Но они были в середине почти в два раза толще. Его роспись указывает на то, что это был скорее всего не боевой, а церемониальный щит. В бою его никогда не использовали. Впрочем, известны рельефы, показывающие нам преторианцев конца I в. н. э., выходящими на парад со скутумами овальной формы.

Изображение


Римский легионер со скутумом. Хорошо видны бронзовые оковки щита. Фигурка фирмы «Миниарт».

В I-II вв. н. э. края прямоугольного скутума стали укреплять оковками из бронзы. И вот они-то и доказывают, что толщина их по краю была не больше 6 мм, хотя в середине и имели около сантиметра. Реконструкции щита из Дура-Европос с добавлением бронзовых оковок и железного умбона имели вес около 5,5 кг. Если же в середине щит был толще, вес его доходил до 7,5 кг.

Лицевая сторона и кельтских, и римских щитов украшалась рисунками. Причем они были довольно крупными и представляли собой хорошо узнаваемые символы легиона. Питер Коннолли считает, что во II в. прямоугольный скутум постепенно выходит из моды, а к середине III в. он уже исчез и был заменён на овальный щит ауксилиариев. Одновременно с этим на нескольких памятниках вы видим и круглые щиты, которые, как считается, были щитами знаменосцев. На настенных росписях из синагоги в Дура Европос в Сирии изображены щиты шестиугольной формы. Майкл Симкинс – британский историк и реконструктор - считает, что поскольку таких щитов нигде больше нет, то очень возможно они являлись частью снаряжения катафракта. Опять-таки у всех щитов, найденных в Дура-Европос, край укреплен не бронзой, как обычно, а сыромятной кожей.

Изображение


Выпуклый прямоугольный щит, найденный во время раскопок в «Башне 19» в Дура–Европос. III в. н.э. Художественная Галерея Йельского Университета. Нью-Хейвен, Коннектикут, США. Показано устройство щита.

Изображение


Интересно, что в обычае римских легионеров было носить щиты в кожаных чехлах, защищавших их от непогоды. Рис. А. Шепса.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
Shurf

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 228 сообщений
  • 6593 благодарностей

Опубликовано 06 Июль 2017 - 16:53

«Лес в ливне стрел
железный рдел.
Эйрик с нивы жал
славу пожал»

(Эгиль Скаллагримссон. Перевод С.В. Петрова)



В прошлый раз материал под названием «Щиты из досок» вызвал много комментариев, хотя и не все они касались данной темы. Один из читателей высказал мысль, что правильнее было бы назвать ее «щиты из деревянных планок» и с этим, пожалуй, можно вполне согласиться, так как это будет точнее. Потому, что, да, действительно и щиты ассирийцев (не все, вернее не у всех воинов, но у некоторых), и щиты римских воинов эпохи заката империи – все они были из деревянных планок, склеенных между собой. Но название «уже устоялось», поэтому оставим его уж таким, как есть.

И нужно ведь еще отметить сложную конструкцию такого вот «дощатого щита». Обшивка снаружи – полотно или кожа. И обязательно металлический конический либо полусферический умбон, закрывающий вырез под рукоять. Причем интересно, что распространились такие щиты прежде всего в Европе, тогда как в Азии были популярны щиты, сплетенные из прутьев. И хотя народы Востока то и дело волна за волной накатывались на Европу, заимствования этого элемента вооружения так и не произошло.

Изображение


Роспись на стене замка Каркассон. Европейские воины сражаются с арабами, причем круглые щиты и у тех, и у других.

Кстати, о том, что стало причиной переселения кочевых народов из Азии на Запад, известно по-прежнему очень немного и единого мнения по этому вопросу нет до сих пор. Была ли это многолетняя, катастрофических масштабов засуха или же напротив, все залило проливными дождями и засыпало снегом, что сделало кочевое животноводство практически невозможным, сегодня определить очень трудно. Но зато о причинах, вызвавших походы северных викингов сегодня известно несколько больше. Речь пойдет о так называемой «катастрофе 535-536», ставшей следствием сильнейшего извержения либо одного, либо сразу нескольких вулканов, таких, как Кракатау или Эль Чичон, когда в атмосферу Земли попало так много вулканического пепла, что это привело к резкому похолоданию в районе всего средиземноморского бассейна и, соответственно, в Скандинавии. Суровые зимы теперь продолжались год за годом, это вызвало голод, проблему которого нужно было решать.

Изображение


Осада Иерусалима в 1220 году. Все воины изображены с круглыми щитами. Миниатюра из испанской рукописи библиотеки Пирпонта Моргана. Нью-Йорк.

А еще именно это событие, очень сильно повлияло на характер жителей Скандинавии, которые не только начали повсеместно зарывать в землю клады золотых вещей и бросать их в озера и болота, но и изменили свое отношение к жрецам. До катастрофы они играли в обществах «людей с Севера» очень заметную роль. Но «когда солнце затмилось», а их моления, и жертвы богам ожидаемого эффекта так и не принесли, вера в их могущество хотя и не сразу, но упала. Авторитет местного жречества заменил авторитет военных вождей, поскольку в это время только с мечом в руке человек мог бороться за выживание вопреки капризам злой природы. И, возможно, именно в событиях этого времени и следует искать корни того воинственного «перекоса» в их культуре, который уже впоследствии нашел себе выход в походах викингов…

Изображение


Современная реконструкция снаряжения одного из командиров римского легиона эпохи заката империи.

Изображение


Римский шлем той эпохи, обнаруженный в Сербии.

С военной точки зрения нападения викингов на земли Англии и Франции вылились в противостояние хорошо вооруженной пехоты «северных людей» и более или менее тяжеловооруженных аборигенных всадников, которым требовалось прибыть на место нападения как можно скорее и наказать наглых захватчиков. Причем, еще в эпоху заката Римской империи доминирующим в Европе стал большой круглый щит, склеенный из деревянных планок и ярко расписанный.

Изображение


Рисунки на овальных римских щитах из Notitia Dignitatum.

Изображение


Современная реконструкция внешнего вида воинов эпохи заката Римской империи.

Нужно отметить, что расписаны щиты были не как-нибудь по желанию владельца, а с изображением эмблемы его части, то есть легиона. О том, что это так и было свидетельствует Notitia Dignitatum («Список должностей») – важный документ эпохи поздней Римской империи (конца IV или начала V веков).

Изображение


Страница средневековой копии Notitia Dignitatum с изображением щитов Magister Militum Praesentalis II, списка римских воинских соединений. Бодлеанская библиотека.

Изображение


Еще одна реконструкция снаряжение драконифера и рядового легионера.

Изображение


Рисунок на щите легиона Кварта Италика (бывший Четвертый Италийский легион) ок. 400 г. н.э. Notitia Dignitatum Or. VII. Бодлеанская библиотека.

Изображение


Рисунок на щите Пятого Македонского легиона. Начало V в. н.э. Notitia Dignitatum Or. VII. Бодлеанская библиотека.

Изображение


Римский воин V в. н.э. Рисунок Джузеппе Рава.

Изображение


Римский воин V – VI в. н.э. Легион Квинта Македония. Рисунок Гэри Эмблетона.

Традиционное защитное вооружение воина-викинга состояло из круглого щита, склеенного из деревянных дощечек, материалом для которых обычно служила древесина липы (кстати, именно липа и послужила основой для поэтического кеннинга «Липа войны» – т.е. иносказательного названия щита), с металлическим выпуклым умбоном посредине и диаметром приблизительно в один ярд (91 см); конического шлема, имеющего наносник и реже полумаску, и кольчуги с короткими, до локтя, рукавами. В скандинавских сагах часто говорится о том, что щиты викингов были ярко раскрашены. Причем каждый цвет занимал на них либо четвертую часть окружности, либо половину его поверхности. Щит собирался из гладко оструганных липовых дощечек, толщиной около 5-6 мм, путем их склеивания крест-накрест. В середине у него всегда выпиливалось круглое отверстие, которое снаружи закрывал металлический умбон. Внутри этого отверстия и поперек него проходила рукоятка щита. Щиты из Гокстада были сделаны из семи или восьми планок из мягкой древесины хвойных пород, судя по всему, сосны. Именно она использовалась в большинстве случаев, хотя и не всегда и при этом различной ширины, и толщины. Многослойных щитов, как у римлян, у викингов на было!

Изображение


Устройство щита викинга с обратной стороны. Современная реконструкция.

Изображение


Щит эпохи викингов из Треллеборга. Дания. Диаметр около 80 см.

Свои щиты викинги по краям их укрепляли кожей или металлическими оковками. При раскопках в Бирке, Швеция, нашли щит, с отделкой из маленьких бронзовых пластинок. Щит имел диаметр 75 – 100 см (или около 90 см). Поверхность их обычно раскрашивали. При этом самыми красивыми викинги считали щиты, покрашенные в красный цвет, но известны были и щиты желтого цвета, черные, и даже совершенно белые щиты. Но вот зеленый или синий цвета популярностью у викингов не пользовались. Можно даже предполагать, что такая их форма и относительная хрупкость конструкции являются следствием того, что они предполагались для использования в захоронении, что это вряд ли были настоящие боевые щиты. Исследователи отмечают сходство гокстадских щитов со щитом, обнаруженном в торфяном болоте в Тирскоме, Латвия (Тирском торфянике). Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника был изготовлен из дерева, хотя по форме и размерам и идентичен местным образцам из железа.

Интересно, что все обнаруженные 64 щита со знаменитого Гокстадского корабля, были раскрашены в контрастный черно-желтый цвет. При этом плоскость щита просто делили просто пополам или же раскрашивали ее в шахматном порядке. Были щиты с рисунками явного мифологического содержания, например, на них рисовали руны, фигуру дракона или еще какого-нибудь фантастического животного. В битве при Несьярев, например, случившейся в 1015 году, у многих воинов щиты имели разноцветные полосы на щитах, причем не только накрашенные, но и сделанные из позолоченного металла. Обычно умбоны прикрепляли на щиты при помощи железных гвоздей, острия (концы) которых бывали или загнуты, или же расклепаны с обратной стороны щита. В местечке Бирке найдены щиты с умбонами закрепленными четырьмя гвоздями, в гокстадских щитах их шесть. Встречаются и случаи находок крепления умбонов пятью заклепками.
Рукоятки, за которые удерживался щит, были деревянными. Но на более красиво и старательно изготовленных щитах на деревянную основу могла быть наложена выгнутая железная пластина, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или даже сделанной на нем серебряной инкрустацией.

В щитах, найденных на корабле из Гокстада края щитов были укреплены кожаными ободками. Для этого в них были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3,5 см. Но сам обод, увы, не сохранился. Можно лишь предполагать, что по краю щита шла полоса кожи, прикрепленная к деревянной основе либо стежками, либо к ней прибитая тонкими металлическими гвоздями, которые затем загибались изнутри в форме буквы «Г» и забивались в основу.

Изображение


Реконструкция щита с корабля из Гокстада.
.
Викинги были большими любителями поэзии, и не просто поэзии, а поэзии метафорической, где обычные слова следовало заменять передающими их смысл цветистыми метафорами, передающими смысл этого названия. Понять такие стихи мог только тот, кто слышал их с детства. Например, щит вполне мог называться у одного скальда, то есть слагателя саг и поэта, «Доской победы», «Сетью копий» (причем само копье в свою очередь при этом могло иметь название «Рыба щита»), тогда как у другого – «Деревом защиты» (явное указание на материал и назначение!), «Солнцем войны», «Стеной хильд» (то есть «Стеной валькирий»), «Страна стрел» и даже «Липой войны». Последнее название являлось прямым указателем на материал, из которого викинги также делали свои щиты, то есть на древесину липы. То есть никаких «дубовых щитов» викинги не знали. Не знали их римляне, а раз так, то… и никто их не знал, ибо среди археологических находок их нет, а текстовые материалы их наличия также подтверждают!

Изображение


Еще один щит из липовой древесины из Национального музея Дании в Копенгагене.

Имея такие щиты, викинги использовали в бою и соответствующие приемы. Хорошо известно, что, защищаясь, викингов стоили на поле боя «стену из щитов» – фалангу из воинов, выстроенных в пять или даже более рядов, в которой наиболее хорошо вооруженные бойцы находились в первых рядах, а те, кто имел вооружение похуже находились сзади. Историки дло сих пор ведут спор, как строилась эта «стена из щитов». Ставится под сомнение, что щиты могли перекрывать друг друга, так как это препятствовало бы свободе движения воинов в бою. Но существует надгробная плита X века в Госфорте из Кумбрии, изображающая щиты, перекрывающие один другой на большую часть их ширины. Такое их расположение сужает фронта на ширину 45,7 см для каждого человека, то есть где-то на полметра. Гобелен из Осеберга IX века тоже изображает такую же стену из щитов. Но современные кинематографисты и реконструкторы, изучая построения викингов, обратили внимание, что воинам нужно достаточно места для замаха мечом либо секирой, так что такие сомкнутые построения вряд ли имели смысл! Правда, существует предположение, что их смыкали, приближаясь к противнику, а входя с ним в соприкосновения фаланга «раздавалась», чтобы каждый викинг мог свободно орудовать мечом или топором.

Основным боевым построением викингов была все та же «свинья», что применяли тогда и всадники-византийцы – клинообразное построение, имеющее зауженную переднюю часть. Они считали, что сам Один придумал такое построение, что говорит о древности и значимости этого тактического приема для них. Оно состояло из двух воинов в переднем ряду, трех во втором и еще пятерых в третьем. Стену из щитов тоже можно было выстроить не только по фронту, но и в виде кольца. Так Харальд Хардрада, кстати говоря, и сделал в сражении на Стемфордском мосту, где его воины встретились с воинами короля Англии Гарольда. Что до командующих, то они защищались еще и дополнительной стеной из щитов, которыми державшие их воины отклоняли летевшие в них стрелы. Выстроившись в линию, викинги могли отразить атаку конницы. Но франки сумели победить их в битве при Соукорте в 881 году. Тогда франки допустили ошибку, нарушив строй, что дало викингам возможность их контратаковать. Но их второй натиск отбросил викингов назад, пусть даже они свой строй сохранили. Но викинги осознали силу конницы франков и заимели всадников у себя. Но крупных конных соединений у них не могло быть, ведь перевозить лошадей на кораблях викингам было сложно! Ну, а так в целом, ни шлемы, ни кольчуги, ни тем более щиты викингов ничем не уступали защитному вооружению тех же франкских всадников. Кстати, очевидная хрупкость щитов викингов возможно была задана им изначально. Относительно тонкое поле щита легко расщеплялось, что, вполне возможно, задумывалось так специально, для того, чтобы оружие противника в древесине щита застревало.

Изображение


Шахматные фигурки викингов с острова Льюис, Шотландия. Вероятно, это самые древние шахматные фигурки, найденные в Европе. Изготовлены они из моржовой кости, и, вероятно, в Норвегии, в 1150 – 1200 гг. В XI веке этот остров принадлежал Норвегии, так что нет ничего удивительного в том, что они там оказались. Главное, это то мастерство, с каким они были сделаны. Всего найдено 93 фигуры из четырех наборов. 11 фигур не самой лучшей сохранности находятся в Эдинбурге (Национальный музей древностей), тогда как остальные экспонируются в Британском музее в Лондоне.

Изображение


Круглые щиты пиктов. Рис. А.Шепса.

Изображение


Барельеф с изображением воинов-пиктов с квадратными щитами. Но были еще и загадочные щиты в форме буквы «Н» – то есть вот такие же квадратные, но с вырезами прямоугольной формы вверху и внизу. Рис. А.Шепса.

Интересно, что на территории Британии щиты подобные щитам викингов имели многие народы, жившие там, включая тех же пиктов. Они также образовывали в бою стену из щитов, хотя сами их щиты имели отличия от щитов «народов с Севера». Они тоже имели металлические умбоны, но были меньше по диаметру. Но самое интересное, что опять же только пикты имели дощатые щиты с умбоном напоминающие формой букву… «Н» с двумя вырезами вверху и внизу. Но откуда и почему взялась такая форма и какой был в ней смысл непонятно до сих пор…
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
Shurf


Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.