Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Секты: исторические сведенья


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    70
  • 13 325 сообщений
  • 7964 благодарностей

Опубликовано 04 Май 2017 - 16:55

Борбориты: еще один путь к спасению


«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой»
(Деяния апостолов 16:31)
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота… ереси… поступающие так Царствия Божия не наследуют»
(Галилеянам 5:20).


На страницах ВО мы то и дело встречаем то истории про старообрядцев, являвшихся чуть ли не оплотом государственности и справедливости в России, то с измышлениями о миллионах убитых при крещении славян-язычников (интересно, а кто их тогда считал и как проводилась перепись убиенных?), то есть вопросы религии и посетителям, и авторам статей на сайте весьма интересны. Почему так, понятно. На планете Земля (так уж получилось!) у людей нет иного предназначения, как размножаться и умирать. Причем первое приносит нам удовольствие, а вот второе страдание. Естественно, что первого хотелось бы побольше, а вот второго чтобы не было совсем. И вот тут-то религия и предлагает нам путь спасения, то есть веру в бессмертие души и ее спасение в том случае, если человек во все это уверовал и стал последователем одной из религий. Однако всегда находились люди, искавшие особые, «более верные» пути к спасению, отличные от официально принятых и одобряемых церковью. Их считали еретиками и преследовали, однако они тоже искали спасения, хотя и по-своему. И было таких ересей очень много, однако, пожалуй, самой необычной среди них была ересь борборитов.


Изображение

Собор Святой Софии в Киеве, где среди прочих святых изображен Епипфаний Кипрский (310 – 403 гг.)

Впрочем, называли их по-разному в разных местах: стратиотиками, закхеями, фивионитами, барбелитами, а еще коддианами и борборитами. Причем два последних названия по-настоящему «говорящие». Первым обозначались люди, с которыми бы никто не захотел бы возлечь за столом во время еды, а второе переводится просто как «навозники»). Но название – названием. А вот в чем заключалась суть этого учения? Ну, прежде всего, это тоже было… христианство, поскольку борбориты верили в Христа. И тем не менее они были прокляты церковью, как еретики. Почему и чем именно официальной церкви они не угодили?

Обличитель Епифаний

К сожалению, единственный источник, который более или менее подробно сообщает об этих давно канувших в Лету древних мистиках из далекого прошлого, это труды некоего Епифания Кипрского, известного в IV веке своими обличениями еретиков. Вот и борборитам (хотя было бы вернее называть их барбелитами) тоже досталось от него «на орехи». Причем интересно, что сам Епифаний по происхождению был финикийцем, и первоначально принял иудаизм, и только лишь затем обратился в христианскую веру. Как и подобает всякому уверовавшему неофиту, он постарался как можно скорее избавиться от доставшегося ему наследства и отправился на поиски истины – то есть принялся скитаться по Египту и Палестине и общаться с людьми, которые в свою очередь занимались точно такими же поисками, считая свое занятие богоугодным делом.

В странствованиях по свету он и встретил гностиков-барбелитов. Причем не просто встретил, но и вступил с ними в богословский спор. Однако своими заявлениями, а главное, делами, они ввели его душу в такое смущение, что впоследствии уже став епископом Саламина, то есть 30 лет спустя, он все еще никак не мог позабыть о встрече с ними. К этому времени Епифаний в своих трудах заклеймил уже не одну секту еретиков, его едва не убили язычники-парсы, проповедуя аравийским бедуинам, он также чуть было не погиб, однако лишь этих безобидных и немного насмешливых гностиков, давших ему ночлег и еду, почему-то так потом и не простил.

Причем для их обличения он подобрал самые жестокие и ядовитые слова, какие из уст епископа вроде бы как не ожидаешь и услышать. Он написал сочинение «Панарион» (в переводе с греческого «ларец с лекарствами») и в нем заклеймил сразу несколько десятков различных еретических учений, причем как христианских, так даже и дохристианских. И вот там же досталось и барбелитам. Очевидно, что в юности ему хотелось веры, которая была бы основана не только на самой вере, но и на знании, а когда ему такое знание предложили, он ничего в нем не понял. А еще он, очевидно, очень сильно перепугался их обрядов, и мало того, что перепугался. Он посчитал, что впал в искушение и совершил грех. И этот ужас в душе перед содеянным (или не содеянным, но сильно на него подействовавшим!) остался в его душе до самой старости, хотя собственно к учению барбелитов все это имело довольно малое отношение...


Изображение

Епифаний Кипрский в Св. Софии.

Ритуалы, опасные для спасения души

Судя по описанию Епифания, мерзопакостнее этих людей и придумать было нельзя. Жены у них были общие, зато были они гостеприимны. И едва только гость их переступал через порог, как хозяин-барберит пожимал ему руку, «со щекотанием», то есть подавал тайный знак. Если тот тоже отвечал ему «щекотанием», то это означало, что он свой, а если нет, то хозяева сразу же понимали, что перед ними чужой. Гостя усаживали за стол и угощали отменной едой, включая вино и мясные блюда, «хотя сами и были бедны». Видимо, и сам Епифаний когда-то повелся на вкусную еду. Во всяком случае, он остался у барберитов и позднее смог описать их нравы и обычаи, а также религиозные воззрения, которые они ему, чужаку, почему-то раскрыли!

По его описанию, вместо того, чтобы плоть умерщвлять, барбелиты напротив, умащали свое тело маслами, содержали в чистоте, следили за ногтями и волосами, а также наряжались в красивую одежду. Никаких постов они не признавали, зато любили хорошо покушать во всякое время. В дни церковных праздников они трапезничали сообща, то есть праздники они признавали.

А вот после того, как трапеза завершалась, все на ней присутствовавшие предавались плотскому греху, являвшимся для барберитов актом сакрального значения, так как мужчины исторгали свое семя на тыльную сторону ладони, поднимали руки к небесам и говорили: «Приносим Тебе это приношение – тело Христово». Затем «это» под общую молитву все дружно поедали. Ну, а вместо «крови Христовой», ну, да, конечно, брали менструальную кровь. Согласно Епифанию, барбериты этот странный ритуал объясняли тем, что, мол, дерево жизни дает ежегодно двенадцать плодов, – а значит налицо связь этого ритуала с древними языческими обрядами жертвам семени богам плодородия и... известным женским ежемесячным циклом.

Дети, что появлялись в результате этих совокуплений, абортировались и предназначались для… жертвенной трапезы на праздник Пасхи – их приготовляли вместе с разными прочими мясными продуктами вместе с зеленью и специями и поедали во славу Христа... Ритуал, разумеется, совершенно дикий, не правда ли, однако он не более дик, чем лишение девственности при помощи каменного истукана или принесение в жертву богу Ваалу своих первенцев. Однако в Библии прямо указано, что Онан сливал семя на землю и Бог его за это убил, а тут люди творят даже хуже этого… Поистине они величайшие грешники!

Епифанию, скорее всего, тоже довелось участвовать в одной из этих оргий... Иначе бы он не пытался оправдываться ссылками на юность, неопытность и прикрываться развращенностью нравов... И к тому же он всячески порицал тех женщин, что пытались его тогда соблазнить. Он с гордостью при этом заявлял, что, хотя эти барбелитки и были очень даже соблазнительны и красивы, он перед ними устоял! Устоял, да, но потом, видно, втайне все же пожалел, что такого не попробовал. Упрекал он также барбелитов и за то, что они всеми способами противились деторождению (не в ритуальных целях), и что пастыри их грешили и содомией, и онанизмом.


Изображение

Епифаний Кипрский на фреске в монастыре Грацаника в Косово.

Учение о числе восемь

Согласно Епифанию, барбелиты к основополагающим текстам своего учения относили оба Завета, а еще «Вопросы Марии», «Апокалипсис Адама», «Книгу Сета», «Книгу Нории», «Евангелие от Евы». Но особое возмущение у Епифания вызывали «Вопросы Марии», где использовался такой апокрифический текст Нагорной проповеди, в котором было повествование о совокуплении Христа с женщиной.

Мир, как считали барбериты, состоял из восьми (не трех, не семи, а почему-то именно восьми!) сфер иди небес. Первое небо принадлежало князю Иао, на втором – находился Сакпас, третьим правил Сет, на четвертом небе – Давид, на пятом – Элоай, шестое было отдано Ялдабаоту, седьмое – Саваофу, а вот на самом последнем – восьмом, находилась мать всего сущего Барбело, а еще Отец Всех, Бог Самоотец и… другой Христос, которого Мария не рожала. Он был только лишь «ею показан». Вот как!

Кроме того, барбелиты утверждали, что Иисус никогда не умирал на кресте и не был существом во плоти, а в мире появлялся в виде призрака. Душа усопшего может миновать всю эту череду разных небес, но только если она будет обладать определенным знанием. Ну, а если нет, то один из властителей материального мира пленит ее и вновь вернет к жизни на земле, но уже не в виде человека, а животного. Только посвященные могут этой жалкой участи избежать, для чего и нужны все вышеописанные обряды и к тому же исполнить их следует не менее 760 раз. В этом случае душа доберется до восьмого неба и окажется во владениях матери Барбело.

Интересно, что было у Барбело и другое имя – Тетраграмматон: что означало воду, воздух, огонь и землю (материю). Ну, а саму Барбело гностики-барбериты рассматривали как всеобщую мать и жизненную силу, отождествляемую ими с логосом-первоогнем, космическим «дыханием» и святым духом. То есть греческих философов они связали с культом природы, добавили древнеегипетский мистицизм, христианские мифы и получили… то, что получили!

Согласно их тексту «Пистис София», когда дух входит в вещество Барбело, архонты (начальники) семи эонов (или особых божественных эманаций) «примиряются с тайной света» и таким образом рождается Христос. При этом и правда, и мир при этом лобызают друг друга. Изображали Барбело в виде креста. Но это был крест, не имевший ничего общего с крестом голгофским. Здесь крест был символом рождения, а не орудием казни. Причем не просто рождения, а рождения в духе. То есть следовало продолжать себя не во плоти, а в духе. Иначе не спасешься!

Конечно, очень многое из того, что написал Епифаний, можно рассматривать и как клевету, и как обиду на соблазнявших его барбелитов. Многого в их учении он, видимо, просто не понял. Однако не только он один относился к ним негативно. Гностики-офиты тоже, например, называли учение барбелитов отвратительным (и ясно почему, ведь, по сути, они занимались самым настоящим трупоедством) и недостойным, и утверждали, что Высшие силы ни под каким видом не откроют своих тайн тому, кто ежемесячно не глотает кровь и сперму. То есть, и офиты, и барбелиты, хотя и читали одни и те же книги, и одинаково стремились к знанию, и были мистиками, но первым был омерзителен выбранный вторыми способ вечного возрождения, то есть поедание телесных извержений ради уподобления призрачному Христу! При этом они призывали людей избегать невежества и блуда, так как иначе не видать им никаких тайн света и не услышать божественных откровений.

Впрочем, достаточно трудно объяснять учение, от которого так мало всего осталось, практически ничего, кроме разве что весьма кратких комментариев офитов, да гневных обличений Епифания. Тем более что барбелитам приписывают и два очень красивых и совершенно не имеющих никакой сексуальной подоплеки текста – «Триморфик Протенония» – мистический космогонический текст, и «Апокриф от Иоанна».

В «Апокрифе от Иоанна» же раскрываются тайны, которые были открыты апостолу Иоанну Иисусом, которому тот явился после своего Воскресения. Если эти тексты принадлежат барбелитам, то получается, что они совершенно не стыкуются с их сакральными сексуальными обрядами, либо эти обряды следует рассматривать как-то иначе, но как… непонятно. Но как все это было на самом деле, пока что сказать из-за скудости фактов нельзя. Ну а сама ересь барберитов так и осталась в истории религии, как один из многих «путей спасения».


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/10...-spaseniyu.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    70
  • 13 325 сообщений
  • 7964 благодарностей

Опубликовано 05 Май 2017 - 15:20

Баптизм: рационализм Запада плюс мистика Востока



«… Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»
(В.И. Ленин «Социализм и религия» (газета «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.)


Религия в обществе занимала важное место всегда. Она регулировала как жизнь отдельного человека, так и социальные отношения между людьми. И всегда были официальные религии и религии, создававшиеся им в противовес, религии недовольных и радикально настроенных. Причем все говорили, что занимаются поисками истины, и эта самая истина открылась только им. И как было это проверить? Ведь всегда было что-то такое, что… было в первый раз.


Изображение

Баптистское крещение в Минусинске в 1907 году. Как видите, присутствует городовой, чтобы «в случае чего» засвидетельствовать вину баптистов в смерти человека.

Рассматривая религиозную ситуацию в современном российском обществе, можно увидеть в нем два направления: одно предполагает возвращение к духовным истокам нашего национального самосознания, которое для русского человека, разумеется, неразрывным образом связано с православной верой, и направление, диаметрально ему противоположное: выйти за существующие пределы исторически сложившегося культурно-исторического бытия и искать иную духовность. И надо сказать, что оба эти направления или тенденции в истории России существовали всегда, а отнюдь не являются признаком только лишь сегодняшних дней. То есть на «пышном дереве» православного христианства в прошлом произрастали далеко не только «православные плоды», там было множество ростков самых различных вероисповеданий.

Причем именно отмена крепостного права Россия создала предпосылки для различных сектантских движений, среди которых баптизм занял в то время доминантное положение. Но интересно, что на баптизм, пришедший в Россию с Запада, очень сильное влияние оказала и самобытная русская культура, и менталитет русского народа, одним словом, на нашей почве баптизм стал развиваться особенным, отличным от западного путем развития.

Ну, а первая баптистская община была основана в Амстердаме в 1609 году. Ее создателем считают Джона Смита (1550 – 1612) – священника англиканской церкви, перешедшего в конгрегационализм. А в Амстердам он бежал, спасаясь от преследователей, принял там обряд водного крещения и стал призвать к тому же и своих последователей. В 1606 – 1607 гг. еще две группы английских конгрегационалистов перебрались в Голландию, где впитали также учение меннонитов и позаимствовали у них обряд «крещения по вере», то есть крещение не младенцев, а взрослых, поскольку новорожденные не могли, по их мнению, «верить сознательно». В доказательство своей правоты они ссылались на Библию, где нет ни единого слова о крещении детей. Более того, в Евангелии было сказано, что апостолам Христос заповедал крестить людей наученных и верующих, но никак не глупых младенцев. Ну, а по-гречески «baptizo» как раз и значит «крещу», «погружаю в воду» – отсюда и возникло название их общины.

В 1612 году последователи Смита возвратились в Англию и образовали первую баптистскую общину в этой стране. Их называли генеральными, или «баптистами свободной воли», так как они считали, что Бог дает возможность спастись всем людям, признавали у человека наличие свободной воли, и крестили людей обливанием.

Но число баптистов в Англии увеличивалось медленно, и особого влияния на религиозную атмосферу британского общества они не оказали. Тут же возникла другая ветвь баптистов в среде пресвитериан, которые в 1616 году решительно отделились от Англиканской Церкви. В 1633 года во главе с проповедником Джоном Спилсбери в Лондоне сформировалась община, члены которой практиковали крещение посредством полного погружения в воду. Члены этой общины отправили в Голландию своего посланника, который в 1640 году в Лейдене окрестился подобным образом у коллегиантов – еще одной небольшой группы верующих оригиналов, заявлявших о том, что они восстанавливают обычаи минувшего апостольского века. Возвратившись на родину, он таким же способом окрестил еще около 50 человек. Так родилась община частных, или партикулярных, баптистов, принявших точку зрения Кальвина о спасении лишь для избранных.

В 1644 году в Англии было уже семь таких общин, которые на общем собрании утвердили «Лондонское исповедание веры», в котором было 50 статей. Это был «документ» в духе теологии кальвинизма, но включавших два важных признака: «крещение по вере» и принцип конгрегации между отдельными общинами баптистов. Еще одной важной особенностью, отличавшей баптистов от других протестантских конфессий, таких как лютеране, реформаты (кальвинисты), англикане (паства епископальной церкви Англии), была идея «миссии», т. е. они занимались активной пропагандой своего учения, которая возводилась в догмат веры. «Благовествовать», то есть распространять свою веру следовало каждому члену общины. Но действовать таким образом в Англии оказалось практически невозможно вследствие жесткого давления со стороны государственной власти. Поэтому многие группы баптистов начали переселяться в североамериканские колонии, где впоследствии баптизм пустил очень глубокие корни. И именно США в итоге стали второй родиной баптизма и тем его центром, откуда он в начале XIX века начал распространяться по Европе и приближаться к границам огромной Российской империи.

Распространяться в Европе баптизм начал с Германии. Там в 1834 году американский проповедник Сирк окрестил семь человек, среди которых был некто Онкен, сыгравший затем видную роль в продвижении баптизма в странах Балтии. К 1851 году в Германии и соседних с ней странах действовала уже 41 община баптистов, в которых насчитывалось 3746 членов. Затем в 1849 году в Гамбурге прошла первая генеральная конференция баптистов Европы, на которой было решено принять баптистское изложение веры, разработанное Онкеном. В 1857 года баптизм появился в Норвегии, в Польше первые баптисты появились в 1858 году, в 1873 году настал черед Венгрии, а к 1905 году их число в этой стране превышало уже 10 тысяч человек.

Отметим, что распространение баптизма происходило в результате активной деятельности американских миссионерских обществ. Именно благодаря их стараниям был создан Союз баптистов Италии в 1884 году. Но католическая церковь активно им сопротивлялась, так что к 1905 году в этой стране было всего лишь 54 баптистские общины, насчитывавшие 1456 членов.

В ходе Крымской войны английский флот занял финский остров Алланд. И вот это обстоятельство и позволило шведу С. Маллерсвард в 1855 году стать первым проповедником баптизма среди шведов, которые жили в Финляндии. Ну, а Финская баптистская национальная конференция была создана в этой стране в 1905 году.

А 11 февраля 1884 года множество людей стали свидетелями интересного зрелища: немецкий пастор А.Р. Шиве занимался тем, что крестил девятерых эстонцев прямо в ледяной воде Балтийского моря. В 1896 году появилась Эстонская баптистская ассоциация, к 1929 году насчитывавшая более шести тысяч членов. Однако еще до этого, а именно в 1861 году восемь латышей ночью на лодке переплыли в немецкий Мемель и там приняли водяное крещение от того же И. Онкена.

Впрочем, не стоит утверждать, что баптизм был первой протестантской религией, которая так или иначе попала в Россию: еще при Екатерине II в России появились меннониты, спасавшиеся от гонений на Западе, причем колонии их были довольно многочисленными. Ну, а к 1867 году, то есть официальной дате появления российского баптизма, их было уже больше 40 тысяч.

Но самое главное заключалось в том, что выступления против русской православной церкви исторически были привычны. Сначала это были язычники, нередко убивавшие официальных православных миссионеров. В XIV веке появились первые «ереси» (стригольники, антитринитарии и др.). Потом в середине XVII века и вовсе произошел раскол, вызванный реформами Никона. Потом появились сектанты. Так что баптизм стал своего рода продолжением антиправославной религиозной традиции и не более.

Но проповеди баптистов упали на «добрую» почву. В России уже были «христовцы» (или «христоверы», или, по их официальному названию «хлысты»), возникшие в XVII веке, главным образом, среди оброчных крестьян. Характерным для «хлыстовщины» было распространенное и ранее представление о Христе не как о сыне божием, а как о простом человеке, который исполнился «духа Божиия», что позволяло, в принципе, каждому верующему получить такой «духовный дар» и… уподобиться самому Спасителю. Христоверы отвергали главный догмат веры о Троице, соответственно и все уставы, и обряды, присущие православной церкви, но внешне с ней они не порывали: ходили на православные богослужения, в быту держали в домах иконы, носили кресты.

Затем «духовное христианство» трансформировалось в две знаменитые секты: это духоборы и молокане. Последователи первых полностью порвали с официальной православной церковью. Они говорили: «Не надобно ходити к церквам молитися... Церковь не в бревнах, но в ребрах». Православные иконы ими отвергались, а поклонялись они образу «живаго» бога в человеке. Радикализм доходил то того, что они не признавали царскую власть, отказывались от службы в армии, и, главное, как и те же последователи священника Утклифа в Англии, провозглашали полное равенство всех сынов Божьих и утверждали, что каждый человек прямо и непосредственно связан с Богом, а посему никакие посредники в лице священников ему не нужны, да и сама церковь тоже! Недаром именно духоборов царское самодержавие особенно рьяно преследовало, и в 1830 году причислило их к «особо вредным сектам».

Одновременно с духоборами появилось и молоканство, составившее им конкуренцию. Эти тоже отрицали православную священническую иерархию, монашество, отказывались от почитания икон, не признавали святых мощей, и самого культа святых, проповедовали идею спасения через совершение «добрых дел». И те, и другие хотели построить «царство Божие» на земле, создавали коммуны, в которых объявлялась общая собственность и практиковалось равное распределение добытых благ. Но молокане в отличие от духоборов догмат Троицы признавали, и, самое главное, считали, что единственным и самым авторитетным источником веры является Библия. Лидеры молокан не отказывались от почитания царя, его властей и законов, установленных государством.

Так что путей к спасению после смерти люди во все времена старались отыскать как можно больше, и чаще всего одним, официальным, не довольствовались. Более того, делали они это, опираясь на одни и те же источники религиозной информации.


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/10...ka-vostoka.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.