Перейти к содержимому

 


- - - - -

Кресты Симабара


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 04 Апрель 2017 - 10:29

Как часто в Европе восстания «за лучшую жизнь» принимали религиозную окраску? «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином?» – спрашивали последователи Джона Уиклифа в Англии и… громили усадьбы своих лордов. А вот было ли что-нибудь подобное в Японии – стране, отгородившейся еще в начале XVII века от всего другого мира и придерживавшейся строгих правил изоляции вплоть до появления «черных кораблей» адмирала Перри. Оказывается, и здесь имело место кровавое восстание с религиозной подоплекой, хотя среди причин его имелись и другие обстоятельства и прежде всего банальный голод.

А было так, что в 1543 году буря выбросила на берег японского острова Танэгасима китайскую джонку, на борту которой находилось двое португальцев. Так японцы впервые воочию увидели «южных варваров», познакомились с их огнестрельным оружием и… с христианской религией. Очень скоро на землю Японии пришли португальцы – иезуиты. Люди деятельные и практичные, они начали с того, что выучили японский язык, втерлись в доверие к нескольким даймё и начали пропаганду веры в Иисуса Христа. Вообще-то дело это было не очень-то благодарное. Японцы от рождения были убежденными синтоистами, то есть верили в ками – духов природы.


Изображение

Замок Симабара. Современный вид.

Затем на этот синтоизм накладывались буддийские верования, различавшиеся от монастыря к монастырю и от секты к секте. Причем некоторые из этих сект утверждали, что спастись – а идея загробного спасения это самое главное в любой религии, можно было без особого труда. Например, членам секты «Чистой земли» достаточно было провозгласить молитвенное обращение к Будде Амиде, как спасение им было гарантировано! То есть культовая практика амидаистов была очень проста – повторяй магическую нэмбуцу «Шаму Амида Буцу» (Слава Будде Амида) и всё, все грехи с тебя смываются. Можно было даже и ничего не говорить, а просто прокрутить молитвенный барабан с этой надписью! Но разные секты обращались к разным социальным слоям, но только лишь христианская идея оказалась наиболее универсальной. Конечно, самураю, например, было трудно понять бога, который советовал после удара по правой щеке подставлять еще и левую.


Изображение

Главная башня замка Симабара.

Но крестьянин понимал это очень хорошо. Число христиан в Японии стало быстро расти, причем христианами становились и многие даймё! Отношение правительства страны к христианам менялось. То их просто терпели, а миссионеров использовали в качестве переводчиков и посредников в торговле с Китаем и европейцами, то начинали всячески притеснять и даже распинать на крестах. Положение христиан особенно ухудшилось после того, как многие христиане поддержали Тоётоми Хидеёси против Иэясу Токугава. И если сам Иэясу был человеком широких взглядов и видел пользу во взаимопроникновении культур, то его сын Хидедата считал, что христианская культура разрушит вековую культуру Японии и потому должна быть запрещена. Ну, а после истребления клана Тоётоми в 1615 году нашелся и повод к преследованию христиан – они мятежники, они «плохие японцы».


Изображение

Обезглавленные восставшими статуи бодхисаттвы Дзидзо.

Бакуфу Токугава в лице ставшего сёгуном Хидетада сразу призвало всех даймё притеснять христиан, хотя многие даймё им и симпатизировали. Например, Мацукура Сигэмаса – активный участник кампании против Осаки, был сначала расположен к христианам, но зато, когда третий сёгун Токугава Иэмицу упрекнул его в недостатке служебного рвения, он начал столь усердно их преследовать, так что в итоге казнил около 10 тысяч человек.


Изображение

Войска сёгуна карабкаются на стену замка Хара.

Даймё Кюсю Арима Харунобу поддерживал и защищал христиан. Но после Сэкигараха его сына Наоцуми перевели из Симабара в Хюга, хотя многие из его подданных остались на прежних местах. После битвы при Сэкигахарадаймё христианин Кониси Юкинага был казнен по приказу Иэясу, и это также вызвало недовольство его самураев, пожелавших отомстить Токугава. Все эти люди нашли себе убежище неподалеку от замка Симабара.


Изображение

Один из флагов восставших с христианской символикой, чудом сохранившийся до нашего времени.

Ну, а Мацукура продолжал демонстрировать свою преданность Токугава и предложил… напасть на Лусон (Филиппины) и разгромить базу испанских миссионеров, откуда они приплывали в Японию. Бакуфу сказало «да», он назанимал денег у купцов из Сакаи, Хира-то и Нагасаки и накупил оружие. Но тут бакуфу одумалось, что, мол, время для заморских войн еще не пришло и запретило это предприятие. А тут Мацукура Сигэмаса умер, и выплачивать долги должен был его сын Кацуиэ. Денег у него не было, и он резко повысил налоги на крестьян и начал собирать их самым безжалостным образом, чем вызвал массовое недовольство. Ситуация в Симабара резко обострилась, и, понятно, что среди крестьян-христиан тут же пошли слухи, что вот-вот придет апостол и спасет их.


Изображение

Японские крестьяне – стрелки из аркебуз.

Масида Дзинбэй, один из соратников Кониси Юкинага, бывший набожным христианином, вместе с Арима Харунобу решил, что настал удобный момент для восстания против клана Мацукура и… принялись активно распускать слухи о скором приходе Спасителя. Между тем весной 1637 года ожидался такой плохой урожай, что угроза голода стала реальностью. А тут еще 16 крестьян Арима были взяты под стражу за молитвы, возносимые Христу, то есть пострадали за веру. Тогда их казнили, и… именно это и стало поводом к всеобщему восстанию. Толпа разъяренных крестьян напала на чиновника бакуфу и убила его, а затем крестьяне пошли против правительства и богатых буддийских храмов. Бунтовщики убивали буддистских жрецов, а потом направились к замку Симабара, демонстративно надев на шесты головы поверженных врагов. На острове Амакуса также началось восстание, и там мятежники и вовсе уничтожили правительственный отряд, посланный на их подавление.


Изображение

Намбандо-гусоку или намбан-гусоку – доспехи европейского образца, предположительно принадлежавшие Сакакибара Ясумаса. В общем-то, вне пределов Японии были изготовлены только лишь кираса и шлем, а все остальные детали местного производства. Токийский национальный музей.

Нужен был Спаситель, и Масуда Дзинбэй объявил им сына Сиро Токисада (христианское имя - Иероним). Ему поверили, тем более что он по слухам опять же являл чудеса, но захватить замок Симабара мятежникам, тем не менее, не удалось. Зато они починили укрепления пустовавшего неподалеку замка Хара, куда вскоре сошлось около 35 тысяч человек. Руководили армией мятежников 40 самураев, кроме того, в замке находилось еще 12-13 тысяч женщин и детей. Все остальные были крестьяне, причем многие из них умели стрелять из ружей, так как были обучены этому еще Мацукура Сигэмаса, готовившего их к рейду на Лусон! Восставшие вывесили на стенах замка знамена с христианской символикой, поставили католические кресты и… все дружно решили умереть за веру!


Изображение

Очень забавные «современные доспехи» катануги-до («торс монаха»), принадлежавшие Като Киемаса, одному из военачальников Хидеёси во время войны в Корее. Кираса изготовлена из пластинок санэ, соединенных шнурами и чеканной пластины на правую сторону груди. Токийский национальный музей.

Армия бакуфу имела численность около 30 тысяч человек, и сразу же понесла тяжелые потери, когда пыталась взять замок Хара штурмом. Его защитники продемонстрировали врагу и мужество, и… удивительную меткость стрельбы, убив в бою одного из командиров их противников. Тут уж власть поняла, что «дурные примеры очень заразительны», и что последствия происходящего могут быть для нее роковым. Поэтому на подавление восстания собрали отряды даймё с Кюсю, причем особенно много бывших христиан, которые отреклись от веры, чтобы они в бою заслужили себе прощение. Теперь армия бакуфу насчитывала 120 тысяч воинов, вооруженных пушками и аркебузами, и вновь осадила замок Хара.


Изображение

В экспозиции Санкт-Петербургского музея артиллерии и инженерных войск есть и доспехи самурая с изображением креста на отворотах шлема – фукигаэси.

Восставшие продолжали защищаться упорно и умело, и разрушить замок солдатам Токугава никак не удавалось. Тогда бакуфу обратилось за помощью к голландцам и попросило их выслать из Хирато корабль, обстрелять замок из корабельных орудий. В ответ мятежники отправили бакуфу письмо, обвиняя его в трусости, в котором заявляли, что оно способно воевать с ними только руками чужеземцев. И это обвинение, а может быть, и боязнь «потерять лицо» в глазах народа - заставило бакуфу отозвать корабль. Вместо него нашли ниндзя, которым тайно приказали пробраться в замок, но многих из них поймали еще на подступах, в окружавшем замок рву, а остальных схватили в замке, так как они не говорили на диалекте симабара и языка тамошних христиан просто не понимали.


Изображение

Судзи-кабуто из 62 металлических полос. Токийский национальный музей.


Изображение

Кавари-кабуто – «фигурный шлем». Типичный шлем эпохи Эдо, когда декоративность стала важнее защитных свойств. Токийский национальный музей.

К середине февраля 1638 года защитники замка Хара израсходовали практически все боеприпасы и продовольствие. Военачальник войск бакуфу Мацудайра Нобуцуна приказал вскрывать трупы убитых защитников замка, чтобы узнать, чем они питаются, но, кроме травы и листьев, там не было ничего! Тогда Мацудайра назначил штурм на 29 февраля, но отряд под командованием Набэсима полез на стены замка раньше, поэтому битва за замок состоялась 28 февраля. Бой шел два дня, после чего замок Хара пал. Сиро Токисада погиб в бою, а победители убили всех, кто находился в замке, включая женщин и детей.


Изображение

Седло-кура и стремена-абуми знатного всадника. Токийский национальный музей.

Тем не менее, в апреле 1638 года владения Мацукура были конфискованы бакуфу, а Кацуиэ, бравший с крестьян непомерные налоги и подвергавший их пыткам и истязаниям – казнен! После подавления восстания в Симабара десять поколений японских самураев не знали войны! Христианство было запрещено, но тайные секты христиан, хотя и малочисленные и маскировавшиеся под буддистов, в Японии сохранялись до середины XIX века, когда они наконец-то смогли выйти из подполья.


Изображение

В 1962 году о восстании в Симабара в Японии был снят кинофильм «Восстание христиан». Кадр из фильма.


Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/10...y-simabara.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.