Перейти к содержимому

 


- - - - -

Дэвид Николь о военном деле Великих Моголов


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 11 Февраль 2017 - 14:49

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
(«Баллада о Западе и Востоке». Р.Киплинг)



В 1987 году в издательстве «Полымя» в Белоруссии у меня вышла моя первая книга: «Из всего, что под руками». Тираж у нее был 87 тысяч экземпляров и, тем не менее, разошлась она за две недели! Работать с редактором было одно удовольствие, но в силу своего инженерного образования она мне иногда задавала довольно странные вопросы. Например, «а вы точно знаете, что надо писать империя Великих Моголов? Может быть – Монголов? Где проверить?» Я ответил, что в БСЭ и на этом все и закончилось, тем более что кто они, я знал. Но хотелось узнать о них больше того, чем сообщала БСЭ и учебники того времени. И вышло так, что позднее я познакомился с английским историком Дэвидом Николем, специализировавшемся на культуре Востока, и он подарил мне свою книгу «Mughul India 1504 – 1761(Osprey, MAA-263,1993), из которой я узнал немало интересного. Надеюсь, что изложенное в ней будет интересно и для читателей ВО.


Начинает он с объяснения термина и пишет, что часто слово «монгол» пишется в английском языке как «Mughal» или «Mogul», причем оно также сегодня обозначает… олигарха. Но это, по сути, их название на персидском языке, и в английский язык попала именно эта транслитерация. Что же касается Бабура, основателя династии Моголов, то он был тюркско-монгольского происхождения из рода Тимур-и-Ленк (Тамерлана) со стороны отца и Чингисхана по линии матери. Хотя Бабур не любил, когда его называли монголом и предпочитал быть известным в качестве турка, название «моголы» «прилипло» к правителям его рода и последующие представители династии стали известны в Европе именно как Великие Моголы.

Изображение


Индийский шлем из провинции Декан, XVII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Время правления Моголов в Индии не всегда было обласкано историками. Во время английского господства в Индии период правления моголов часто изображался как варварский. Некоторые современные индийские историки также подвергают критике моголов за то, что они старались сохранить Индию от британского завоевания, то есть от прогресса и цивилизации. Но почему так – понятно. Ведь они в свою очередь были иностранными завоевателями, и представляли собой мусульманское меньшинство среди доминирующего индуистского большинства населения Индии на протяжении многих веков.

На самом деле, распространение ислама в Индии произошло задолго до вторжения Бабура на этот субконтинент. Мусульмане входили в правящую элиту в северо-западной Индии в течение почти тысячи лет. В северной и центральной Индии многие представители местной военной аристократии также принадлежали к персам, афганцам или имели монгольское происхождение. Индия имела тесные связи не только с соседним Афганистаном, но и с западным Ираном, Ираком и даже восточной Турцией.

Изображение


Бабур. Деталь миниатюры 1605 – 1615 гг. Британский музей, Лондон.

Войска, встретившие моголов в северной Индии, были вооружены и укомплектованы примерно так же, как и у соседних мусульманских государств. Причем к началу 16-го века турецкое влияние было особенно сильным в армии Гуджарата – прибрежного региона, имевшего особенно прочные торговые связи с Ближним Востоком, с которого она получала огнестрельное оружие.

Изображение


Индийский (мусульманский) доспех из провинции Декан, XVII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ситуация в южной Индии была другая, ибо здесь мусульманское завоевание состоялось сравнительно поздно. Коренное население здесь было строго разделено на военные и невоенные касты, но обращение в ислам открыло возможность карьерного роста для всех. Даже в мусульманских государствах Декана только небольшая часть правящей элиты была собственно мусульманской. Индуистские подданные моголов быстро воспользовались ситуацией и сумели проникнуть на самый верх.

Государство Великих Моголов

В конце 15-го века Бабур, боровшийся до этого за власть в Самарканде, по стечению обстоятельств был вынужден направить свои военные устремления на юг, где и добился успеха. В битвах при Панипате в апреле 1526 года и при Кхануа в 1527 году Бабур, применяя пушки и ружья, победил местных правителей и, добившись успеха, перенес центр новой державы в Агру.

Могольские правители, однако, приняли многие аспекты жизни индуистского царства, в частности, необыкновенную ритуализацию придворной жизни. Могольские дворцы и костюмы поражали своим великолепием не только европейцев, но даже правителей соседнего Ирана и Османской империи – которые были, по крайней мере, их не беднее.

Как это ни парадоксально звучит, но коренные народы Индии жили лучше в руках этих чужеродных монголов, нежели в руках местных индуистских правителей. Конечно, они поработили многие дравидийские лесные племена, но индусские маратхи их просто убили бы. Что касается армии, то сначала она была основана на традициях Тимуридов, но после того, как они создали свое государство в Индии, мусульманские и индуистские военные традиции в ней очень сильно перемешались. В частности, существенно увеличилось число наемников из платных профессиональных воинов.

Изображение


Миниатюра из манускрипта Захир ад-Дин Мухаммеда «Бабур». Финальная сцена битвы при Кандахаре. Музей Уолтерса.

Упадок государства Моголов началось, когда падишах Джахангир восстал против своего отца Акбара, а сын Джахангира впоследствии восстал против него самого. Мусульманско-сикхская ненависть, которая продолжается и по сей день, также началась в эпоху Джахангира. Правление Шах-Джахана было великолепным, но под этим великолепием скрывались многие серьезные проблемы империи Моголов. При его преемнике Аурангзебе северная и западная части Афганистана от нее отпали, так как были слишком далеко от Дели, чтобы получить надлежащую поддержку военной силой. В течение пяти лет после его смерти империя рухнула в пучину гражданской войны, восстаний и распада. Тем не менее, престиж Великих моголов был так высок, что надолго пережил их реальное могущество и власть.

В начале 18-го века моголы Дели вели войну с афганцами с запада и индуистами маратхами с юга. Последователи новой религии, сикхи, также претендовали на военное господство. Все больше и больше становилось местных независимых князей, имевших собственные армии. Ну а потом то, что осталось от империи Моголов, оказалось под британской защитой; но, как говорится, это уже совсем другая история.

Изображение


Миниатюра из манускрипта Захир ад-Дин Мухаммеда «Бабур». Сцена битвы при Панипате. Музей Уолтерса.

Для современников Бабур казался человеком малопонятным, поскольку не имел конкретных национальных привязанностей, но привлекательным: смелый, веселый, поэт, писатель, он имел много общего с кондотьерами Италии эпохи Возрождения, но если это понятно нам, европейцам, то для людей востока это было более чем необычно.

Первые войска Бабура были небольшими и состояли из турецких, монгольских, иранских и афганских войск. Кавалерия Бабура была организована по монгольскому образцу, то есть состояла из туменов во главе с тумандарами – структура, мало изменившаяся со времен монгольских армий Чингисхана.

Изображение


Индийский кольчужно-пластинчатый доспех 1632 – 1633 гг. Вес 10.7 кг. Метрополитен-музей.

Главная сила армии Бабура заключалась в превосходной дисциплине и тактике, которым он научился у своих первых узбекских врагов. Бабур мог усилить дисциплину свирепыми наказаниями, однако он редко пользовался этим на практике. В написанной им подробной автобиографии Бабурнамэ (буквально «Книга Бабура») он дает интересные подробности о том, что из себя представляла его армия. Элитой, понятно, являлась конница, которая использовала конские доспехи. Широко применялись фитильные мушкеты, из которых стреляли, прикрываясь деревянными щитами на подпорках.

Некоторые победы он одержал, используя конных лучников, чтобы преследовать врага традиционным образом. Бабурнаме также описывает отправку шпионами сообщений из стана врага, которые те прикрепляли к стрелам и ночью посылали к своим. Во время осады лошадей воины Бабура могли кормить листьями, смешанными с влажными стружками – прием до него неизвестный.

Реформы Акбара

Сын падишаха Хумаюна (сына Бабура) Акбар был, вероятно, самым великим могольским правителем. Он отличался веротерпимостью и даже пытался объединить мусульманство и индуизм в новой религии его собственного сочинения, названной им «Божественная вера». Акбар также реорганизовал армию. Он решил, что теперь она будет состоять из профессионалов, оплачиваемых непосредственно из казны. Земля должна была быть разделена таким образом, чтобы земельное держание поддерживало бы новую военную структуру. Прежде всего Акбар решил упорядочить офицерские звания. Ну, а главная идея, что повышение в звании будет зависеть от заслуг, а не от знатности. Но реформы проходили с трудом. Во время вторжения в Декан в 1599 году, например, армия почти взбунтовалась, потому что деньги до нее не доходили , и солдатам приходилось чуть ли не голодать.

Офицерские звания

В соответствии с новой структурой армии Акбара в ней были 33 офицерских звания. Все были манзабдары, но высшими были манзабдары 10000, 8000 и 7000 (обозначение ранга), назначавшиеся самим правителем. При этом три самых старших были княжеского рода. Остальные шли от высших к низшим, и понятно, что человек с низким званием не мог командовать там, где это должен был делать человек с более высоким статусом. Каждый статус должен был поддерживаться определенным количеством лошадей и других животных: так манзабдар 5000, например, должен был иметь 340 лошадей, 90 слонов, 80 верблюдов, 20 мулов и 160 повозок. Манзабдар 10 должен был иметь четыре лошади.

Изображение


Хумаюн (сын Бабура) обучает юного Акбара стрельбе из ружья. Акбармана 1602 – 1604 гг. Британская Библиотека, Лондон

Чтобы еще больше запутать вопрос со званиями, добавлялся второй номер, дававший представление о реальных военных обязательствах данного офицера: так человек мог быть известен как манзабдар 4000/2000 или 3000/3000. Первая цифра была его зат или оригинальный военный статус, вторая савар – цифра, указывающая на его истинные обязательства.

Во время правления Акбара все манзабдары 500 и выше назывались миры, от арабского эмир. Некоторые миры имели конкретные обязанности, такие как Мир Бахши, который действовал как генерал-квартирмейстер во главе армии, выплачивал деньги войскам. Еще одним важным начальником был Мир Саман, который курировал все военные арсеналы, мастерские и склады.

Акбар ввел также сложную систему ротации, в соответствии с которой армия была разделена на 12 частей, каждая из которых находилась при дворе год. Одна часть из 12 других частей в течение одного месяца каждый год несла охранную службу. Наконец был еще один уровень: четыре основных подразделения армии были разделены на семь небольших частей, каждая из которых отвечала за караул у дворца один день в неделю. Старшие офицеры должны были регулярно присутствовать при дворе, а когда император находился в армии, они должны были появляться в его штаб-квартире каждое утро и вечер. Таким образом он надеялся избежать заговора, потому как поднять солдат на выступление при такой системе было очень сложно.

Одно из самых фундаментальных изменений, введенных Акбаром, была выплата жалования. Теоретически все манзабдары могли получить свои деньги прямо из центрального казначейства. В действительности система была очень сложной, и в ней было много факторов, влияющих на то, сколько получал каждый человек. Так офицер топ-класса манзабдар 5000 получал 30.000 рупий в месяц. Соответственно низшие чины получали меньше, но многие старшие офицеры имели поместья икта, которые, однако, не наследовались. Зарплата обычного всадника была основана на том, каких он имел лошадей, то есть, чем породистей была лошадь, тем выше жалование. Все чины, в том числе и манзабдары, могли получать надбавки к жалованию или денежные призы за хорошее поведение. Соответственно на каждое звание выдавался документ, хранившийся в архиве дворца, а его копия - на руки офицеру.

Интересно, что в армии Моголов размеры воинских контингентов определялись рангом манзабдаров, и у кого ранг был выше, тот больше войск и приводил. О самых младших из солдат известно, что среди них были «всадник одной лошади», «всадник двух лошадей» и «трех лошадей».

Армия Великих Моголов состояла также из провинциальных и вспомогательных частей. Сама империя состояла из крупных провинций суба, подразделявшихся на множество мелких районов сарка, где имелись местные силы поддержания порядка, начальники которых назначались из Дели. Каждый саркар состоял из небольших территорий парган или махал, с которых собирались налоги. Кумаки представляли собой местные полицейские силы, которые набирались из людей самого разного происхождения.

Что касается численности армии Великих Моголов, то ее очень трудно подсчитать. Например, армия Бабура в Афганистане в 1507 году насчитывала не более 2000 человек. Ко времени пятого вторжения Бабура в Индию это количество, возможно, выросло до 15,000 или даже 20,000. К концу 17-го века Аурангзеб, возможно, имел 200 000 конницы. Зато количество манзабдаров можно определить с большой точностью, ведь все они были записаны. В 1596 году их было 1803, а в 1690 году не меньше, чем 14449. В 1648 году Шах-Джахан обнаружил, что его армия состояла – на бумаге – из 440000 мужчин, включая 200000 конницы, и 8000 обыкновенных манзабдаров, 7000 элитных ахадис, 40000 пехотинцев и артиллеристов, а также 185000 всадников из контингентов различных князей и дворян.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 11 Февраль 2017 - 15:29

Кавалерия всегда была самым важным элементом армии Великих Моголов. Она была разделена на четыре основные части. Лучшими, по крайней мере, самыми высокооплачиваемыми и наиболее хорошо вооруженными, были элитные всадники ашади или «благородные воины». Многие из их потомков до сих пор имеют звание манзааб. Ашади Акбара находились под командованием наиболее знатного дворянина и имели своего собственного казначея бахши. Их главной обязанностью было служить непосредственно императору, передавать важные сообщения и охранять дворец. Плата (и статус) ашади были ниже, чем у самого низкого манзабдара, но выше, чем у обычного табинан, то есть солдата.

Изображение


Сабли и щит индийских всадников эпохи Великих Моголов.

Вторыми пришли дакшили или «дополнительные войска», которые нанимались и оплачивались государством. Из них также формировался элитный отряд кавалерии, который назывался Табинан-и Кхаса-и Падшихи, и во время правления Аурангзеба насчитывал около 4000 человек. То есть это был своеобразный противовес ашади.

Изображение


Шах Аурангзеб верхом на коне. Музей искусств Сан-Диего.

Войска, которые набирались лично манзабдарами, составляли третью часть кавалерии. Эти были в основном обычные табинан. Их вооружение и стандарты обучения сильно варьировались в зависимости от места, где они набирались. Их первейшей обязанностью была лояльность к своим манзабдарам, которые привлекли их на службу, и они оказались самым надежным элементом индийской конницы во время правления Акбара.

Изображение


Индийская кольчуга 17-19 вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Четвертую и последнюю часть конницы составляли иррегулярные войска местных правителей и племенных вождей. Многие из них были индуистские заминдары, принадлежавшие к касте воинов, чьи права были признаны правительством Моголов. При Акбаре в его походах обычно принимали участие 20 заминдаров, каждый со своими собственными войсками. В свою очередь заминдары платили моголам регулярную дань и по первому их требованию предоставляли им свои войска, когда это было необходимо. В этих частях была очень высокой этническая или культурная специфика: афганские новобранцы обычно служили у афганских манзабдаров, турки служили «под турками», и так далее. Даже если этот принцип в более поздние годы и нарушался, многие подразделения продолжали иметь в своих рядах значительное количество мужчин «правильного» этнического происхождения.

Изображение


Индийский сегментный шлем. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Качество войск проверялось при помощи системы, известной как дах, заимствованной из прошлого и реанимированной во время военных реформ Акбара. Попросту говоря, подробным образом записывалось, что у какого воина имелось в наличии, а раз в год устраивался смотр, где наличие всего записанного проверялось.

О подготовке кавалерии Моголов известно немного, хотя, конечно, новобранцы должны были пройти жесткие испытания своей «профпригодности» и навыков верховой езды. Известно, что подготовка осуществлялась на дому с использованием гирь или тяжелых кусков дерева; в сезон дождей солдаты занимались борьбой. Стрельбе из лука обучались и в пешем строю, и в конном; и индийская конница, особенно индуистские раджпуты, гордились своей способностью сражаться как пехота, когда это было необходимо, и как конница. Обязательным было упражнение с мечом и щитом.

Изображение


Индийский шлем из ткани, набитой хлопком 18 в. Вес 598, 2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Важность лошадей в коннице очевидна. На протяжении всего средневековья большое количество лошадей были импортированы в Индию, в основном из Сомали, Аравии, Средней Азии и Ирана. Уже во времена Бабура раненых лошадей отправляли на прохладные горные пастбища в Афганистан, чтобы они там выздоравливали, потому, как в жарком индийском климате они чувствовали себя неважно. Моголы создали свои собственные хорошо организованные имперские конюшни под руководством специального должностного лица атбеги, причем персонал конюшен подбирался очень тщательно. Акбар поднял уровень коневодства в пределах Индии так высоко, что лошади из Гуджарата ценились даже выше, чем лошади известных арабских пород.

Моголы ценили силу и выносливость лошади выше скорости, возможно, потому что их кавалерия использовала конские доспехи. Некоторые лошади были обучены ходить или прыгать на задних ногах, чтобы дать возможность всаднику атаковать сидящих на слонах. Персы, однако, считали, что индийцы делали своих лошадей слишком послушными, что «угнетало их дух».

Пехота Великих Моголов никогда не была столь престижна как конница, но играла важную роль. В большинстве это были плохо вооруженные крестьяне или горожане, нанимаемые местными мусульманскими манзабдарами или индуистскими заминдарами. Единственная профессиональная пехота состояла из «мушкетеров», лучшие из которых, кажется, были выходцами из района нижнего течения Ганга и Бенгалии. Однако вначале лишь четверть обычной пехоты была вооружены мушкетами; остальные были лучниками или служили в качестве плотников, кузнецов, водоносов и пионеров. Часть пехотинцев была набраны с предгорий около Равалпинди. В 16-м веке набирались также воины из горных пустынь Белуджистана; они сражались как пешие лучники и также как лучники на верблюдах. Эфиопы иногда упоминаются, но в основном в качестве дворцовых евнухов или… полицейских в городе Дели.

К пехоте относились дарданы – носильщики; специальные подразделения охраны, по-видимому, набранные из «воров и разбойников», и, наконец, кухары – ассенизаторы. Но самой экзотической была «пехота» урду-бегис, подразделение вооруженных женщин, которые охраняли императорский гарем.

Изображение


Осада крепости Ратхамбор. Акбарнаме, ок. 1590 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

На нижнем конце шкалы была индусская местная милиция буми. В их обязанность входило сохранять закон и порядок, а также бороться с религиозными фанатиками, организовывать иллюминацию на религиозных праздниках, защищать город в случае нападения врага и даже… оказывать помощь вдовам, вынужденным совершать сати или индуистское ритуальное самоубийство, если они на самом деле этого не хотят. Каждый саркар или сельский округ отвечал за собственную милицию, но были еще и силы местного раджи. Причем интересно, что одной из обременительных их обязанностей была компенсация любому путешественнику, который был ограблен в дневное время, то есть подвергся сугубому насилию. Если же кража происходила ночью, считалось, что это вина потерпевшего: надо было не спать, а охранять свое добро!

Изображение


Индийская сабля шамшир, начало 19 в. Сталь, слоновая кость, эмаль, золото, серебро, дерево. Длина 98.43 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции с 1935 года.

Вооружение пехоты Моголов пехоты было очень разнообразным. Интересно, что индийцы предпочитали пользоваться фитильными мушкетами, даже части военной элиты, поскольку они в условиях сырости, царившей в Индии, оказались более надежными, чем ружья с кремневым замком. Вооружение большинства пехотинцев составляют мечи, щиты, копья, кинжалы, луки и иногда арбалеты. Мощный композитный лук среднеазиатского происхождения был известен в Индии в течение тысяч лет, но такие луки очень страдали от местного климата; в результате индийцы использовали камта или простой лук, аналогичный по конструкции средневековому английскому луку.

Изображение


Индийский лук из стали 1900 г. Коллекция Уоллеса, Лондон.

Известно, что еще в древности, когда в Индии существовало государство Маурьев, лучники использовали луки из бамбука такой величины, что натягивали их при помощи ноги! Ну, а мусульманская Индия разработала свой тип лука, подходящий для индийского климата – стальной, из дамасской стали. Основным занятием пехоты была осада, а так как замков и крепостей в Индии было очень много, то Моголы без пехоты просто не могли обойтись. Европейские путешественники, однако, отмечали и не раз, что даже собственные «мушкетеры» императора не были так хорошо обучены, как европейские.

Изображение


С помощью слона можно было украсть возлюбленную прямо с балкона. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Боевые слоны были важным, хотя и не главным, элементом в армии Моголов. Самки использовались для перевозки багажа и транспортировки пушек; слонов-самцов обучали сражаться. Западные наблюдатели постоянно преуменьшают значение слонов на войне. Тем не менее, сам Бабур заявлял, что три или четыре слона могли тащить большое орудие, которое в противном случае пришлось бы тянуть четырем или пяти сотням человек. (С другой стороны, он же отмечал, что один слон съедает столько, сколько хватило бы на пятнадцать верблюдов.)

Основной функцией боевых слонов в армии Моголов являлось их использование в качестве… платформы для командиров, чтобы дать им достаточную высоту, чтобы наблюдать за тем, что происходит. Правда, это превращало их в хорошую мишень, но зато и спастись им было легче, чем всем прочим, так как бегущий слон подобен всесокрушающему тарану!

Изображение


Индийский боевой слон в доспехах из Королевского Арсенала в Лидсе, Англия.

В 1526 году Бабур писал, что был свидетелем, как индийские боевые слоны напали на его всадников, растоптали много лошадей, так что их седоки вынуждены были бежать пешком. Слонов трудно убить, хотя и не слишком трудно отразить, писал он далее. Акбар также не отказался от слонов. Он создал несколько «центров» по обучению этих животных, начиная с десяти лет. И первое, чему их учили, это не бояться звуков выстрелов! Вскоре Акбар получил несколько отрядов слонов, на спинах которых сидели мушкетеры и лучники. Некоторые «бронированные слоны» несли на себе даже небольшую пушку.

В начале 16-го века некий португальский путешественник отмечал, что Велики Моголы имели очень большие пушки. Он также отметил, что индийские бронзовые пушки превосходили те, что были сделаны из железа. Он отметил использование «европейских» легких полевых орудий, которые так и назывались фаринджи, зарбзан, которые были в ведении двух мужчин, и мушкетов тюфенг. Тяжелые пушки Бабура могли стрелять на 1600 шагов. Что касается армии Хумаюна, то про нее сообщалось, что она насчитывала 700 орудий, запряженных волами, а также 21 тяжелое орудие, которое перевозили слоны.

Изображение


Индийские пушки в прошлом всегда богато украшались.

При Акбаре Индия, наряду с Османской империей, стала ведущим государством мусульманского мира в области развития артиллерии. Император создал новые заводы и приказал проверять все новые пушки стрельбой. Акбару приписывают создание 17-ствольного орудия и специального приспособления, чтобы чистить все 17 стволов одновременно.

Изображение


Дульная часть старинного индийского орудия.

Стандартным орудием являлась фитильная пушка с длиной ствола около четырех футов, а у больших орудий – шести футов. Для стрельбы использовались каменные ядра, картечь, а вот пехотинцы применяли еще и керамические пороховые гранаты, и ракеты из бамбуковых стволов.

Ракеты, и в самом деле, стали все более популярными в Индии с середины 16-го века. Дальность их полета была до 1000 ярдов, причем известно, что пусковые установки нередко перевозились на верблюдах. Некоторые из них имели пороховые боеголовки, в то время как другие должны просто «скакать» по земле, чтобы пугать лошадей противника. Британский офицер по имени Конгрив видел оружие в Индии в 1806 году и предложил собственную версию («ракета Конгрива») индийской ракеты, которую англичане использовали в наполеоновских войнах.

Изображение


Рисунок Ангуса МакБрайда. Пушка Урбана у стен Константинополя. Примерно такие же пушки были и у Великих Моголов, только у них эти орудия возили слоны.

Бабур был первым индийским правителем, который превратил артиллерию в отдельный род войск под строгим контролем государства, то есть непосредственно при императорском дворе, где имелся специальный офицерский чин мир-и атиш, который за нее отвечал. Интересно, что большинство артиллеристов были османские турки, но также и арабы, индийцы, португальцы и голландцы. С середины 17-го века европейских наемных артиллеристов очень высокого ранга в армии Моголов стало много; один голландец, например, служил в Индии в течение 16 лет, прежде чем вернуться домой богатым человеком.

Изображение


Индийский кинжал эпохи Великих моголов: сталь, золото, рубины, изумруды, цветная эмаль. Коллекция Уоллеса, Лондон.

Пика своего развития артиллерия Моголов достигла при Аурангзебе во второй половине 17-го века, который тоже очень любил большие бронзовые пушки. Стволы их были причудливо украшены, а сами они имели героически-звучащие имена. Правда, стреляли они редко. Легкие орудия – каждые 15 минут, в то время как гигантские пушки один раз в 45 минут.

Транспортная система могольской армии была хорошо организована. Грузы перевозились на бактрийских верблюдах, быках, а также на слонах. Но только собственные войска императора имели специальные военные кухни. Остальные войска питались «индивидуально» и… кое-как! Медицинские услуги были еще хуже, чем в других мусульманских армиях, большинство раненых могли полагаться только на своих собственных родственников, которые могли оказать им помощь после битвы.

Изображение


Индийский кольчужно-пластинчатый доспех.

Сообщение и снабжение армии осуществлялось по рекам, благо в Индии есть Инд и Ганг. Интересно, пишет Д. Николь, что и Индийский океан был удивительно спокойным местом для мореплавания, пока туда не добрались европейцы. Там плавали большие корабли, некоторые из которых использовались в качестве военных транспортов во время прибрежных кампаний. Единственный реальный флот Моголов состоял из 750 судов, которые должны были защищать побережье от бирманских, бенгальских и европейских пиратов.

Изображение


Индийский придворный гвардеец 18 в. в защитной одежде, получившей название «доспех из десяти тысяч гвоздей». Вооружен мечом хандой. Коллекция Уоллеса, Лондон.

Европейцы, посещавшие Индию в середине 17-го века, описывают солдат армии Великих моголов как храбрых, но недисциплинированных и склонных к панике. Ревность между старшими командирами была еще более серьезной проблемой, поскольку порождала ненужное и опасное соперничество. Но главной проблемой, скорее всего, была усложненная структура военной системы, принятой Акбаром. Шах Джахангир попытался упростить ее, но сделал только еще хуже.

Когда Шах-Джахан взошел на трон, он обнаружил, что его армия была намного больше на бумаге, чем в реальности. Старшие офицеры одалживали (!) друг другу свои войска во время переписи, в то время как другие перед ней набирали необученных людей на базарах и сажали их на любого доступного по цене коня. Шах-Джахан признал ситуацию критической, и в 1630 году решил уменьшить размер армии до того, который был на самом деле. В то же время он также снизил офицерские оклады и поставил размер жалования в зависимость от компетенции офицера. На практике это означало, что успешным командирам дали больше денег, чтобы они могли покупать дополнительных лошадей. Была введена система «бонусов», а также усилен контроль за сбором денег на местах. Но все эти меры больших результатов не дали!
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 11 Февраль 2017 - 15:56

Стратегия и тактика

Стратегия Великих Моголов основывалась на сочетании использования элитной кавалерии и хорошо укрепленных оборонительных крепостей. При этом тактика Моголов была гибкой: они учитывали, что применение конницы и боевых слонов было более эффективно на равнинах северной Индии, чем в горах Декана или болотах Бенгалии. Моголы тщательно готовили свои походы и опирались на превосходство в силах. В 17 веке Джай Сингх, выступивший против маратхов, пытался, например, захватить только те вражеские крепости, которые мог затем удержать и использовать, чтобы задушить движение маратхов.


Изображение

Агра была столицей империи Великих Моголов при Акбаре.

Войны было в обычае проводить в течении сухого сезона, хотя Акбар сделал попытку провести хотя бы одну кампанию во время муссонов, несмотря на разливы рек и проливные дожди. Аурангзеб использовал большие реки, когда проводил кампанию в Ассаме и Бихаре. Комбинированные операции наземных, морских и речных сил в итоге стали важным компонентом военного искусства Великих Моголов.


Изображение

Кинжал бичва.


Изображение

Кинжал бичва: вид сбоку.

Армия на марше

Среди многих вещей, которые изумляли европейских путешественников 16-го века, организация движения войск была едва ли не на первом месте. Отец Антонио Монзеррат, миссионер-иезуит писал, что наблюдал огромную индийскую армию на марше и что зрелище это очень его поразило. Например, что глашатаи шли впереди основных сил, предупреждая правителей небольших княжеств, чтобы они не пытались оказывать сопротивление. Ну и, конечно, что армия, идя по дружественной или нейтральной территории, за все платила деньги.


Изображение

Конница Великих Моголов в бою, миниатюра из рукописи начала 17 в. Лосанджелесский окружной музей искусств.

При движении армия пыталась избегать маршрутов через великие равнины, где воды не хватало, избегать гор, где войска были уязвимы для засады, а там, где были проблемы с переправами – действовать при помощи большого количества пионеров, расчищавших дорогу и строивших, если надо, мосты и плоты. Командовал ими старший военный инженер, а местные губернаторы и подчиненные правители должны были обеспечить их лодками и строительным материалом.


Изображение

Сабля тулвар 17 -18 вв. Индия-Афганистан.

Моголы шли под прикрытием разведчиков. Те должны были высмотреть источники питьевой воды, доступ к топливу, то есть к дровам, и – главное, близко или же далеко находится неприятель. Сигналы подавались при помощи труб, так что у войска было время подготовиться даже к внезапной атаке.


Изображение

Осада крепости Ратамдор. Миниатюра из манускрипта «Акбарнамэ» ок.1590 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Акбару приписывают изобретение нового плана для разбивки лагеря, что было сделано, чтобы он был проще для солдат, чтобы им было бы легче в нем ориентироваться, ведь многотысячный лагерь представлял собой целый город, где можно было легко потеряться. Именно поэтому, например, в центре лагеря ставился высокий столб-маяк, на котором ночью горел огонь, служивший ориентиром для войска. Артиллерия собиралась в одной части лагеря, конница в другой, пехота в третьей. У каждого воинства был своя «площадь», на которой решались все важные дела.


Изображение

Индийская булава шишпар, скорее всего из Раджастана, 18 в., рукоять по образцу меча ханда. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.

Доверенные члены семьи императора лично осматривали периметр лагеря каждую ночь, и, если часового на посту не оказывалось, либо он спал, в наказание ему отрезали нос. Обычно лагерь защищали живые изгороди из сплетенных ветвей, а позиции артиллерии - мешки с песком. С начала 18-го века лагерь стали укреплять рвами и оборудовать позиции для артиллерии. За составление плана сражения отвечал старший офицер бахши. Затем этот план он предъявлял императору на утверждение, как правило, за день до боя.


Изображение

Индийская шипастая булава гурз. Музей Альберт-холл, Джапур, Индия.

Войска различались традиционными для монголов знаками, такими, например, как туг со своими подвесами из хвостов яков, имевшими языческое среднеазиатское происхождение. Лев и солнце, изображавшиеся на знаменах, использовали монгольских правители Самарканда, еще до того, как их стал использовать Бабур. Акбар отличился особенно сложной символикой, в том числе использовалось несколько… тронов, символизировавших занятие императора, зонт, украшенный драгоценными камнями, навес из парчи, и множество различного цвета флагов.


Изображение

Индийский прямой кинжал, 1605–1627 гг. Сталь, золото, изумруды, стекло, текстиль, дерево. Длина с ножнами 37.1 см. Длина без ножен 35.4 см. Длина клинка 23.2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Очень развита у Моголов была и военная музыка. Бой начинался по знаку, данному большими барабанами панбат, а также звуками рогов и боевыми криками. Другие военные инструменты, включая литавры, небольшие барабаны, тарелки и различные трубы создавали мощное шумовое поле, подбадривающее своих воинов и подавлявшее воинов противника. Боевой клич мусульманских войск был типично мусульманским: Аллах Акбар («Аллах больше…»), Дин Дин Мухаммад («Вера, Вера Мухаммада»). Индусы, со своей стороны, часто кричали «Гопал, Гопал», что было одним из имен бога Кришны.


Изображение

Индийская литая мортира 18 в., изготовленная для Типу-султана в Музоре. Королевский артиллерийский музей в Вулвиче, Англия.

Тактические приемы Бабура были в значительной степени основаны на опыте Тамерлана. Армия строилась по определенной выверенной схеме: барангхар - правое крыло, джамангхар - левое крыло, харавал - авангард и гюль - центр. Позднее сюда включили разведчиков, стрелков, засадный полк и «военную полицию», чтобы она ловила людей, отступавших без приказа.

Пехота широко применяла большие деревянные щиты-мантелеты, что было дальнейшим развитием идей Тамерлана. Только у него под их прикрытием действовали арбалетчики, а у Акбара – мушкетеры. Большинство полномасштабных сражений начиналось с артиллерийской дуэли с последующими атаками кавалерийских подразделений, сначала одним крылом армии, потом другим. Битва обычно начиналась утром и прекращалась в вечернее время, если армия надеялась отступить под покровом темноты. Основной целью было достичь и свергнуть вражеского командира, сидящего на слоне; если это удавалось, то битву можно было считать выигранной!

Другие способы борьбы включали притворное отступление с целью заманить противника в засаду; размещение пехоты в дефиле, цель которой было убийство вражеского командира; атаки легкой кавалерии с целью нападения на тылы и обозы. При случае всадники спешивались, чтобы атаковать незащищенные животы бронированных слонов большими кинжалами. К концу 17 века некоторые кавалеристы армии Великих Моголов имели мушкеты, а также луки; но последние доминировали, а вот первых всегда не хватало. Акбар сделал попытку создать мобильную полевую артиллерию, что удалось уже при Аурангзебе.

Осада

Искусство осады укрепленных сооружений (также как и их строительство!) было очень высоко развито в доисламской Индии. На северных равнинах укрепления строились на искусственных насыпях, часто окруженных рвами с водой или даже болотами. В центральной Индии многие крепости были построены на естественных скалах. В Синде, Пенджабе и Бенгалии, где хороший камень был дефицитом, использовали кирпич, в то время как в Кашмире некоторые укрепления строились из дерева. Бабур принес с собой новые идеи, связанные с опытом Центральной Азии и персидской военной архитектуры. Так, при проектировании индийских крепостей очень много внимания уделялось обеспечению надлежащего водоснабжения. Интересно, что для противодействия артиллерии применялись разные инженерные хитрости, например – высокие изгороди из бамбука и даже живые изгороди из кактуса опунции высотой до 20 футов!


Изображение

Морской форт Джанджира. Считался, да и фактически был неприступен целые столетия.


Изображение

Строительство форта продолжалось 22 года. Отвесные стены вырастают прямо из воды. Посредине два пресноводных озера – запас питьевой войны.

Сделать цитадель сильнее старались посредством строительства высоких стен в несколько рядов, как например, в знаменитой крепости в Агре, имевшей три стены, построенные уступами. До конца 16-го века башни не были популярны, но применялся сильный наклон стены, крытые галереи на стенах, внешние галереи и «киоски» над воротами. В 17 веке построенные Моголами крепости получили полукруглые башни со множеством мелких коробчатых машикулей на них для стрельбы вниз. Старые стены были усилены, и в них проделаны амбразуры для легких пушек. В конце 17 и начале 18 века многие сооружения стали иметь чисто декоративное значение.


Изображение

Огромные пушки форта Джанджира. Их там было 572! Не у всякого государя в армии было столько пушек, а здесь они все помещались на небольшом, в сущности, островке!

Уже в 1495 году Бабура писал о возможности использования дыма против вражеских шахтеров, устраивающих подкопы. Нередко защитники затапливали их водой. Раджпуты защищали замки от войск Бабура, бросая на них камни и горящие тюки хлопка, политые маслом. Во время одной из осад, позади железной двери, ведущей внутрь замка, был разожжен сильный огонь, поэтому противник не мог к ней прикоснуться и ее открыть. Внешние ворота были ошипованы большими железными шипами против слонов, которых осаждающие использовали в качестве живых таранов.

Катапульты в конце 16-го века все еще использовались; но пушки сделались самым главным средством осадной войны. Во время осады огромной раджпутской крепости Читора в 1567 году у моголов было три батареи, плюс одно большое орудие, стрелявшее 40-фунтовыми каменными ядрами. Интересно, что это массивное орудие было отлито прямо на месте, на вершине соседнего холма, чтобы избежать необходимости тащить его вверх по крутым склонам. Другие осадные включали пашеб или помост из мешков с песком; саркоб или дамдама представляли собой осадную башню из дерева; словом, сабат называли крытые траншеи; джала - плот из надутых шкур, который мог перевозить до 80 человек, нарбудан - обычная лестница и каманд - веревочная лестница; турах – тяжелый мантелет.


Изображение


Пехота и артиллерия Акбара (рисунок Ангуса МакБрайда): 1 – пехотный офицер, 2 – артиллерист, 3 – буми (воин ополчения). Вдали волы везут одну из тех огромных пушек, которыми в то время так славилась Индия.

Некоторые из осадных работ были просто колоссальны по своим масштабам. Описаны сабаты для десяти всадников верхом бок о бок, и достаточно глубокие, чтобы полностью скрыть мужчину верхом на слоне. Тем не менее, чтобы успешно завершить осаду даже войску Акбара часто приходилось прибегать не к оружию, а к силе денег, особенно если она длилась несколько лет.


Автор: Вячеслав Шпаковскокий
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.