Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Паровые тракторы в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    67
  • 12 580 сообщений
  • 6946 благодарностей

Опубликовано 02 Февраль 2017 - 13:54

Как-то раз кто-то из читателей попросил меня рассказать о применении русских паровых тракторов на войне. Обнаружилась статья: «Г. Канинского и С. Кирилеца «Тракторы в русской императорской армии» ("Техника и вооружение" 05-2010). Но там не был освещен очень интересный пример использования паровых тракторов в русской армии в годы… русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.! В общем, кто ищет, тот рано или поздно находит. И вот что нашлось по этой теме…


Изображение

В 1873 году два английских самодвижущихся локомобиля «Фоулер» с топками на соломе испытывались в Самаре. (

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

)

Войны первой четверти XX столетия наглядно показали, что в целом ряде случаев железная дорога не в состоянии удовлетворять все растущие разнообразные потребности армии в средствах транспорта. В годы войны 1914 – 1918 гг. ограниченность сферы деятельности железнодорожного транспорта и одновременно богатейшие возможности недавно появившегося автомобиля выявились особенно сильно. Общеизвестно, что низкий уровень германской автомобильной промышленности перед войной и недооценка германским военным командованием автомобильного транспорта во время самой войны привели к ряду серьезных поражений германской армии, во многом обусловивших ее разгром. Здесь уместно будет вспомнить меткие слова Керзона о «победе моторов союзников над железными дорогами Германии».

Классическая железная дорога, не потеряв своего значения, как мощное средство транспорта во время войны, вынуждена была потесниться и дать место автомобилю, этому новому средству транспорта, часто более удовлетворяющему специфическим требованиям современных армий.

Как известно, начало истории автомобиля связано с именем французского инженера Кюнье, пытавшегося еще в 1769 – 1770 гг. построить паровой автомобиль для перевозки артиллерийских грузов. Опыт, однако, закончился неудачей.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

«Паровая повозка» Кюньо.

Ну, а первый случай практического применения механического дорожного транспорта для военных целей имел место почти 85 лет спустя после скромных опытов Кюнье. В 1854 г. в ходе Крымской войны для перевозки грузов в районе Балаклавы англичанами был применен так называемый «дорожный локомотив» (паровой тягач) системы Бойделя. В 1870 –1871 гг., то есть во время франко-прусской войны, немцы, заимствуя опыт англичан, также пытались применить тракторную тягу для транспортировки военных грузов. Для этого на фронт были доставлены два паровых трактора, закупленных у английской фирмы Фаулер.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

Паровой трактор за работой.

Неумелое использование этих машин и скептическое отношение к ним немецкого командования привели к тому, что эти тракторы большую часть времени простаивали бесполезно. За все время войны они находились в работе не более трех недель, причем поездки производились на весьма небольшие расстояния (10 – 15 км). Всего было перевезено при помощи прицепов около 120 тонн боевых припасов и, кроме того, было сделано несколько рейсов по перевозке продуктов питания, топлива и т. п. Учитывая большие переброски грузов, которые происходили тогда в немецкой армии, придется сказать, что тракторы по существу не принесли тогда никакой пользы. Несмотря на неудачный опыт немцев, паровые тракторы начали постепенно проникать и в армии других стран, таких, как Россия и Италия. Хотя тракторы того времени были еще далеки от совершенства. Они представляли собой тяжелую (от 4 до 10 тонн) машину с горизонтальным котлом паровозного типа. На каждую лошадиную силу приходилась 1 тонна мертвого веса трактора. В качестве топлива применялись главным образом кокс или антрацит. Скорость движения была не выше 5 – 6 км в час. После каждого часа приходилось возобновлять запас воды. При помощи прицепов трактор мог тянуть груз в 2–2,5 раза больше собственного веса.

В России первые локомобили (паровые тракторы) появились в 1857 году, когда фирма братьев Бутеноп впервые доставила в Россию два локомобиля: английский в 10 л.с. и германский в 8 л.с. Министерство финансов отнеслось к их работе с сочувствием и выдало ссуду в 70 000 рублей на 25 лет, причем без процентов! Это помогло братьям расширить свое производство и наладить серийное производство различного противопожарного инвентаря, а еще и… башенных часов. Локомобили начали использоваться, но в мирных целях.

А затем началась русско-турецкая война 1877 –1878 гг., и в русской армии паровые тракторы были использованы в качестве армейского транспортного средства!


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

Паровой трактор Фаулер В5 «Лайон».

Так что Россия была в числе тех стран, которые первыми приступили к снабжению армии паровыми тракторами. Причем, наиболее ранние факты появления тракторов в русской армии имели место еще в начале 70-х гг. ХIX в. Так к серьезным их испытаниям приступили в 1876 г. А затем, после удачных опытов были куплены 8 тракторов в Англии (фирмы Портера, Фаулера и Клейтона), а два трактора построены на заводе Мальцева в Брянске.


Изображение

А вот так трактор Фаулер B5 выглядел в 1899 г. после того, как англичане в Африке покрыли его броней. Модель из бумаги.

К началу войны в русской армии было 12 паровых тракторов, обслуживаемых специально обученной командой в 54 чел. и походной ремонтной мастерской. В апреле 1877 г., вскоре после начала войны, все тракторы были отправлены на фронт. Примерно через две недели они по железной дороге прибыли на станцию Бендеры. Здесь сразу же начали с их помощью перевозить артиллерийские грузы. За 19 дней (с 7 по 25 мая) тракторы, работая на маршрутах с дальностью от 2 до 13 км, перевезли 358 тонны грузов. Затем 9 машин были отправлены в Слатин, а остальные на станцию Баньясы. В Слатине они были заняты перевозкой осадных орудий и других артиллерийских грузов из города на позиции. С 25 мая по 2 июня этими тракторами было перевезено еще около 165 тонн груза. После этого 4 трактора были самоходом отправлены в город Турн-Магурели, куда они и прибыли 13 июня, удачно совершив путь в 121 км. Здесь машины были отправлены непосредственно на позиции – возить тяжелые орудия. Ремонтная мастерская вместе с одним трактором была использована для ремонта орудий и установки электрического прожектора.

После переправы русских войск через Дунай, 19 июня тракторы из Турн-Магурели самоходом были отправлены в г. Зимницу (за 48 км). При этом сюда ими был доставлен паровой локомобиль с электроосветительной аппаратурой. Вследствие недостаточной загрузки в Зимнице тракторы самоходом прошли в дер. Парапан (32 км), где они в течение месяца (с 15 августа по 15 сентября) были заняты перевозкой артиллерийских снарядов из Парапан в Петрошаны (13 км). Всего здесь было перевезено 433 тонны снарядов.


Изображение

Паровой трактор Хонсби. Испытания в Англии, февраль-март 1910 года.

К 18 сентября тракторы были собраны на станции Фратешти. Дальнейшая их работа осложнилась наступлением осени, испортившей дороги. В это время систематически работал лишь один трактор, примененный в качестве локомобиля на водокачке, кроме того из города Журжева в деревню Петрошаны были перевезены паровой катер и 20 тонн каменного угля. Прислуга, обслуживавшая тракторы, была занята главным образом ремонтом машин.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

Туземные женщины Танганьики носят воду для военного английского парового трактора. «Нива» №34-1916.

Весной, во второй половине марта 1878 г., сообразно улучшению дорог тракторы снова пустили в дело. Они работали в районе станции Баньясы, городов Журжева и Слободзеи на маршрутах от 4 до 24 км в один конец. В качестве груза возили орудия, снаряды и провиант. С 23 марта по 27 июня 1878 г. было перевезено 4 300 тонн груза.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

Трактор Фаулер 1887 г. Ради повышения проходимости его поставили на 12-футовые колеса.

Затем тракторы были переправлены на пароме через Дунай в город Рущук. Здесь со 2 июля по 11 октября 1878 г. они перевезли 4 006 тонн различных военных грузов. В 10-х числах ноября 1878 г. работа тракторов была закончена. По официальным данным за все время пребывания на фронте тракторами было перевезено 9 300 тонн грузов.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.

Макет трактора Ф.А. Блинова 1888 г. Имел привод от паровой машины мощностью 12 л.с. Скорость 3 версты в час (3,2 км/час).

Все это говорит о весьма успешной работе тракторов, примененных в русской армии. Объем транспортных работ, проделанных ими, неизмеримо выше того, что было проделано тракторами в немецкой армии в 1870–1871 гг. Но если опыт немцев в тогдашней военной литературе получил печальную известность, то о работе тракторов в русской армии сообщалось как о значительном достижении военной техники, которому предстоит большое будущее. Эффективное и широкое, по тому времени, использование паровых тракторов в русской армии в 1877 – 1878 гг. представляет собой начало и завершение первого этапа в истории механизации военно-дорожного транспорта.

Следующий этап в развитии этого вида транспорта связан с появлением автомобиля с бензиновым двигателем и относится уже к периоду «Великой войны» 1914 – 1918 гг.


Автор: Вячеслав Шпаковский

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для просмотра скрытого текста.


Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
Алексей Майский



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.