Перейти к содержимому

 


- - - - -

Гальштат и Ла-Тен


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
4 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 28 Январь 2017 - 11:11

На грани между бронзой и железом

Прежде чем вести речь о том, как бронзовый век в Европе сменился железным, необходимо «перенестись» на территорию… Древней Ассирии – царства, которое считается первой в мире империей. Естественно, что она находилась в окружении определенных государств и с одним из них – государством Урарту нас в советское время знакомили еще в пятом классе средней школы, с древнейшим государством на территории СССР. Теперь эта территория в Россию не входит, но сама по себе история Урарту от этого нисколько не поменялась. К востоку от него находилась область Хатти и вот как раз там, как об этом пишет российский историк С.А. Нефедов люди и научились впервые получать и обрабатывать кричное железо. От них эту технологию сначала заимствовали урарты. В годы правления урартского царя Аргишти I (около 780 г.) урартское войско получило железные мечи, железные шлемы и панцири из железных пластин либо чешуек, нашивавшихся на одежду, и, обогнав в этом отношении сопредельные державы, стало угрожать уже и самой Ассирии. Естественно, что ассирийцы новинку постарались тут же перенять, и переняли. Ведь что-что, а уж все, что касается оружия, люди друг у друга перенимают моментально.

Изображение


Конец бронзового века ознаменовался появлением кинжалов из бронзы изумительный красоты и совершенства. Следует обратить внимание, что его рукоять отлита заодно с клинком, но в силу традиции повторяет конструкция кинжалов и мечей с деревянными рукоятями, что крепились к клинку на заклепках. Из коллекции Жоржа Хассе. На данный момент в Антверпене в хранилищах музея «Хет Влеесхуис».

В погребениях на острове Крит также обнаружена два обломка кричного железа, датированные XIX в. до н.э. А уже в конце II тысячелетия до н.э. отдельные железные предметы находят и в Европе. Подчеркнем – отдельные, также как и отдельные железные предметы, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Что же касается масштабного производства железа и его обработки – то есть собственно черной металлургии, – впервые получило распространение в Греции и на островах Эгейского моря. Когда это было? Около 1000 г. до н.э., что подтверждают археологические находки. Затем железоделательное производство в Южную Италию принесли греческие колонисты примерно около 800 года до н.э.

Изображение


«Кривые мечи» 1600 – 1350 гг. до н.э. из Швеции явно имели ритуальное предназначение. (Государственный исторический музей, Стокгольм)

Ну, а в умеренной зоне Европы, в Восточных Альпах и близлежащих районах оно появилось около 700 г. до н.э. Причем, железо в экономике европейских племен еще долго играло довольно ограниченную роль. И даже в 500 году до н. э. железные вещи здесь все еще были редкими. Были также области, где медные руды находились в изобилии, что сдерживало распространение железа. Например, в том же Египте конкуренция между бронзой и железом продолжалась до VI века до н. э., а кочевые народы Казахстана и Средней Азии, также использовавшие свои богатые меднорудные месторождения, стали использовать железо только лишь в середине I тысячелетия до н. э.

Изображение


Нил Барриджа (о котором мы уже рассказывали в материалах о Троянской войне) специализируется также и на гальштатских мечах и делает их на заказ.

Ну а теперь, познакомившись с тем, какими путями в Европу попало железо, давайте посмотрим какими путями оно здесь распространялось. Начнем с хронологии: в Западной Европе можно выделить два периода его распространения: гальштатский (900 – 500 гг. до н.э.) и латенский (500 г. до н.э. – начало нашей эры).

Изображение


Гальштатский меч из Миндельхайма. Эпоха поздней бронзы. Длина 82,5 см. Вес 1000 г. £300 для готового клинка, £400 за отделкой и с рукояткой.

Ну, а собственно археологические находки железного века в Европе уже можно связать с упоминаемыми в письменных памятниках европейскими народами: на севере – германцами, на востоке – славянами и иллирийцами, на юго-востоке – фракийцами, народами Апениннского полуострова на юге, и, наконец, кельтами – в Западной и Центральной Европе.

Изображение


Меч «язык карпа» – клинок с хвостовиком под рукоять.

Изображение


Меч «язык карпа» из Франции. Оригинал – один из немногих полных бронзовых европейских мечей в ножнах. Длина 76 см.

Изображение


Типичный «антенный меч» из Уитхема, Британия.

Начнем с гальштатской культуры, названной так по могильнику, раскопанному неподалеку от города. Гальштат – город в Юго-Западной Австрии. Копать в этом районе начали в 1846 – 1864 гг. и до начала XX века вскрыли здесь около двух тысяч погребений. И это неудивительно: ведь время, когда здесь хоронили усопших, занимает целую эпоху: что-то около 350 лет (750 – 400 гг. до н.э.). Впрочем, удивляет не это. Ну, жили себе здесь люди несколько веков и жили, тем более что здесь были еще и залежи каменной соли и, видимо, добывать соль и продавать ее было их занятием. Удивительно то, что около 45 % всех могил - это погребения с трупосожжением, то есть относятся они к эпохе «полей погребальных урн».

Изображение


Рукоять железного меча гальштатской культуры из слоновой кости с навершием из янтаря. Австрия. Около 650 – 500 гг. до н.э. Военно-исторический музей Вены.

А вот в остальных могилах находят вытянутые трупоположения (обычно с головой, обращенной на запад, то есть «на закат»). При этом и те, и другие обряды совершались при погребении обоих полов, а не, скажем, так – только для мужчин сожжение либо только для женщин. Единственно, в чем была замечена разница, так это богатство погребального инвентаря. Трупосожжения в этом плане богаче и мужчин в них все-таки больше. Еще одно отличие: инвентарь трупоположений не содержит оружия. Сожжение усопших совершалось не на месте погребения (остатков кострищ не найдено!), а где-то еще («в местном крематории»!).

Изображение


Под этим холмом находилась знаменитая Хохдорфская гробница. И что же там нашли внутри?

Ну, а обгоревшие костные останки складывали либо на землю, либо на камни, либо складывали в глиняную емкость или бронзовый сосуд. Потом все это закапывалось на глубине 1 – 1,5 м. Встречаются могилы, окруженные кругом из камней и прикрытые сверху камнями. Вместе с покойниками, что лежат в этих странных гальштатских могилах, найдено много бронзового и железного оружия, а также бронзовой посуды и украшений.

Изображение


Хохдорфская гробница, Германия. Около 530 г. до н.э. Рассматривается как «кельтская гробница Тутанхамона». Была обнаружена в 1977 году недалеко от Хохдорфа в Баден-Вюртемберге, Германия. В ней оказался погребен мужчина 40 лет, 187 см ростом, который был положен на бронзовый диван. Одежда богато украшена золотом, на руках золотые браслеты. Возле дивана был поставлен большой котел с фигурами львов по краям. В гробнице находилась четырехколесная телега с набором бронзовых блюд – достаточно, чтобы обслужить девять человек. (Исторический музей Берна).

Что касается латенской культуры, то она стала известной науке со второй половины XIX в. и была названа так по швейцарскому поселку Ла-Тен на озере Невшатель. В 1872 г. археолог Г. Гильдебранд названием «латенская эпохи» обозначил «второй железной век», следующий за «первым железным веком» – то есть «гальштатской эпохой». При этом второй железный век в Европе был явно совершеннее первого, поскольку в латенское время орудия труда и оружие из бронзы встречаться уже перестали!

Изображение


Телега с посудой.

Где жили представители гальштатской культуры? В деревянных бревенчатых домах и полуземлянках. Обычный тип поселений - это село, имевшее правильную планировку улиц, не слишком-то уж и сильно укрепленное. Известны и свайные поселения, то есть люди этой культуры были горазды на выдумки. Обнаружены были соляные шахты гальштатцев, медные рудники, где они добывали медную руду, железоплавильные мастерские и кузницы.

Изображение


Реплика кинжала из Хохдорфской гробницы.

Характерные предметы гальштатской культуры - это бронзовые и железные мечи с рукоятью, навершие которых могло иметь форму колокола или представлять подобие «антенны» из двух волют, загнутых навстречу друг другу, кинжалы в металлических ножнах, топоры, железные и бронзовые наконечники копий.

Изображение


Две «мускульные» кирасы и шлем с двумя гребнями (первая треть VI века до н.) Найдены в Штирии, Австрия. Артефакты находится в Археологическом музее в замке Эггенберг, Грац.

В защитное снаряжение гальштатцев входили бронзовые конические и полусферические шлемы, имевшие широкие плоские поля и гребни на куполе, панцири, как из отдельных бронзовых пластинок, так и «мускульные кирасы». В погребениях встречается бронзовая посуда, своеобразные фибулы, лепная керамика и ожерелья, сделанные из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры явно тяготело к роскоши; ведь в погребениях находят множество украшений из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, поясные бляхи с выбитыми рисунками и узорами, да и посуда у них тоже была очень красивая: жёлтого или красного цвета, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.

Изображение


Карта. Районы гальштатской и латенской культур. Красным цветом показана территория максимального распространения кельтской культуры.

Что же касается того, кем были эти люди, то… считается, что гальштатцы - это протокельты и, наконец, латенская культура – «кельты в чистом виде». При этом между гальштатской и латенской культурами никакой пропасти нет: обилие артефактов позволяет проследить и развитие, и модификацию одних и тех же форм орудий труда, украшений и оружия в обеих культурах.

Автор выражает признательность Нилу Барриджу (http://www.bronze-ag...my_workshop.htm) за предоставленную информацию и фотографии.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 28 Январь 2017 - 11:13

Питер Конноли о кельтах и их вооружении


В первой части «Гальштат и Ла-Тен: на грани между бронзой и железом» речь шла не только о том, каким образом «железо пришло в Европу», но и о кельтах – народе, расселившемся по всей Европе, но государства своего так и не создавшего. И теперь, следуя логике вещей, нужно будет написать о кельтах, но… кто лучше всего о них написал, так, чтобы и достаточно научно, и популярно, и интересно? Ну, конечно же, британский историк Питер Конноли, который написал три книги о военном деле античности и очень подробно (достаточно подробно, скажем так) разобрал военное дело у кельтов. И вот что он сообщает: кельты с территории южной Германии распространились почти по всей Западной Европе. В V в. до н.э. их поселения встречались в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, а также в отдельных районах Франции, Испании и Британии. Спустя столетие они перевалили через Альпы и оказались в северной Италии. Первым племенем, спустившимся в долину реки По, были инсубры. Они расселились в Ломбардии, а своей столицей сделали город Милан. За ними последовали племена бойев, лингонов, кеноманов и другие, быстро завоевавших большую часть долины реки По и вытеснивших этрусков за Апеннины. Последним племенем были сеноны, обосновавшиеся на прибрежной территории к северу от Анконы. Именно они разграбили Рим в начале IV в. Ну, а само название «кельты», которым мы сегодня пользуемся, из греческого языка – «kel-toi», хотя сами римляне называли народ, обитавший в долине По и на землях Франции, галлами (Galli). В IV в. кельты постепенно продвигались на Балканы, а в начале III в. вторглись в Македонию и во Фракию. Подвергнув их опустошению, они перебрались в Малую Азию и, наконец, осели на землях в Галатии, где и получили название галатов.

Изображение


Кельтское посольство при дворе Александра Македонского. Приняв послов, он спросил их, чего они боятся больше всего на свете, ожидая услышать в ответ, что они боятся его, Александра, однако послы ответили так: «Мы боимся, что небо упадет и раздавит нас, что земля разверзнется и поглотит нас, что море выйдет из берегов и поглотит нас». То есть, кельты заявили, что они никого не боятся. Александр Македонский сильно разгневался, но решил, что будет слишком много чести воевать с варварами и предпочел начать войну с персидской державой. Рисунок Ангуса МакБрайда.

В свое время очень интересную книгу о варварах, и в том числе о кельтах, написал английский историк Тимоти Ньюарк. Называлась она «Варвары»*, а рисунки к ней сделал известный британский художник Ангус МакБрайд (к сожалению ныне покойный).

Тогда же в IV в. галлы подвергли регулярным набегам земли центральной Италии. Этрускам, латинам и самнитам пришлось приложить немало усилий для отражения галльской угрозы, но полностью она так и не исчезла. Пожалуй, справиться с кельтами удалось только римлянам. С этой целью они проводили их массовые избиения и в северной Италии, и в Испании, и во Франции. Долину реки По они очистили от кельтов после войны с Ганнибалом и, таким образом, что уже в середине II в. до н.э. Полибий о кельтах сказал, что лишь «в немногих местах за Альпами» кельты еще остались.

Изображение



К сожалению, большая часть информации о кельтах исходит от их врагов – греков и также римлян, поэтому доверять ей можно, но… с осторожностью. Кроме того, она очень часто весьма специфического свойства. Например, сицилийский историк Диодор описывает кельтов как воинов, носящих разноцветную одежду, с длинными усами и волосами, которые они мочат в известке, чтобы они стояли торчком, словно конская грива. Но, согласитесь, что много из этой информации не выжать!

Изображение


Кельтский шлем. Франция, около 350 г. до н.э. Археологический музей города Ангулема. Это впечатляющее произведение искусства было похоронено в пещере в западной Франции. Весь шлем покрыт тонким золотым листом и украшен коралловыми вставками.

Сначала римляне очень боялись кельтов, к тому же казавшихся им великанами из-за своего высокого роста. Но потом они узнали их слабые места, научились ими пользоваться, и стали с презрением к ним относиться. Но сколь бы ни было это презрение велико, римляне признавали, что во главе с хорошим полководцем кельты могут быть прекрасными воинами. Ведь это именно они составили половину армии Ганнибала, которая в свою очередь целых 15 лет одерживала над легионами Рима победы одну за другой. А потом и сами римляне поняли, насколько ценны эти люди и столетиями пополняли ими ряды своей армии.

Изображение


Бронзовый шлем из Соммских торфяных болот. Музей Сен-Жермен, Франция.

Как известно, многие ранние общества имели в своем составе класс воинов. Кельты тоже не были исключением из этого правила. У них воинами являлись выходцы из средних и высших слоев общества. Им предоставлялось право сражаться, тогда как бедняки, по словам Диодора Сицилийского, являлись либо оруженосцами, либо же управляли боевыми колесницами и не более.

Изображение


Кельты. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Причем кельт был воином в самом прямом и героическом смысле этого слова. Вся его жизнь рассматривалась исключительно с точки зрения личного участия в войне и одержанных в ней побед с целью доказать свою храбрость и стяжать славу на поле брани. Но безудержная храбрость при отсутствии воинской дисциплины, часто приводили кельтов к тяжелым поражениям.

В пятой книге своего труда Диодор дал подробное и, скорее всего, довольно точное описание воина-кельта. Но тут нужно помнить, что между первым столкновением Рима с кельтами в битве при Аллии и завоеванием Галлии Цезарем – временем, которое описал Диодор, – прошло 350 лет, то есть целая эпоха. Очень многое поменялось и в оружии, и в тактике боя. Так что опять доверять Диодору на все сто процентов не следует!

Изображение


Кельты из свайного поселения. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Как бы там ни было, а по Диодору, кельтский воин вооружался длинным мечом, который носил на правом боку на цепи, а кроме него копьем или метательными дротиками. Многие воины сражались обнаженными, тогда как другие, напротив, имели кольчуги и бронзовые шлемы. Их часто украшали чеканными фигурками или накладками, с изображениями зверей или птиц. У него мог быть длинный, в человеческий рост, щит, который было в обычае покрывать рельефными бронзовыми украшениями.

Изображение


«Щит из Уитхема», 400 – 300 до н. э. Культура Ла-Тен. Щит был обнаружен в реке Уитхем в окрестностях Линкольншира, в Англии в 1826 году. Дальнейшие раскопки позволили обнаружить такие артефакты, как меч, копье и часть человеческого черепа. Щит сейчас находится в Британском музее.

В сражениях с конницей противника кельты использовали двухколесные боевые колесницы. Вступая в бой, воин сначала бросал в неприятеля дротики, после чего подобно героям Гомера, сходил с колесницы и сражался мечом. Битву начинали храбрейшие из воинов, в свою очередь вызывавшие самого храброго противника на парный поединок. Если вызов был принят, его зачинщик мог перед ним и хвалебную песню спеть, и голый зад врагу показать, чтобы все видели, настолько он его презирает.

Изображение


Кельты на колесницах. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Римляне высоко чтили тех своих полководцев, которые принимали такой вызов и побеждали в таком вот одиночном поединке. Им предоставлялось почетное право посвятить самую лучшую часть военной добычи в храм Юпитера Феретриуса («Податель добычи» или «Несущий победу»). Существовали также вторая и третья часть посвящаемой добычи, которые также посвящались богам, но это уже зависело от ранга победителя. Например, в IV в. Тит Манлий победил в бою огромного кельта и, сорвав с его шеи золотую гривну (торквес), заслужил этим подвигом себе прозвище Торкват. А Марк Клавдий Марцелл в 222 г. до н.э. убил в поединке галльского вождя Виридомара.

Ну, а если своего противника убивал кельтский воин, то он отрезал ему голову и вешал ее на шею своему коню. Затем с убитого снимались доспехи, а победитель пел над трупом врага победную песню. Захваченные трофеи могли быть прибиты к стене его жилища, а отрезанные головы наиболее известных врагов даже бальзамировали в кедровом масле. Так, например, поступили кельты с головой консула Луция Постума, убитого ими в 216 г., которая затем была выставлена у них в храме. Раскопки в Энтремонте доказали, что такие головы являлись не просто трофеями, но и частью религиозного ритуала, так как располагались в определенных местах и явно использовались в культовых целях.

Изображение


«Шлем из Линца» (реконструкция). Музей замка в Линце (Верхняя Австрия). Гальштатская культура, 700 до н.э.

При этом абсолютно все античные авторы единогласны в том, что кельты не ценили ни стратегию, ни тактику, а все, что они делали, происходило под влиянием сиюминутных побуждений, то есть у кельтов существовала так называемая охлократия или власть толпы. В бою они действовали тоже толпой, хотя наличие у них труб и штандартов, изображенных, в частности, на арке в Оранже, показывает то, что, военная организация, по крайней мере, у них существовала. Так, Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» пишет о том, как пилумы римских легионеров пронзали сомкнутые ряды щитов кельтов – ситуация невозможная, если противник наваливается на тебя «толпой». То есть у кельтов должно было быть какое-то подобие фаланги, иначе откуда же могли взяться «ряды щитов»?

Таким образом, получается, что кельты были не такие уж и «дикие» и знали правильные построения на поле боя. В битве при Теламоне, как об этом пишет Полибий, они были атакованы с двух сторон, но не растерялись, а сражались строем в четыре человека, развернутым в обе стороны. И римлян напугал и этот их безупречный строй, и дикий грохот и шум, который производили кельты, имея бесчисленное множество трубачей, к тому же их воины еще и выкрикивали свои боевые кличи. А далее Полибий говорит, что кельты уступали римлянам лишь в вооружении, так как их мечи и щиты уступали по качеству римским.

Изображение


Кельтский меч с ножнами, 60 г. До н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Римляне сообщали о четырех типах кельтских воинов: тяжеловооруженных пехотинцах, легковооруженных пехотинцах, всадниках и воинах на колесницах. И если судить по античным источникам, то тяжеловооруженные пехотинцы - это мечники, а легковооруженные – это метатели дротиков.

Дионисий сообщает, что кельты имеют обыкновение поднимать меч над головой, вращать им в воздухе и обрушивать удар на врага таким образом, как если бы они рубили дрова. Такой прием работы с мечом оказывал очень сильное впечатление на их противников. Но римляне очень скоро научились ему противостоять. Так Полибий утверждает, что первый удар они принимали на верхнюю кромку щита, который на римских щитах был усилен железной накладкой. От удара по этой кромке кельтский меч, имевший слабую закалку, сгибался, так что воин выпрямлял его ногой, и пока он это делал, легионер мог легко его атаковать! Кроме того на рубящий удар требовалось время, его можно было отразить щитом и одновременно ударить из-под него в живот колющим ударом, который кельту отразить было намного труднее.

Считается, что утверждение Полибия, что меч сгибался едва ли не пополам – преувеличение. Иногда такое, наверное, случалось, но в целом кельтские мечи обладали хорошим качеством. Питер Конноли пишет, что видел меч из озера Невшатель, относящийся ко времени Полибия и его действительно можно было согнуть почти что вдвое, но он тут же принимал свою прежнюю форму. Конноли пишет о том, что Полибий упоминает и о кельтском обычае надевать в битву на руку браслеты. Но если это были браслеты аналогичные найденным в Британии, то это было бы, скорее всего, возможно. Вряд ли такие тяжелые браслеты смогли удержаться бы на руке, когда воин крутил свой меч в воздухе, а потом наносил им сильнейший рубящий удар!

*Newark, T. Barbarians. Hong Kong, Concord Publications Co., 1998.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 4 раз:
abrakodabra , adc , chapajnn , Шустикс

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 28 Январь 2017 - 13:21

Диодор обращал внимание на большую длину кельтских мечей, особенно по сравнению со значительно более короткими греческими или римскими мечами. В то же время, судя по их находкам в 450 – 250 гг. до н.э., клинки кельтских мечей достигали примерно 60 см, то есть не длиннее тех, что в то время были у этрусков и римлян. Более длинные мечи появились у них лишь в конце III в. до н.э., пользовались ими они вплоть до I в. до н.э.

Кельтские мечи археологи находят в большом количестве. Их рассматривают в соответствии с принятой системой периодизации латенского периода и соответствующим образом типологизируют. Так, мечи фазы латен I относят к периоду 450 – 250 гг. до н.э. и они имеют длину клинка от 55 до 65 см. Хотя есть единичные образцы в 80 см. Все они обоюдоострые, имеют выраженное острие и относятся к колюще-рубящему типу. Характерным признаком этого вида мечей является специфическая форма наконечника ножен, имеющая форму стилизованной буквы U. Кинжалы имеют клинки разных форм: от широкой, почти треугольной, до узкой, подобной стилету; длина их составляет 25 – 30 см.

В течение фазы латен II (ок. 250 – 120 гг. до н.э.) клинки мечей вытянулись. Теперь это было оружие именно для рубящего удара. Кончик клинка приобрел закругленную форму, длина стала достигать 75 – 80 см, а вес 1 кг вместе с рукоятью. Наконечник ножен приобрел другую форму. Из озера у деревни Ла-Тен в Швейцарии такие мечи достают чуть ли не сотнями, и хотя можно заметить некоторые местные различия, очевидно, что все они принадлежат именно к этому периоду. Ножны (обычно из железа) делали из двух полос. Передняя была немного шире задней, и огибала ее по краям. Их устье усиливала декоративная накладка, а наконечник укреплял их конструкцию внизу.

Фаза латен III (120 – 50 гг. до н.э.) отличается тем, что длина клинков увеличилась еще больше и у некоторых мечей достигла 90 см. Длинные мечи с закругленным кончиком и железными ножнами этого типа чаще всего находят на территории Британии.

Казалось, что торжеству кельтов в Европе не будет конца, однако завоевание Юлием Цезарем Галлии в 55 г. до н.э. положило ему конец. В Британии кельтская субкультура просуществовала еще 150 лет. Клинки мечей этого времени (фазы латен IV) короче, чем те, что были раньше – 55 – 75 см. Ножны получили раздвоенный кончик в форме очень плоской перевернутой буквы V.

Рукояти мечей выделывались из дерева, обтягивались кожей и поэтому до нашего времени они практически не дошли. Традиционная форма рукояти была в форме буквы Х, своего рода память об «антенных» мечах гальштатской эпохи. Иной раз их делали в форме человеческой фигурки с поднятыми кверху руками. На более поздних рукоятях мечей латен IV нередко сказывалось римское влияние, что показывает находка меча в графстве Дорсет.

Диодор пишет, что мечи кельты носили на правом боку, подвешивая их на железной или же на бронзовой цепи. Длина такой цепи колебалась от 50 до 60 см, и с одной стороны на ней было кольцо, а на другой – крючок. Питер Конноли считает, что все это было устроено несколько не так, так как описание путанное. В любом случае цепь была, кольцо было, крючок был, а уж как нам было на самом деле решать надо в ходе натурных экспериментов. Ну, а сами пояса изготовлялись из кожи и несколько таких поясов опять-таки достали из озера у Ла-Тен.

О кельтах было принято говорить, как о воинах, сражавшихся, прежде всего, мечами. Но Диодор дает описание и кельтских копий, а их наконечники регулярно находят в захоронениях. И вот тут-то, по мнению Конноли, и возникает вопрос: если наконечников так много, то… значит, кельты сражались не столько мечами, сколько копьями. Нашли три копья длиной 2,5 м и это явно не дротики! Дротики тоже находят, но много наконечников очень больших, которые для них не подходят. Причем Диодор называет размеры наконечников копий: 45 см и больше, и такие действительно были найдены, а один так и вовсе имел длину 65 см!

Форма у них была довольно необычна: сначала они расширялись у втулки, затем плавно сужались к острию. Известны и волнистые наконечники, о которых Диодор сообщает, что они наносили особенно опасные раны. Известно также, что кельты тоже кое-что перенимали у римлян и, в частности, их знаменитые дротики-пилумы. Их находят на месте раскопок многих кельтских поселений на территории южной Европы.

В то же время Конноли считает, что Диодор очень преувеличивает, когда сообщает о том, что кельтский щит был ростом с человека. В Ла-Тен были найдены остатки трех щитов приблизительно в 1,1 м высотой. Три щита, обнаруженных археологами, были изготовлены из древесины дуба. В центре толщина достигала 1,2 см, а по краям была меньше. На двух сохранилось традиционное вертикальное ребро, характерное для кельтских щитов. Умбон над углублением для размещения рукояти прикрывал руку от удара. При этом они были разной формы, начиная от простой металлической прямоугольной полосы, прибивавшейся на щит и его ребро на месте размещения рукоятки, до умбонов, напоминающих крылья бабочки или галстук «бабочку» с узлом (выпуклостью посредине). Ряд умбонов походят на римские: это плоское основание с отверстиями для заклепок и над ним полусфера.

Были ли щиты покрыты шкурой? Дерево, не покрытое ничем, трескалось бы от ударов мечом – таково мнение Питера Конноли. Однако встречаются и щиты без обтяжки и, по его мнению, их делали специально для похорон. А вот щиты, имеющие обтяжку из кожи и кожаную либо металлическую кромку по всему краю – явно боевые. Такой щит мог иметь вес 6-7 кг – деревянная основа 4 кг, плюс кожа 2 кг, плюс 250 г умбон.

Очевидное сходство римского скутума и кельтского щита говорят о том, что происхождение они имеют общее. Но кельтский является более древним и если судить по находкам тех же умбонов, то видно, как он совершенствовался. Большая часть щитов кельтов имеет форму овала, и такую же форму имеют ранние римские скутумы, причем с таким же вертикальным ребром. Но есть и отличия. Например, римские щиты, найденные в Египте в Фаюмском оазисе, размеры которых практически полностью совпадают с размерами кельтских щитов (высота 1,28 м и ширина 63,5 см), были сделаны совсем по другой технологии. Если кельтские сделаны из цельного куска дерева, то римские из трех слоев березовых пластинок, шириной по 6-10 см. Склеены между собой они были перпендикулярно друг другу, а сверху они были еще и оклеены войлоком. Рукоятка – горизонтальная. Полибий, однако, сообщал, что склеивались они из двух рядов пластинок, а сверху обтягивались грубой тканью, а затем кожей.

Питер Конноли сообщает о том, что сделал реплику такого щита, и вес его получился равным 10 кг. Вначале это посчитали невероятным, поскольку пользоваться им было очень тяжело. Однако потом практически такой же щит нашли в Англии, и стало очевидно, что это отнюдь не случайные находки, а что «так было». И, кстати, стало понятно, почему тот же Диодор считал, что кельтские щиты были хуже римских. Ведь хотя они и были одинаковой конструкции, следует учесть, что щит из «фанеры», будет всегда прочнее цельнодеревянного.

Впрочем, щиты у кельтов, если судить по их изображениям, могли быть и прямоугольными, и шестиугольными, и круглыми. Диодор сообщает, что их украшали узоры из бронзы, но скорее всего, они просто расписывались красками, а бронзовые щиты с узором на поверхности имели, скорее всего, церемониальное, а не боевое предназначение.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 28 Январь 2017 - 13:33

Питер Конноли о кельтских шлемах и кольчугах

Археологам можно сказать повезло. Кельтские шлемы находят во множестве. Их описания оставили нам и древние авторы. Но вот что интересно: например, описание кельтского шлема, оставленное Диодором, не соответствует тем сведениям, что предоставлены нам археологией. Из них явствует, что шлемы кельтов были бронзовыми и украшены нашлемным украшением, что делало их владельцев зрительно значительно выше. Он же сообщает, что они могли иметь форму рогов, или же вид птицы либо зверя. И такие шлемы нашли, но они не являются массовыми.

Изображение


Шлем. Латенская культура (Британский музей, Лондон).

Например, в районе между Анконой и Римини – территории, где селились сеноны, обнаружены шлемы с козырьком в тыльной части и небольшим заострением в верхней части. Таким шлемам было дано название монтефортинских – по названию погребения, где они были впервые найдены. Материалом для них была броня и, скорее всего, в Италии появились одновременно с сенонами.

Изображение


Галльский шлем. Музей Сен-Жермен, Франция Сен-Жермен.

Правда у классического монтефортинского шлема кроме назатыльника и довольно вытянутой маковки были еще и нащечники, а ранние шлемы в погребениях сенонов их не имеют. В 282 г. до н.э. это кельтское племя римляне вытеснили с мест его проживания. Так что шлемы, обнаруженные в сенонских погребениях, должны быть сделаны раньше этого времени. Материал, из которого они сделаны, это либо железо, либо железо и бронза, и только изредка они полностью бронзовые. На некоторых есть сложный держатель для какого-то неизвестного нам нашлемного украшения, напоминающий двойную вилку.

Изображение


Шлем культуры Вилланова XIX в. до н.э. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Люди этой культуры первыми начали заниматься обработкой железа на территории нынешней Италии, и они также кремировали своих усопших с последующим захоронением их праха в урнах в форме двойного конуса.

Нащечники у такого шлема уже есть, и, что интересно, они все имеют форму треугольника, состоящего из трех выпуклых дисков. Она настолько походит на нагрудные пластины самнитских панцирей, что можно подумать, что либо самниты смотрели на эти нащечники, когда делали свои панцири, либо сеноны скопировали их с панцирей, принадлежавших самнитам. В III в. до н.э. их форма упростилась, они стали совсем треугольными по форме, а вместо дисков на них появились три «шишечки». Сами италийцы, однако, быстро переняли монтефортинские шлемы у кельтов и использовали весьма широко. Например, на шлеме, найденном в Болонье, есть надпись на этрусском языке, что дает возможность датировать его временем, когда этрусски еще не покинули этот район. Но этот же шлем получил и всеобщее признание на всей территории Западной Европы, а не только в Италии.

Найдены были такие шлемы в Югославии, на победном фризе в Пергаме его тоже можно увидеть, а принадлежал он явно галатам. Хотя кельты были вытеснены из Италии уже к первой четверти II в. до н.э., монтефортинский шлем никуда не исчез, вот только делать его стали из железа. Нащечники форму свою немного изменили, но, как и до этого, оставались основной узнаваемой чертой этих шлемов ,которые стали основным видом шлема ранней римской армии, в которой использовался… в течение четырех столетий! По подсчетам специалистов их могло быть сделано около трех-четырех миллионов, так что неудивительно, что их находки столь часты.

Изображение


Шлем из Алезии.

Был и другой тип шлема, похожий на монтефортинский, но без «шишечки» у него на макушке. Такой шлем называют «кулус», по образцу, найденному во Франции. По мнению Конноли он не имел такого успеха, как монтефортинский, но все равно широко использовался в I в. до н.э. Его происхождение может быть столь же древним, как монтефортинского – один из них, обнаруженный в сенонском погребении, и есть экземпляр из гальштатского погребения, который может быть отнесен к 400 г. до н.э.

Некоторые из шлемов имеют что-то вроде украшений в виде крылышек по бокам, похожих на крылышки самнитских шлемов. Считается, что имели распространение на Балканах в III – II вв. до н.э. На арке в Оранже можно увидеть полусферическим шлемы с козырьками и рогами. И опять же изумительный образец рогатого шлема явно церемониального предназначения нашли в реке Темзе неподалеку от моста Ватерлоо. Его так и назвали, но он явно не боевой, хотя очень многие художники не избежали соблазна надеть его на головы воинов, участвующих в битве! Ну а шлемы с фигурками животных, описанные Диодором, крайне редки. Собственно археологами был найден только один такой экземпляр. Причем нашли его в Киумешти, в Румынии. Это опять таки типичный монтерфонтинский шлем «с шишечкой» и фигуркой птицы на его верхушке. Распростертые в стороны крылья имеют петли, и, по идее, могут хлопать во время скачки, когда его хозяин мчался по полю брани.

Изображение


Кельтские воины. Рисунок Ангуса МакБрайда.

В ряде кельтских погребениях на севере Италии нашли этрусские шлемы, относящиеся к типу негау. Это также сфероконический шлем, но с поперечным гребнем и ободом. И кельты заимствовали этот тип, что подтверждают находки шлемов негау в районе Центральных Альп, то есть в местах их проживания.

В I в. до н.э. в обиход вошли сразу два новых шлема, родственные друг другу. Поэтому принято их объединять в один аген-портский тип. Первый – агенский тип похож на «котелок» с полями, а портский «котелок» имеет большой назатыльник. Нащечники на них уже нового типа — того, который потом переняли римляне. Считается, что именно портский тип - это непосредственный прототип так называемого имперского галльского шлема I в. н.э. Образцы этих шлемов, сделанных целиком из железа, находят и в северной Югославии, и в Центральных Альпах, и в Швейцарии, и во многих районах центральной и юго-западной Франции. Все эти места – римский фронтир в начале I в. до н.э., поэтому удивляться этой их локализации не приходится.

Изображение


Шлем типа Монтефортино (350 – 300 гг. до н.э.). Музей национальной археологии в Перудже. Италия.

Нащечники из Алезии в центральной Франции I в. до н.э. представляют собой довольно странную смесь классического италийского типа, поскольку украшены «шишечками» и «трехдискового» старого типа. Существуют находки также и конических греко-италийских шлемов, имеющие характерные кельтские украшения. Почему так? Очевидно, много оружия захватывалось в качестве трофеев. Шлем разбит, но целы нащечники: «возьмем и поставим их на новый шлем!» Возможно, что захватывались и кузнечные принадлежности – матрицы, пуансоны для ковки, ну, что там тогда применялось и этим опять же пользовались уже в своих интересах. Видимо, римляне были практичны (а об этом все источники говорят!) и не считали предательством использование чужих доспехов.

Тем не менее, большинство кельтов сражались без доспехов. Диодор пишет, что они мазали голову известью и зачесывали волосы на затылок таким образом, что они походили на вставшую торчком лошадиную гриву. Эту прическу мы видим на нескольких монетах, так что несомненно, что так и было. Возможно, именно через это и появился гребень на шлемах, только делали его уже не из собственных волос, а из конских!

Изображение


Панцирь, сделанный в форме накидки из Этрурии. Музей Филадельфийского университета.

От 420 – 250 гг. до н.э. до нас дошли всего несколько бронзовых дисков, которые можно назвать нагрудными пластинами, хотя это могли быть и декоративные украшения конской сбруи. Статуя из Грезана с юга Франции, датируемая IV– III вв. до н.э., показывает нам воина с панцирем в виде квадратной нагрудной пластины и наспинной пластины на ремнях. Но статую эту нельзя назвать типично кельтской; возможно она вообще и отношения-то к ним не имеет!

По мнению Питера Конноли кольчуга появилась у кельтов около 300 г. до н.э. И это несмотря на то, что пристрастия к доспехам у них не было. Не было, а вот как-то придумали! Кольчуги называет кельтскими Страбон. И действительно самые ранние экземпляры кольчуг обнаружены именно в кельтских погребениях! Но так как кольчуга была чрезвычайно трудоемкой и дорогой вещью, пользоваться ей могли практически одни только кельтские аристократы, а может быть… жрецы?!

Изображение


Бронзовый шлем из Монтефортино с нащечниками. I в. до н. э., нашли в Рейне возле Майнца. Германский Национальный Музей (Нюрнберг, Германия).

На разных статуях, изображающих облаченных в кольчуги воинов, что нашли в южной Франции и в северной Италии, можно увидеть два типа этого доспеха: один с широкими наплечниками в виде накидки; и второй, который походит на греческий льняной панцирь уже без «пелерины». Вероятно, первый тип как раз и был исконно кельтским.

В Румынии в погребении III в. до н.э. нашли и фрагменты кольчуги, и, может быть даже не одной, так как одна часть колец состоит из рядов чередующихся штампованных и соединенных встык колец, а на второй все кольца заклепанные. Такое плетение считается более надежным. Диаметр колец равен примерно 8 мм. Наплечники у кольчуги в форме греческого льняного панциря пристегивались у нее к груди. То есть додуматься до кольчуги с рукавами, короткими либо длинными, кельты в то время так и не смогли, а просто взяли льняной панцирь и заменили в нем гибкую ткань на гибкую кольчугу!

Изображение


Кирасы кельтов. Музей Сен-Жермен, Франция.

Диодор, однако, очень часто пишет о том, что те же галлы шли в бой обнаженными. Вначале, наверное, так и было, но сам-то он описывает время более позднее. Так, например, Полибий описывает газатов, которые перешли Альпы, сражаться вместе с кельтами в сражении при Теламоне в 225 году. И вот они-то как раз и придерживались старых обычаев. А все остальные галлы были одеты в штаны и легкие плащи. Ну, а при Цезаре кельты сражались уже полностью одетыми!

Изображение


Для сравнения: доспехи греческого гоплита из музея в Аргосе.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
abrakodabra , adc

#5 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 28 Январь 2017 - 13:50

Питер Конноли о кельтах-всадниках

В своей работе «Древняя Греция и Рим в войнах» Питер Конноли часто ссылается на древних авторов и, в частности, на Полибия. А тот в своем сообщении о событиях, которые предшествовали сражению при Теламоне, сообщает, что в армии у галлов было 20 000 конницы и еще множество колесниц. Кстати, это последнее упоминание о действиях боевых колесниц на территории континентальной Европы. Хотя потом они появляются вновь, но только уже в 55 г. до н.э. во время вторжения Цезаря на территорию Британии. Диодор сообщает, что в эти колесницы были запряжены две лошади, и они могли нести возницу и воина, то есть все аналогичное колесницам у древних египтян. В ходе битве воин сначала бросал с нее дротики (и, видимо, их там у него был большой запас, а не два и не три!), после чего сходил с нее на землю и сражался пешим. Примерно также выглядит и рассказ Цезаря о колесницах, которые он видел в Британии. Оба автора отмечают одну немаловажную деталь: и там, и в Европе колесницы применялись против конницы. Кроме того очевидно, что сражаться при помощи колесниц против пехоты можно только в том случае, если они использовались в роли застрельщиков вместо тех же велитов у римлян. Подъехали, дротиками во врага побросались и в тыл! Цезарь восхищается искусством галльских колесничих. Он рассказывает о воинах, которые пробегали по дышлу и вставали на ярмо, причем делали это во время движения!


Изображение

Колесничие-реэнекторы из Франции. На что не пойдешь, чтобы хотя бы иногда, но почувствовать себя древним кельтом!

Что касается археологических памятников, то несколько погребений с колесницами найдено во Франции. К сожалению, большую их часть перед тем, как поместить в могилу, разобрали, однако, несмотря на это, в них сохранилось много металлических деталей. Среди них есть крепления для постромок. Их длина свидетельствует о том, что они крепились непосредственно к оси. В таком положении их и нашли в могилах. Кольца, располагавшиеся на уровне груди лошади, пристегивали, вероятно, к подпруге и использовали для направления этих постромок. Есть в этих погребениях другие детали, например, колесные чеки и кольца для вожжей, которые прикреплялись к ярму. В озере Ла-Тен нашли очень хорошо сохранившееся ярмо и одно колесо с железным ободом. То есть прочность колес колесниц кельтов была на уровне наших телег. Что, кстати, говорит о высоком уровне развития технологии. Ведь такой обод надо выковать, затем надеть на колесо так, чтобы он с него не свалился, соединить (и очень прочно!) оба его конца! Все это только кажется простым, а на самом деле требует отработанных навыков и умений! Нашли также конскую маску с рогами. Очень интересная находка, вот только применялась ли она только на лошадях, запряженных в колесницы, или ими пользовались также и всадники?


Изображение

Конская кельтская маска с рогами. Музей Шотландии, Эдинбург.

Еще совсем недавно облик кельтской колесницы можно было восстановить только по изображениям на монетах. Причем показательно, что все они имеют боковые стенки, составленные из двух полукругов. Но потом, как об этом сообщает Конноли в Падуе, на севере Италии, нашли каменное надгробие с изображением колесницы, двух людей на ней и вдобавок щита, уложенного на бок. Обе полукруглые боковые стенки на этом рельефе изображены так, что видны спереди щита, и это может как раз означать только то, что находились они по бокам, и играли роль своеобразного ограждения! Хотя такая форма и кажется немного странной, находки археологов это подтверждают. Хотя, конечно, что им мешало сделать ограждение из прямоугольных брусьев? Расстояние между колесами в колесницах из французских захоронений немногим больше метра. Это значительно меньше, чем у кипрской колесницы (от 1,3 до 1,7 м), на которой возница и воин стояли бок о бок. А раз так, то получается, что кельтский воин стоял на колеснице позади возницы, как это хорошо видно и на монете Гостилия. Правда, это требует и большей длины колесницы и более длинного ограждения ее сторон. Возможно, что такая длина нужна была для того, чтобы можно было транспортировать в колеснице раненого воина, то есть использовать ее и как транспортное средство для эвакуации пострадавших и вывоза трофеев?! Интересно, что колеса кельтских колесниц имели и по семь, и по десять спиц, тогда как египетские обычно шесть!


Изображение

Бреннус жжет Дельфы в 279 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда. Щит, явно, мал!

Интересно, что всадники у многих народов упоминаются вместе с колесницами. Но им в эпосе внимания практически совсем не уделяется! Вспомним «Илиаду» Гомера – и Одиссей, и многие другие ахейцы показаны в ней умелыми наездниками, но… сражаются там все на колесницах, то восходят на них, то сходят, то цепляют к ним павших и волокут по земле в целях глумления. Всадники так не поступают, ну так ведь про них ничего и не написано! Всадники упоминаются и в куда более объемной, по сравнению с «Илиадой» «Махабхарате» – их в ней насчитываются тысячи! Но… все главные герои сражаются исключительно на колесницах, ну и еще на слонах!


Изображение

Кельт (слева) сражается с древним германцем (справа), ок. 100 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Причина такого пиетета, видимо, в инерции человеческого сознания. Начиналось все с колесниц, и память о них пережила века, а вот всадники в то время, когда создавались эти произведения, были уже обыденностью и… никакого интереса у авторов не вызывали!


Изображение

Кельтские удила. Музей Шотландии, Эдинбург.

Зато сразу после завоевания Галлии римлянами кельтские всадники стали играть важную роль в римской армии. Хотя есть мнение, что настоящей конницы, как такой, у кельтов как раз и не было, и что перед боем они сходили с коней и сражались как пехотинцы. Точно также, например, поступали кельты, испанцы и римляне в битве при Каннах (216 г. до н.э). Хотя с другой стороны у этого могла быть и такая причина, как банальная нехватка места, ведь всем известно, какая в этой битве была скученность. Замечание Ганнибала, записанное у Ливия, дает основание считать, что обычной практикой такое все-таки не предусматривалось: когда карфагенский полководец услышал, что Павл приказал своей коннице спешиться, то он сказал, что с таким же успехом ее воинов можно было бы вести в бой, надев на них цепи.


Изображение

Кельты в бою. Рисунок Дж.Рава

Это его высказывание говорит о бесполезности применения спешенной конницы в бою и также о том, что люди того времени это понимали. И да, в самом деле: трудно себе представить столь большое количество спешившейся для сражения конницы. И куда при этом они дели своих коней? Отвели в укрытие, как это делали американские драгуны в схватках с индейцами, как это показывается нам в вестернах?! К тому же о кельтской коннице, относящейся ко времени ранней империи, все время говорится, что она воевала верхом. Так что следует сделать вывод, что настоящая конница у кельтов существовала, но вооружена была самым разным оружием и представляла собой, скорее всего, казачью лаву, а не тех же ездящих драгун эпохи Петра Первого.


Изображение

Кельтская боевая колесница. Реконструкция.

Найдено немало кельтских удил, большая часть которых имеет трензельные кольца. Есть скульптурное изображения всадника с круглым щитом явно не римским и не греческим и, следовательно, это кельтский конный щит. Кельты пользовались таким же седлом, что и римляне в эпоху империи. Этот тип с раздвоенной передней и задней лукой, изображен на Гундеструпском котле и на монументе Юлия в Сен-Реми, который датируется концом I в. до н.э. На нем изображена битва между кельтами и римлянами. Одна из лошадей упала и сбросила всадника; это, должно быть, кельт, потому что на триумфальных римских памятниках римских солдат погибающими никогда не изображали. Следовательно, седло с раздвоенными луками принадлежит кельтам, а не римлянам. На Гундеструпском котле хорошо видны диски, которыми кельты украшали сбрую своих лошадей. Несколько таких дисков, сделанных из серебра, нашли в северной Италии; а римляне переняли у них затем и этот обычай!


Изображение

Кельтские воины сговариваются напасть на этрусский город. Северная Италия, 375 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
Gaz , adc



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.