Перейти к содержимому

 


- - - - -

Индийские доспехи и оружие


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 26 Январь 2017 - 16:59

«С колесницами и слонами, и всадниками, и множеством кораблей»
(Первая книга Маккавейская 1:17)



«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном...» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия. Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но... металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

Изображение

Боевой слон. Музей искусств Филадельфии.

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку. Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.


Изображение

Чакра. Индийское метательное кольцо. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли кутар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Кутары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!


Изображение

Кутар с гардой для защиты руки XVI в. Вес 629,4 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)


Изображение

В Индии в какой музей ни зайдешь – кутары на каждом шагу!

Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны. Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.


Изображение

Кому и зачем мог в XVIII в. понадобиться вот такой меч? (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.


Изображение

Малайский крис. (Музей в Джокьякарте, Индонезия)

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.


Изображение

Меч ханда – справа.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.


Изображение

Шамшир – сабля ирано-индийского образца, начала XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. Длина 98,43 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.


Изображение

Бахтерец XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.


Изображение

Индийский щит (дхал) XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. (Королевский музей Онтарио, Канада)


Изображение

Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя. (Королевский музей Онтарио, Канада)

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».


Изображение

Доспех из Индии XVIII – XIX вв. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.


Изображение

Индийский лук и стрелы.

Кроме того, использование огнестрельного оружия не слишком хорошо соответствовало морально-этическим взглядам индусов. Так, в одном из санскритских текстов того времени было сказано: «Полководец не должен употреблять на войне никакого лукавства (подлости), не должен употреблять отравленных стрел, ни огненных орудий больших или малых, ни каких бы то ни было огнебойных приспособлений».


Изображение

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Что же касается того, насколько рыцарским было положение индийских воинов, служивших в тяжеловооруженной коннице, то здесь все было точно так же, как и в других регионах Евразии. Для касты воинов выделялись земельные наделы амарам, которые давались пожизненно при условии выставления определенного количества хорошо вооруженных воинов. В свою очередь, эти крупные земельные наделы их владельцы по частям передавали своим вассалам, а те получали доходы с крестьян. Фактическая независимость крупных князей приводила к бесконечным раздорам между ними, чем постоянно пользовались иноземные завоеватели. Только один из них – саманидский правитель Мухмуд Газневи в одном из походов на север Индии захватил 57 тысяч рабов и 350 боевых слонов, не считая золота, драгоценных камней и другой добычи.


Изображение

Доспехи для всадника и коня. Иран, Индия. Около 1450 – 1550 гг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В 1389 году Индия очень сильно пострадала от вторжения Тамерлана, который захватил и разграбил Дели, и увел в плен многих его жителей.


Изображение

Мечи прямые, но с несколько изогнутым на конце клинком. Для средневековой Индии это нормально!

Но самый жестокий удар власти делийских султанов нанесли их же собственные вассалы, которые из-за своего недовольства правлением султана Ибрагима Лоди в 1525 году призвали на помощь правителя Кабула султана Бабура.

Потомок Тамерлана и сам опытный полководец Бабур разбил Ибрагим-шаха и захватил его престол. Решающая битва между ними произошла при Панипате 21 апреля 1526 года. Несмотря на численное превосходство делийской армии, имевшей к тому же 100 боевых слонов, Бабур одержал полную победу благодаря умелому использованию своей многочисленной артиллерии. Причем, для защиты пушек и мушкетеров Бабур умело использовал укрепления из повозок, которые для этого связывались ремнями.

Как и полагается правоверному мусульманину, свои успехи Бабур приписал воле Аллаха: «Как я и надеялся, – писал он в своих записках «Бабур-наме», – великий Господь не заставил нас страдать и терпеть напрасно и помог нам одолеть сильного врага и завоевать столь обширное государство, как Хиндустан».


Изображение

Шлем 1700 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поскольку Бабур пришел в Индию с территории, называвшейся тогда Моголистаном, да еще считал себя потомком Чингисхана, то и его, и всех, кто пришел с ним, индусы стали называть моголами, а его государство – державой Великих Моголов.

Конница, как и раньше, оставалась главной ударной силой могольской армии, поэтому чтобы пресечь своевольство феодалов, не желавших выставлять положенного количества конных воинов и присваивающих причитающееся им жалование, один из правителей ввел обязательное клеймение лошадей. Теперь войска, выводимые на смотр, должны были обязательно иметь коней с тавром каждого владетельного князя.

Спустя 30 лет индусы восстали, и вновь во втором сражении при Панипате 5 ноября 1556 года их войско, насчитывавшее 100 000 человек и 1500 боевых слонов, было разбито 20-тысячной армией султана Акбара. Исход боя и на этот раз решил перевес моголов в артиллерии. Под огнем пушек атаковавшие моголов слоны обратились в бегство и смяли ряды войска индусов, что и привело их к полнейшему разгрому.


Изображение

Шлем из ткани с набивкой XVIII в. Вес 598, 2 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Именно артиллерия господствовала и на полях сражений в междоусобных войнах претендентов на престол в империи Великих Моголов, которые индийский историк Саркар характеризовал как «спор меча с ружейным порохом». А французский врач Бернье (1625 –1688), пробывший в Индии 12 лет, в своей книге «История последних политических переворотов в государстве Великого Могола» писал: «Он (Аурангзеб) приказал выстроить в первом ряду все пушки, связав их одну с другой цепями, чтобы преградить путь кавалерии. Позади пушек он выстроил большое количество легких верблюдов, привязав у них спереди маленькие орудия величиной с двойной мушкет..., так что человек, сидящий на спине верблюда, может заряжать и разряжать эти пушки, не спускаясь на землю...».


Изображение

Портрет шаха Аурангзеба верхом на коне. Около 1650 г. (Музей искусств Сан-Диего).

Несколькими страницами далее Бернье детализировал организацию тогдашней индийской артиллерии: «Артиллерия делится на два рода. Первый – это крупная или тяжелая артиллерия, вторая – легкая, или, как они ее называют, стремянная. Что касается тяжелой артиллерии, то припоминаю, что... эта артиллерия состояла из 70 пушек, большей частью чугунных... преимущественно литых, причем некоторые из них такие тяжелые, что нужно 20 пар быков, чтобы тащить их, а к некоторым приставлять слонов, чтобы они помогали быкам, подталкивая и таща колеса тележек своими хоботами и головами, когда пушки застревают или когда приходится взбираться на крутую гору...


Изображение

Осада крепости Ратхамбор. Акбарнаме. Ок. 1590 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Стремянная артиллерия, показавшаяся... очень изящной и хорошо обученной, состояла из 50 или 60 маленьких полевых бронзовых орудий, помещенных каждое на маленькую тележку, хорошо сделанную и хорошо окрашенную, с сундучком спереди и сзади для снарядов; ее везли две прекрасные лошади; кучер управлял ею как коляской; она была украшена маленькими красными лентами, и при каждой была еще третья лошадь, которую вел под уздцы помощник кучера-канонира...». «Артиллерия восторжествовала здесь над кавалерией», – подвел итог Бернье.


Изображение


Юшман. Индия 1632 – 1633 г. Вес 10,7 кг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Таким образом, выясняется такой любопытный момент, как роль самих животных в сражении и связанная с ней специфика их боевого применения. Понятно, почему главным боевым животным человека сделалась лошадь: она достаточно сильна, чтобы везти на себе тяжеловооруженного всадника, и при соответствующей выучке может очень хорошо помогать ему в сражении. Кстати, именно индийцы были первыми, кто начал заниматься дрессировкой лошадей на Востоке. Самые ранние письменные сведения по уходу за лошадьми и их дрессировке оставил нам Киккули – конюший хеттского царя примерно в 1400 году до н. э. Сохранившиеся тексты написаны хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках и содержат подробные указания, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Однако некоторые специфические термины и цифровые данные говорят о том, что многие из этих сведений в трактате Киккули были заимствованы хеттами у индусов.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 26 Январь 2017 - 17:00

Слоны и… доспехи!

Едва ли не столь же рано в Индии начали приручать и использовать в боевой практике слонов. Именно отсюда они распространились сначала по всему античному миру, причем в самой Индии их применяли в сражениях вплоть до середины XIX века! Слон – очень умное и исключительно сильное животное, способное поднимать большие тяжести и долгое время нести их на себе. И нет ничего удивительного в том, что их столь долгое время использовали на войне.


Изображение

Индийский боевой слон в доспехах. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.

Во времена древних Пунических войн у Птолемеев и Селевкидов уже были целые отряды специально выдрессированных боевых слонов. Их «экипаж» обычно состоял из погонщика, направлявшего слона и умевшего с ним управляться, и нескольких стрелков из лука либо копейщиков с длинными копьями и дротиками, которые сидели у него на спине в некоем подобии крепостной башни, сделанной из досок. Первоначально врагов пугал даже сам факт их появления на поле боя, а лошади от одного их вида бесились и сбрасывали с себя всадников. Однако очень скоро в армиях древнего мира с боевыми слонами бороться научились и применять их стали с большой осторожностью, ибо уже не раз случалось так, что огромные животные бежали с поля сражения и при этом топтали собственные войска.

Чтобы защитить слонов от неприятельского оружия, их точно так же, как и коней, начали покрывать защитными панцирями. Наиболее раннее упоминание о применении слонов в защитном вооружении относится к 190 году до н. э., когда они были использованы армией Антиоха III Великого из династии Селевкидов в битве при Магнесии против римлян. Несмотря на бронзовые панцирные пластины слоны, ставшие в ходе битвы неуправляемыми, обратились в бегство и смяли свои собственные войска...

В XI веке в Индии султан Мухмуд Газневи имел 740 боевых слонов, у которых были панцирные наголовья. В одном из сражений против сельджуков индийский Арслан-шах использовал 50 слонов, на спинах у которых сидело по четыре одетых в кольчуги копьеносца и лучника. Вражеские кони при виде слонов начали беситься, однако сельджукам все-таки удалось отразить атаку, поразив вожака слонов в живот – единственное место, которое у него не было прикрыто броней.

В своем походе на Дели в 1398 году Тамерлан тоже встретился со слонами, одетыми в кольчужные панцири и обученными выхватывать всадников из седел и швырять их на землю. Слоны обычно ставились впереди войска и неуязвимые для мечей и стрел плотной шеренгой шли на неприятеля, чем повергали его в страх и ужас, заставляя обратиться в бегство даже самых достойных.


Изображение

«Слон из Лидса». Вид с той стороны, где доспехов сохранилось больше.

Войску Тамерлана было тяжело, поскольку на слонах у индусов сидели не только лучники, но и метатели гранат-банн, производившие страшный грохот, а также ракетчики с ракетами из бамбуковых труб. Тем не менее, победа осталась за воинами Тамерлана, сумевшими попасть стрелами в погонщиков слонов. Не чувствуя больше твердой руки человека, в грохоте и под яростными ударами, сыпавшимися на них отовсюду, слоны, как это бывало очень часто, начали паниковать и обратились в бегство. Перепугавшийся и взбесившийся слон был настолько опасен для своих собственных войск, что еще в древности каждый погонщик слонов имел не только специальный крюк для управления слоном, называвшийся анкус, но также еще молоток и зубило, которое, если животное выходило из повиновения, нужно было забить ему в голову. Взбесившегося от боли слона предпочитали убить, но не допустить его в ряды своих войск.

После этого Тамерлан сам использовал боевых слонов в битве при Ангоре и выиграл ее, несмотря на ожесточенное сопротивление османской армии. Русский путешественник Афанасий Никитин, оказавшись в Индии в 1469 году, был поражен великолепием и могуществом индийских правителей, даже на прогулку выезжавших в сопровождении боевых слонов, Никитин писал: «... выехал султан на прогулку, а с ним 2 визиров великих да 300 слонов, наряженных в доспехи булатные с башнями, а башни окованы. В башнях же по 6 человек в доспехах с пушками да с пищалями, а на великом слоне 12 человек». Другие современники сообщали, что на бивни слонов надевали отравленные острия (!), арбалетчики и метатели чакр располагались у них на спине, а воины с ракетным оружием и гранатами прикрывали слонов по бокам. В битве при Панипате только непрерывный огонь артиллерии и мушкетеров позволил отразить атаку слонов, оказавшихся даже при всем своем вооружении хорошей мишенью для артиллеристов и стрелков из армии Бабура.


Изображение

Изображения индийских боевых слонов по старинным миниатюрам.

До нашего времени дошел целый ряд изображений боевых слонов эпохи Великих Моголов, например, в иллюстрациях знаменитой рукописи «Бабур-наме». Однако рисунки рисунками, а вот настоящий доспех слона уцелел только один и сейчас он находится в Британском королевском музее-арсенале в городе Лидсе. Судя по всему, он был изготовлен в конце XVI – начале XVIII века. Доспех вывезла в Англию в 1801 году жена сэра Роберта Клайва, бывшего в то время губернатором Мадраса. Благодаря леди Клайв нам совершенно точно известно, как выглядели эти уникальные доспехи, являвшиеся результатом постепенного (длительного) развития конской брони.


Изображение

«Слоновый конь». Что это и для чего? Увы, сфотографировать и перевести табличку под этой странной фигурой не удалось.

Благодаря этому доспеху мы знаем, как выглядела уникальная защита боевых слонов, ставшая, по сути дела, итогом развития конской брони. Доспех представляет собой набор из малых и больших стальных пластин, соединенных при помощи кольчужного плетения. Без отсутствующих пластин доспех, хранящийся в Лидсе, весит 118 килограммов. Полный комплект должен был бы состоять из 8349 пластин общим весом 159 килограммов! Крупные квадратные позолоченные пластины доспеха покрыты чеканными изображениями идущих слонов, цветов лотоса, птиц и рыб.


Изображение

Фрагмент доспеха «слона из Лидса».

Возможно, со стороны были видны только эти пластины, а остальные части доспеха закрывались матерчатой попоной с квадратными вырезами. Все квадратные пластины были подбиты подушечками из хлопка. Детали панциря, состоявшего из нескольких частей, надевали на слона поверх льняной подкладки. Боковые части имели кожаные ремешки, которые связывались у слона по бокам и на спине.

Защита головы «слона из Лидса» состоит из 2195 пластин размером 2,5 на 2 сантиметра, соединенных вертикально; вокруг глаз пластины располагаются по кругу. Ее вес – 27 килограммов, крепится она за ушами слона. В доспехах имеется два отверстия для бивней. Хобот на две трети не защищен. Защита горла и груди весом двенадцать килограммов имеет в середине вырез для нижней челюсти и состоит из 1046 пластин размером 2,5 на 7,5 сантиметра. Крепление этих пластин таково, что они заходят одна на другую подобно черепице.

Боковые детали доспеха состоят из трех вертикальных панелей каждая. В них вставлены чеканные стальные пластины с рисунками; в передней части их одиннадцать, в средней – двенадцать, в задней – десять. Кроме крупных пластин каждая панель содержит соединенные кольчужным плетением более мелкие: передняя – 948 пластин общим весом восемнадцать килограммов; средняя – 780 пластин общим весом двадцать три килограмма; задняя – 871 пластину общим весом двадцать три килограмма.


Изображение

Индийские мечи. Некоторые имеют у основания клинка пистолет.

Передняя панель украшена чеканными пластинами; на пяти пластинах изображены боевые слоны, на одной – лотос, на одной – павлин и на четырех нижних – рыбы. На пластинах центральной панели – семь слонов, лотос, павлин и три пары рыб. На задней – семь слонов и четыре пары рыб. Все слоны на пластинках ориентированы по ходу движения головой вперед. То есть, учитывая общее количество пластин и соединяющего их кольчужного плетения можно с уверенностью сказать, что перед нами типичный бахтерец, вот только сделан он не на коня и не на всадника, а на слона!


Изображение

Возможно, такие доспехи носил какой-нибудь воин, тоже сидевший на слоне. Кто знает?

Интересно, что на фигуре слона, воссозданной в Лидсе, спина у него поверх панциря покрыта обычным ковром и именно на нем, а не в какой-то «окованной башне», сидит позади погонщика один-единственный воин-копейщик. Правда, есть фотография Королевского архива, датируемая 1903 годом, где также изображен слон в доспехе из металлических пластинок и панцирной чешуи, нашитой на тканевую основу. Так вот у него на спине видна небольшая площадка с бортиками, в которой вполне могли размещаться воины. Кроме защитного доспеха на слона надевалось и «вооружение» – специальные металлические наконечники на бивни; это было поистине страшное оружие. Сохранилась всего лишь одна пара таких наконечников, вывезенная в Англию из Мусора, где она находилась в арсенале магараджи Кришнараджи Вадияра III (1794 –1868). В 1991 году один наконечник из этой пары предлагался к продаже на аукционе Сотбис [1].

Последний на сегодня доспех для боевого слона хранится также в Англии, в родном городе Вильяма Шекспира, Стратфорд на Эйвоне, в музее «Стратфордский Арсенал». Однако этот доспех существенно отличается от доспеха из Лидса тем, что, напротив, сделал из очень крупных пластин, закрывающих голову, хобот и бока слона, а на спине его установлена башенка с четырьмя опорами и крышей. На передних ногах – крупные пластины с шипами и только уши покрыты броней из пластинок, аналогичной тем, что имеется на слоне из Лидса.

Таким образом, слоновьи доспехи вырабатывались (или, по крайней мере, хранились в арсеналах Индии) очень долго, причем уже даже тогда, когда они доказали свою полную бесперспективность, как впрочем и сами боевые слоны. Дело в том, что при всей своей сноровке в дрессировке слона, человек чисто физически не может с ним справиться. Любая оплошность погонщика на поле боя, нервозность самих слонов, довольно легко поддающихся панике, умелые действия неприятеля – все это очень легко могло привести боевых слонов к выходу из повиновения. В таком случае они превращались в «оружие Судного дня», применив которое полководец самым решительным образом ставил все на карту.

Итак, рыцарская «кавалерия на слонах» на Востоке так и не появилась по нескольким причинам. Во-первых, находясь на слоне, воин подвергался сильному обстрелу со стороны неприятеля, во-вторых, оказаться на спине бегущего, обезумевшего слона было крайне опасно, как, впрочем, и упасть с него.


Изображение

Индийский кольчужный доспех XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Вот почему индийские раджи и султаны, если во время битвы и восседали на слонах, то применяли их исключительно в качестве подвижных наблюдательных пунктов, а сражаться и отступать предпочитали верхом на лошади – не такой сильной, зато более быстрой и легкоуправляемой. На спинах же боевых слонов располагались простолюдины – лучники и мушкетеры, метатели чакр, дротиков, воины с ракетами (последних индийцы настолько широко и успешно применяли в сражениях против англичан, что те, в свою очередь, позаимствовали у них это оружие).


Изображение

Качество индийского булата было столь велико, что иной воин был уже разрублен пополам, а все еще тянулся поднять саблю!

Но, говоря языком современности, иметь боевых слонов было престижно. Недаром, когда шах Аурангезеб запретил индусам, даже самым знатным, ездить на слонах, те посчитали это величайшим оскорблением. Их применяли во время охоты, на выездах, с их помощью демонстрировали силу правителя. Но слава боевых слонов померкла также, как и у тяжеловооруженных рыцарей на Западе, едва только против них стали выступать хорошо обученные воины с мушкетами и достаточно подвижная и скорострельная артиллерия, которую начали применять в полевом бою. Увы, ни ракеты, ни легкие пушки на спинах слонов положения так и не изменили, поскольку они не могли подавить артиллерию противника и... настичь его легкую конницу, которую теперь все чаще и чаще стали вооружать все тем же огнестрельным оружием.

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 27 Январь 2017 - 19:00

Индийское оружие в Метрополитен-музее США

Было бы очень здорово изучать историю материальной культуры на основе разного рода музейных экспонатов, выложенных в Интернет. Просто дан список тем и список музеев. Можешь зайти с темы, можешь с музея, а можешь и с эпохи, страны. Главное, что бы был один, причем высокий, стандарт качества. Одинаковый стиль описания, фотографии с определенным разрешением и с определенным фоном. И чтобы доступ к ним и скачивание были бы бесплатными. Сегодня, увы, не так. В наших краеведческих музеях денег на съемку и отцифровку артефактов просто нет. Хочешь сделать фото в Пензенском краеведческом музее – плати 100 рублей, причем за фото без штатива. В музеях рангом повыше цена за фото, что ты у них заказываешь, доходит до 200 и выше. Но то же самое наблюдается и в Индии. Снимать в музеях – сколько хочешь, но вот так «за красивые глаза» качественных фото сделать тебе не дадут, а самим снимать – нет денег. Вот и получается, что подобный подход по карману лишь очень богатым и продвинутым музеям, вроде Токийского национального музея, регионального музея в Лос-Анджелесе, и, конечно, у Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Последний в этом плане на голову выше всех прочих. И навигация простая и фотографий, причем одинакового качества и с очень подробными описаниями, выложено очень много. Только по оружию их что-то около 1450 штук! Правда, есть одна интересная особенность. Когда просматриваешь эти фотографии, сгруппированные по нескольку десятков на странице, видишь, что многие «картинки» отсутствуют, хотя подпись есть. А вот через какое-то время они возникают, в результате чего приходится смотреть, смотреть и смотреть! Причем не факт, что то фото, что есть сейчас, окажется на своей странице завтра. Такая вот странная «рулетка»! Однако в любом случае это лучше, чем в других местах, так что вот с кого следует брать пример тем музеям, что хотят пойти по этому пути.

Вот и в отношении индийского оружия Метрополитен-музей собрал не только впечатляющую коллекцию индийского оружия (а также японского, тибетского, китайского, рыцарских доспехов…), но и очень умело выложил его фотографии. Конечно, было бы интереснее и полезнее расписать во всех подробностях, когда тот или иной вид оружия появился, как использовался, но… согласитесь, что это труд на целую многостраничную монографию. Поэтому давайте для начала просто посмотрим на то, чем располагает этот музей (и не только он, для полноты раскрытия темы), а затем… может быть кто-нибудь «молодой» этим потом и займется?!
Ну, а начать лучше всего будет с сабель, поскольку они… поистине прекрасны!


Изображение

1. Вот сабля шемшир индо-иранского образца, клинок которой датируется 1748–1749 либо 1750–1751 гг. Клинок иранский, ножны и перевязь – индийские.


Изображение

2. Шемшир из Персии (около 1800 г.), но вполне мог использоваться и в Индии, тем более что сделан он из индийского булата. Совершенно роскошная вещь: у клинка в прорези вставлены мелкие жемчужины, отделка произведена эмалью, золотом, изумрудами, «рыбьей кожей», рукоять из слоновой кости.


Изображение

3. Турецкий клыч или кылыч. Клинок датируется 1550–1551 гг. Опять-таки ареал таких клинков был очень широк, есть они и в Оружейной палате Кремля (сабля князя Мстиславского), есть и в музеях Индии.


Изображение

4.Меч из Тибета, XVIII – XIX вв. Причем, именно из Тибета, где «настоящих рыцарей» видели еще в 1935 году и даже позднее.


Изображение

5. Пата XVIII в. – очень интересный индийский меч, клинок которого являлся продолжением стальной «перчатки». «Емкость» для кулака оформлена в виде головы зубастого чудовища, изо рта которого в свою очередь высовывается голова слона. Бивни его служат для того, чтобы не дать клинку противника соскользнуть с него на руку. Как сражались такими «мечами», ведь при этом напрягались совсем другие группы мышц, представить себе нелегко. Одно можно сказать с уверенностью: этому нужно было долго учиться. Тот, кто раньше дрался саблей, так вот просто перейти на пату не мог!


Изображение

6. Меч из Бутана – королевства рядом с Непалом, XVIII – XIX вв.


Изображение

7. Турецкая сабля XVIII в. с секретом – вделанной в ножны емкостью для дротика. Отделка: серебро, чернь, кожа. Длина клинка 58.42 см. Очень популярное на Востоке оружие.


Изображение

8. Турецкий синжал с «пламенеющим клинком» в стиле малайского криса и рукоятью из оникса декорированной золотом и рубинами. Ножны украшает серебряная скань и крупные изумруды. XIX в. Длина 56.5 см. Общий вес 396.9 г.


Изображение

9. Двойной кутар из британской коллекции Уоллеса XIX в. Британцы тоже, как вы видите, хорошо дают свои артефакты, но у американцев их едва ли не больше! Длина клинков 18.4 см.


Изображение

10. Г-образный кутар с двумя клинками и гардой для руки, XVIII в. Вес 575.5 г.


Изображение

11. Т-образный кутар с тремя клинками, XVI – XVII вв. Вес 802.3 г.


Изображение

12. Кутар из Южной Индии с тремя клинками европейского производства. Длина 53.7 см. Вес 677.6 г.


Изображение

13. Кутар с раздвижными клинками типа «ножницы», XVIII – XIX вв. Длина 48.9 см. Вес 864.7 г.


Изображение

14.Джамбия. Турция, XIX в. Вес 507.5 г.; вес ножен 229.6 г.


Изображение

15.Индийский кинжал XIX в. Длина 46.7 cм. Вес 430.9 г.; вес ножен 280.7 г.


Изображение

16. Индийский кинжал XVIII в. Отделка: кожа акулы, золото, серебро, изумруды, рубины, сапфиры.


Изображение

17. Индийский кинжал хаджарли XVII – XVIII вв. Длина 29.2 см. Вес 266.5 г.


Изображение

18. Индийский или непальский кукри XVIII – XIX вв. Длина 44.1 см. Вес 396.9 г.


Изображение

19. Индийская секира из Королевского Арсенала из Лидса в Англии.


Изображение

20. Индийский боевой топор табар, XIX в. В рукоятку вделан клинок, который при необходимости можно извлечь и пустить в дело. Длина 56 см.; длина кинжала 26 см.


Изображение

21. Загнол «вороний клюв» XVIII – XIX вв. Длина 70, 5 см. Длина клинка 13, 5 cм.


Изображение

22. Чарайна – «четыре зеркала», XVIII в. Появилась в Персии в XVI в.


Изображение

23. Могольский шлем, Индия, XVIII в. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


Изображение

24. Индийский мушкет 1835 г., замок британский. Калибр 13.97-мм. Вес 4366 г. Длина 149.86 см. Длина ствола 108.59 см. Ствол из крученого дамаска.


Изображение

25. Индийский мушкет XVIII в. Длина 156.9 см.


Изображение

26. Для сравнения наш мушкет из Дагестана, кубачинской работы ок. 1800 –1850 гг. Калибр 14.22-мм.Длина 132.08 см. Арабская надпись на стволе гласит: «Принадлежит Абу Муслиму Хан Шамхалу».


Изображение

27. А это зримый пример взаимопроникновения культур: клинок от турецкого клыча, а рукоятка от индийского тальвара.

Ну, вот мы и коснулись, причем очень поверхностно, темы национального индийского оружия и вывод один: если разбираться в нем досконально, то на это нужно будет потратить очень много сил, времени и денег! Ведь даже только по одним тальварам информации море. Разные клинки, разные рукояти в зависимости от времени, района – более бочкообразные или менее, с дужкой-гардой или без, стили оформления – одним словом изучать и изучать. Даже чтобы просмотреть их в коллекции Метрополитен-музея и то надо много времени, а ведь еще есть музеи в Нью-Дели, Хайдарабаде, Мумбаи. То есть и английский желательно знать и… хотя бы хинди, ну и в Индии побывать тоже очень желательно. Так что дело это интересное, но трудное и дорогое!

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 2 раз:
abrakodabra , Eugene1981


Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.