Перейти к содержимому

 


- - - - -

Сакэ и чай - напитки богов и японцев


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 20 Январь 2017 - 19:17

Стойкий к выпивке, напиваясь новым сакэ и старым сакэ,
Глубоко предан школе памятования о Будде Амиде.

Ёсида Канэёси «Цурэдзурэгуса» -

«Записки на досуге», XIV в.

Перевод А. Мещерякова.



История возникновения алкоголя не известна, и если и содержит какие-нибудь сведения, то они весьма расплывчаты. Ну, а история дистиллирования алкоголя известна ещё менее. Единственное известно, что какой-то дистиллированный алкогольный напиток встречается в писаниях китайского алхимика Гэ Хуна в IV в. н. э., и кроме того, его открытие приписывается и западному алхимику Раймонду Луллию. На место первооткрывателей крепкого алкоголя претендовали нормандские рыцари; они перед вторжением в Нормандию в 1066 году якобы перегнали вино в спирт и так получили первый коньяк. Здесь важно подчеркнуть другое, а именно то, что люди научились изготавливать крепкие напитки из самых различных продуктов сельского хозяйства. Например, ром делали из сахарного тростника, коньяк и чачу – из винограда, сливовицу – из слив, кальвадос получали из яблочного сока, а тутовку – из ягод шелковицы. Но использовать такое разнообразие продуктов люди приспособились довольно-таки поздно.


Изображение

Пить сакэ можно и так…

Изначально сбраживание напитков достигалось исключительно естественным способом. А уже в 1334 году Арно де Вилльгер, врач-алхимик из Прованса (г. Монпелье, Франция) предложил в качестве целительного средства использовать винный спирт, полученный из виноградного вина. Кстати, считается, что традиционный русский напиток – водку, изобрели в 1448 – 1474 гг. Водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому, помимо своего традиционного наименования, имела ещё одно: «хлебное вино» или хлебная водка. Крепость у неё была чуть меньше. Даже здесь не обошлось без традиционного «ржаного поля», из которого, как сказал историк Ключевский, вышли все мы. А вот какой напиток могли изготавливать японцы со своих рисовых полей?

А делали они сакэ – традиционный алкогольный напиток японцев и, кстати, любимый напиток японских самураев. Самое раннее о нём упоминание встречается в мифе, где бог ветра и бури Сусанно побеждает дракона. Интересно здесь то, что японский самурай завоёвывает победу отнюдь не в поединке с драконом, а весьма хитрым способом: он напоил все восемь голов дракона сакэ и изрубил его на куски, опьяневшего и уснувшего.

Совершенно неправильно называть сакэ рисовой водкой, ведь при производстве данного продукта перегонка не используется в принципе. За неё ошибочно принимают обычную для традиционного метода изготовления сакэ пастеризацию. Неправильно также сакэ называть и рисовым вином; технология производства этого напитка включает ферментацию плесневелыми грибками (что не следует путать с брожением) и создание затора из рисового солода, распаренного риса и воды. Это немного напоминает пиво 12 – 20 градусами крепостью. Синтоистские храмы в древности были самыми главными производителями этого напитка в Японии. Монахи ревностно оберегали секреты своих технологий и гордились неповторимостью вкуса своего сорта. Изначально приготовление сакэ осуществлялось по китайскому рецепту – из пшеницы и выдерживали его 3 – 5 лет, отчего оно получалось более крепким. Немного позднее пшеницу сменил рис, но даже тогда способ приготовления продукта сильно отличался от современного: его пережёвывали во рту и сплёвывали в специальные ёмкости, где потом происходило брожение. Кстати, знаменитый напиток полинезийцев кава изготавливали примерно по такой же технологии. Ещё позднее способ достижения процесса брожения модернизировался, теперь вместо слюны стали применять особый вид плесневого гриба – кодзи.

Особый способ приготовления сакэ на основе рисового солода впервые упоминается в рукописи начала VIII «Харима - но куни фудоки» («Описание нравов и земель провинции Харима»). Через 200 лет технология приготовления сакэ при дворе императора была изложена в законодательном своде «Эгистики» («Уложение годов Энги»). В XII веке способ приготовления сакэ, наконец, выходит за пределы двора: в дневнике неизвестного монаха, жившего в середине XVI века, упоминается прозрачный алкогольный напиток, он очень похож на тот, который японцы пьют и сейчас.

Популярность традиционного японского напитка приходится как раз на время становления эпохи самураев, поэтому нет ничего удивительного в том, что то, что пили монахи и крестьяне, полюбилось и японским воинам. В XVII веке главным центром производства сакэ в больших объёмах становится район Кинки (территория современных префектур Киото, Осака, Нара и Хёго). С самого рождения и до смерти сакэ сопровождало жизнь самураев, его пили на праздниках, в бане, его жертвовали богам и храмам, поэтому со временем он превратился в основной национальный напиток всех японцев. Они даже придумали для него особое название – нихонсю («японское вино»), тогда как напитки иностранного происхождения у них называются – ёсю («вино европейцев»).


Изображение

Один из 47 самураев - Като Ёмосити Нориканэ освежает себя глотком сакэ. Ксилография Утагава Куниёси (1798–1861).

Для такого уникального напитка как сакэ, соответственно, требуются уникальные ингредиенты. Основу этих продуктов, конечно, составляет рис. Только треть из 200 сортов риса подходит для изготовления сакэ. Такой рис выращивают в самых «экстремальных» условиях, на горных равнинах и холмах. Днём там жарко, а ночью очень холодно.

Однако основную массу требований изготовители сакэ предъявляют к подбору воды. Вода, богатая калием, магнием, фосфором и кальцием очень хорошо подходит к плесневым грибам. Бурному размножению гриба благоприятствует жёсткая вода из области Нада, потому Сакэ там крепкое, «мужское». А в Фусимии производится сакэ для женщин: тамошняя мягкая вода даёт низкий градус. Из поколения в поколение передаются рецепты специальных водных «коктейлей» из разных типов воды, которые используются при приготовлении японского алкогольного напитка.

Более 600 компонентов, которые входят в состав сакэ, как отмечают сами японцы, определяет тонкий вкус напитка. В виски и бренди около 400 компонентов, а в пиве и вине их присутствует около 500.

Однако перед нами стоит очень важный вопрос, каким это образом японцы догадались использовать в приготовлении сакэ три вида природных организмов: плесень, дрожжи и бактерии? Куда проще сбраживать рис с обыкновенными дрожжевыми грибками, а полученное сусло нагревать и перегонять. Пиво, виски, ром, текила, бренди, водка или джин, как и другой любой спиртовой напиток делают на основе одного типа микроорганизмов – дрожжей. А тут «мастера» сакэ начинают зачем-то использовать споры кодзи для получения плесени и различные кисломолочные бактерии. Как они до этого додумались, увы, неизвестно.

Ну, а в чём же секрет приготовления сакэ? Сначала рис тщательно шлифуется. Даже для приготовления самого обыкновенного сакэ требовалось снимать с каждой рисинки до 30% её поверхности, а вот для приготовления дорогого сорта требовалось снимать уже до 60% поверхности каждого зёрнышка. Представьте, что раньше это делалось вручную. На протяжении всего следующего дня рис варили на пару, а потом его охлаждали. Какую-то его часть помещали в комнату с высокой температурой и влажностью. Затем его сверху засыпали спорами кодзи и накрывали тканью, поддерживая температуру, необходимую для размножения этого грибка. Образованную на рисе плесень перекладывали в деревянные корыта кодзи – бута. Сусло готовится в более прохладном помещении. Потом рис с плесенью кодзи, молочную кислоту и воду (для предотвращения размножения вредоносных бактерий) дрожжи кобо и оставшуюся часть сваренного на пару риса, перемешав, оставляют на 16 дней. В течение этого времени дрожжи продолжают размножаться, а вся эта масса – бродить. Глюкоза, полученная в результате брожения плесени кодзи, под воздействием дрожжей преобразуется в спирт. Ещё сакэ очищают и настаивают, и уж только после этого пьют.

Крестьяне, конечно, употребляли сакэ качеством пониже. У них не было времени настаивать продукт и наслаждаться тонкими оттенками вкуса. Самураи же не жалели своего времени и долго настаивали этот алкогольный напиток. К тому же они закупали его партиями в разных провинциях и сравнивали качество и вкус.

Среди японских самураев возникла своя культура наслаждения сакэ. Культура пития самураев опять же отличается разнообразием питейной посуды. Кто-то предпочитал вкушать напиток из фарфоровых миниатюрных чашечек, кто-то из квадратных небольших кадушек, добавляющих к аромату сакэ смолистый аромат сосновой живицы. Выбор определённой посуды должен был, прежде всего, соответствовать сорту напитка, а не аппетиту пьющего. Но в основном сакэ употребляли из больших чашек, таким образом, можно было споить гостя и потом над ним же еще и посмеяться. Традиционный японский напиток принято было пить охлаждённым, но в романах национальной классики все без исключения сакэ пьют в подогретом виде. В прохладное время года сакэ действительно подогревали до 36 и более градусов. Но в жару пили холодным! Хотя существует предположение, что в процессе подогрева из него испаряются сивушные масла, от которых утром обычно трещит голова. Разливали напиток по чашкам или из своеобразных чайников или небольших бутылочек, удобных для подогрева. Хотя подогревать сакэ дело тоже не простое. Необходимо соответствовать тем требования нагревания продукта, которые были определены изначально, их нельзя изменить, ведь для каждой степени нагретости существуют свои термины. Вот, например, если напиток соответствует температуре человеческого тела, то он называется итохадакан (т. е. «человеческая кожа»). «Солнечная» степень нагретости – хинатакан немного холоднее: 30°C. Существуют ещё нурукан («чуть тёплое»), дзёкан («тёплое») и ацукан («горячее»). Тобирикан – самый горячий вариант сакэ («экстра»), его нагревают до 55°C.

Отдых самурая в японской бане или на горячих источниках не может обойтись без чашечки сакэ. Сакэ – обязательный атрибут любого самурайского отдыха. Нежась в бассейне с горячей минеральной водой, они освежали горло глотком охлажденного напитка. Сакэ могли использовать не только как необходимый напиток для хорошего отдыха, но и в качестве подарка во время религиозных празднеств. Его даже брызгали друг на друга или на землю. Такой ритуал - хорошее продолжение празднования какого-либо значительного события, вознесения молитв. Японцы считали, что обрызгивание сакэ способствовало очищению тела и могло усмирить гнев богов. Ещё один хороший японский обычай, дошедший до наших дней, называется сан-сан-кудо («три глотка – три чашки»). Он предполагает обмен чашами между женихом и невестой.


Изображение


Классический способ употребления сакэ.

Без традиционной чашки сакэ самураю невозможно было оценить все прелести цветущего вишнёвого сада, невозможно было общаться с гостями и по-настоящему наслаждаться национальными праздниками Японии. Поэтому невозможно переоценить роль напитка в японском обществе, в его прошлом и настоящем. Ну, а сравнительно небольшая крепость традиционного алкогольного напитка объясняется тем, что организм японцев, относящихся к монголоидной расе, не восприимчив к расщеплению алкогольных веществ: у них недостаток фермента, расщепляющего алкоголь в желудке человека на углекислый газ и воду. Вот почему алкоголь так сильно «пошатывает» американских индейцев, филиппинцев и японцев и почему более крепкий напиток им до знакомства с европейской цивилизацией не требовался.

Удивительно то, что среди японок существовало убеждение, будто мужчинам время от времени полезно напиваться сакэ. Тогда они становились добрыми и покладистыми. Такое женское, наивное мнение вполне очевидно и оправдано, ведь среди постоянных табу, чувства долга и чести, им приходилось находиться всегда настороже; самураи, конечно, испытывали серьёзный стресс, который почти всегда отражался на них, женщинах. А так... подвыпивший самурай давал жене возможность испытывать чувство собственного превосходства над мужем, поскольку она понимала, что с ней уж такое никогда не случится.

Автор: Шпаковский Вячеслав
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 21 Январь 2017 - 14:02

Самураи и чай



Верещанье цикад.
Со мною чай распивает
Тень моя на стене...


Маэда Фура (1889 – 1954 гг. )

Перевод А. Долина


Современные представления людей о занятии и досуге японских самураев, в общем-то, достаточно стереотипны. А стереотипы уже в наше время автоматически накладываются на любой образ исторического и литературного героя японских романов.

Изображение

Японский чайный домик.

Не вызывают удивления представления о самураях только как о хороших фехтовальщиках, которые уже точно не откажут себе в удовольствии созерцания своих пышных доспехов. Возможно, в часы редкого досуга, они находили время набрасывать некие поэтические строчки, одновременно совмещая своё не слишком частое вдохновение с мыслями о необратимости смерти и придумыванием различных способов счастливого «ухода» из жизни. В действительности же, всё было совсем наоборот. Многие самураи в руках и меча не держали. Скорее всего, учение Будды было воспринято ими буквально. Но даже и те, которые прославились военными подвигами, далеко не всегда представляли собой кровожадных убийц и покорных своему господину «головорезов», в накидках хоро десятками таскавших головы своим господам.


Изображение

Чайный домик в лесу.

Японцы и сегодня, несмотря на стремительный ритм своей жизни, ещё находят время задуматься о смысле своего существования, о бренности бытия. Ежегодная традиция любования цветами – ханами – как многовековая традиция, возникшая в период Нара (710 – 784 гг.), выступает как отличительная черта японского самурая, утонченного и искушённого воителя.

Вполне отчётливо видна разница между самураями в мирной жизни и на поле боя. Вставали утром – ложились вечером. Здесь всё как у остальных. Демонстрация своего социального статуса обязывала уделять особое внимание своему туалету, например, причёске. Они любовались цветами, смотрели на закат, могли от души посмеяться на представлениях театра Кобуки. Иногда, конечно, напивались саке, флиртовали с молодыми женщинами, не отказывали себе в употреблении излишней пищи. Впрочем, особо развитое чувство прекрасного отличало этих воинов от воинов других регионов Евразии. То есть воспитание самураев было, так сказать, весьма неординарным на взгляд тех же самых европейцев, поскольку природные условия, окружающие воспитанников, были также не совсем обычными.


Изображение

Кавалеры и дамы за чайной церемонией. Художник Мицуно Тосиката (1866-1908).

Грамотное владение оружием, конная езда, охота и игра в шахматы – единственное, что требовалось от рыцарей Западной Европы. Всё! Умения хорошего рыцаря – арабских рыцарей фарис, включали способность «оценить благородство лошадей и красоту женщин». Удивительно, что лошади в «списке интересов» у арабов занимали лидирующее положение по сравнению с женщинами. А вот в грамотности остальным они уступали серьёзно. Карл Великий был неграмотен. Его усердные попытки складывать буквы так и не научили его чтению и письму. Но всё же среди них встречались неплохие поэты и сказители, как, впрочем, и среди японских самураев. Уже с самого раннего детства начинался их путь к качественному образованию. И дополнительное образование было не исключением. Многие самураи получали его, когда находились на службе у своего господина. К сожалению, мнение рыцарей сложилось таким образом, что долгое время под грамотностью они понимали удел клириков, но не удел себе подобных. Домашнее образование заканчивалось для них почётным званием рыцаря или оруженосца. А вот самураи продолжали своё обучение и после 18 лет в учебных заведениях типа гимназий. Там китайский язык заменял латинский в университетах Европы.

Теперь понятно, что самураям хватало времени совмещать военное дело с досугом. Спартанцы не знали ничего иного, кроме досуга и войны. Те же европейские рыцари – феодалы практически с точностью копируют жизненный уклад самураев, немного обходя их в образовательном уровне. После изнурительного, тяжёлого дня, совершив очередной подвиг во имя страны и своего господина, спокойствие и хороший отдых были обязательны. И вот тут-то и следует подчеркнуть, что исключительно важным источником восстановления внутреннего душевного спокойствия у японских рыцарей был свежезаваренный чай. Горячий и душистый. Он единственный – согревал, успокаивал, заряжал энергией, помогал серьёзно расслабиться в минуты душевного отдыха. Одержимость японцев таким обыкновенным чаем доходила до того, что они связывают расцвет своей многовековой культуры непосредственно с деятельностью религиозной буддийской школой Дзэн и только потому, что именно монахи этой буддийской школы, привезли чай в Японию из Китая, и пили его по ночам, чтобы избавиться от сонливости.


Изображение

К роднику, даже если он находится где-то далеко в лесу, обязательно прилагается аккуратный деревянный ковшичек для воды.

Этот обычай переняли и самураи. Для этого была разработана традиция проведения чайных церемоний – тядо («путь чая»). От участника чайной церемонии требовалась крайняя сосредоточенность, отрешение от всего дурного, духовное воссоединение с природой. Чайные домики – тясицу, располагались вдали от шума и суеты городской жизни; проведение японского ритуала требовало интимной атмосферы и общения наедине. Чаепитие – это, прежде всего, встреча друзей и хороших знакомых, имеющих общие вкусы и наклонности. Организация соответствующей атмосферы, располагающая для дружеского общения ставит свои условия достижения этого уюта: простота, чистота и соответствие определённой обстановки конкретным гостям. Хозяин дома – ведущий церемонии. Вскоре возникла необходимость в профессиональном устроителе чайной церемонии. Такие профессионалы пользовались авторитетом среди высшей аристократии и среди самураев.

Набор посуды для японской чайной церемонии:
нацумэ – керамическая чашка для слабо заваренного чая;
тясаку – бамбуковая либо деревянная чайная ложка;
тяван – чайная чашка;
тясен – венчик для взбивания чая;
мидзукаси – сосуд для воды, которой заваривают чай;
хисаку – ковш, которым разливают горячую воду по чашкам;
фукуса – ткань, которой хозяин протирает чайную посуду;
кобукуса – ткань, на которой гостю подается чашка с горячим крепким чаем.

Хорошо обученный «мастер чая» должен уметь быстро сориентироваться и разрешить проблемы вкуса. Устроенное «чайное благополучие» помогало примирить даже самых яростных врагов. Искусно оформленные букеты цветов, свиток с красиво написанными иероглифами или гравюры – главные детали интерьера, определяющие тему церемонии.


Изображение

Чайник с изображением вороны, XV-XVI вв. Токийский национальный музей.

Наряду с посудой, особое внимание уделялось вазам, в которых как раз оформляли небольшие букеты цветов. Специфику детального устройства чайной церемонии очень хорошо раскрывает случай из жизни японского самурая Уэда Сигэясу, который под огнём своего неприятеля, рискуя, срезал приглянувшийся ствол бамбука, чтобы сделать небольшую вазочку для чайного домика. Единственный материал изготовления этих вазочек – бамбук и керамика.


Изображение

Чёрный лакированный лак кириканэ, роспись золотой пудрой. Вес 1,312 г. Размер 30×52,5 см.

Посуда для чайной церемонии не должна была быть вычурной. Качественное изготовление посуды было делом непростым. Искусно сделанную чашку или чайницу порой ценили выше хорошего меча. Как правило, чайная церемония проходила на фоне специфического живого звука, который производил литой кипящий чайник на жаровне или треножнике. Иногда на дне чайника укладывались железные брусочки различного размера, которые могли регулировать исходящую от чайника звуковую палитру. На гладко отшлифованном подносе часто подавалась лёгкая закуска, соответствующая сезону, расположению духа и вкуса гостя. Низкая притолока заставляла, согнувшись принимать пищу на подносе, и тем самым уравнивала всех по «росту».


Изображение

Лакированный чайник с эмблемами дома Токугава, XIX в. Художественный музей Токугава, Нагоя.

После приёма пищи нужно было сполоснуть рот и руки, и только потом пить чай, не спеша, наслаждаясь вкусом и запахом «зелёного напитка». В знак вежливости и благодарности стоило поинтересоваться, откуда посуда и каким мастером она изготовлена. Естественно, похвалить её. Ведь каждая чашка отличалась уникальностью своей формы и своего узора. Среди них не находилось даже двух одинаковых. Чашечки с щербинками считались самыми ценными и предназначались для особо знатных гостей.


Изображение

Японец за чаем. Ксилография XIX в.

Сухие чайные листья отмеряли специальной бамбуковой ложкой и заливали кипятком из чайника в фарфоровых чашках. Зеленую жидкость взбивали бамбуковым венчиком до появления светло – зелёной пены. Ещё ложка холодной воды и всё было готово, чтобы насладиться обыкновенным японским чаем. Конечно, рецепты мастеров немного отличались.


Изображение


Японский антикварный столик середины прошлого века – хакуми. Специально предназначенный для тя-но-ю, он выполнен в стиле кириканэ и покрыт коричневым лаком с последующей полировкой. Размер 47 ×18см.

Потом мода на чай переместилась в Европу, появились чайные клиперы с максимальной скоростью доставки из Азии нового урожая чая. Но это история требует уже отдельного разговора, в которой воинам-самураям места уже нет.

Авторы благодарят компанию «Антиквариат Японии» за предоставленные фотографии и информацию.

Авторы: Вячеслав Шпаковский, Александр Зосимов
https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   chapajnn

chapajnn

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    5
  • 1 491 сообщений
  • 2212 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Донбасс

Опубликовано 21 Январь 2017 - 16:18

самый классный чай , это  зимой на горке с детворой -опосля  полутора часов катания и бегания туды-сюды , с красными щеками , заснеженной одеждой .  чесно- лучше не пил .
http://bestprice.dp....roduct_id=15406
берем вот этот чай уже второй год - лучше еще не попадался , был ранее есчо- Азерчай -но споганился (не рекламма, так. к слову, нравится что без красителя . единственное- надо подождать заваривания -как при союзе ).

Изменено: chapajnn, 21 Январь 2017 - 16:20


Поблагодарили 1 раз:
Yorik

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 21 Январь 2017 - 17:58

Это точно, с дитями всегда все веселее :)
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.