Перейти к содержимому

 


- - - - -

"Потаенное судно" Никонова Е.П.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 30 Ноябрь 2016 - 15:02

Первое архивное подтверждение постройки в России подводных лодок относится к 1718 г., когда плотник Никонов Ефим, уроженец подмосковного села Покровское, подал Петру I челобитную с предложением:
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".

Никонов в январе 1720 года в своей сказке показал: "Судно оное сделать может и в воде потаено будет и подойти под самое дно под военный корабль (точно действовать инструментами в нем в тихую погоду и можно все развертывать и распиловывать), и для подлинного свидетельства ему повелеть сделать ныне модель не в меру, которым бы подойтить под корабль в море, но ради показания испытания в реке".


Изображение

Предполагаемый вид судна-модели (реконструкция)


Петр I (вероятно, что во время поездки в Англию он что-то узнал о работах Ван-Дребеля, который построил в 1620 году подводную лодку на 8 пассажиров и 12 гребцов) заинтересовался предложением Никонова, предоставив ему возможность создать на Галерном дворе модель – "образцовое судно". Никонову присвоили звание "потаенного судна модели мастер" и назначили жалование 40 рублей в год. В 1720 году были начаты работы над моделью, которые закончились в 1721 году. Модель испытывалась в присутствии Петра I. После испытаний Никонову приказали приступить к постройке "потаенного огненного судна большого корпуса".

На Галерном дворе осенью 1724 года в присутствии Петра I проходили испытания судна. Однако при спуске в воду у судна было повреждено дно, после чего оно не действовало и было вытянуто на берег. Несмотря на это 18 декабря 1724 года Адмиралтейств-Коллегия вынесла решение достроить данное судно, выделив все необходимое для этого. Согласно данному решению, Никонов по окончании работ должен был представить в Коллегию рапорт. В 1725 году повторные испытания судна проводились уже без царя. Однако все три спуска на воду были неудачными поскольку "потаенное судно " не действовало из-за повреждений и течи. Екатерина I в сентябре 1725 года, получив донесение Адмиралтейской конторы, приказала "без всякого замедления" сделать новое судно. Последние испытания были проведены в 1727 году. Решением Адмиралтейств-Коллегии Никонов в 1728 году был разжалован в адмиралтейские работники и сослан в Астрахань, так как за десять лет не только не смог сделать судно, согласно представленной модели но и "по пробам оная явилась весьма не действительна". Спрятано "от чужого глазу" "потаенное судно" Никонова сгнило в сарае.


Изображение

Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова



С большой неопределенностью, поскольку ни чертежей, ни описаний по данному судну не сохранилось, можно предположить, что подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Основанием к такому выводу может служить привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче "пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти", возможно, для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе оборудовалась герметичными смотровыми стеклами. Движителем служили весла, экипаж состоял из 4-х человек. Для испытаний отпустили 50 свечей, что равняется 10-12 часам нахождения судна под водой.

В перечне дел обер-сарвайерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий в архиве, есть заведенное 31.01.1720 дело № 54, в котором говорится о постройке Ефимом Прокофьевым уроженцем села Покровского «потаенного судна модели» а также о выдаче для постройки лесов, различных припасов и материалов. Выборочный перечень материалов, а также их количество позволяют реконструировать размеры судна и восстановить принцип действия системы погружения и всплытия. В данный перечень входили: доски пильные сосновые длиной 3 сажени (1 сажень – 2130 мм) – 60 шт. (120 футов); сало говяжье для пропитки досок – 2 пуда (1 пуд - 16 кг.); холст – 40 аршин; сало для осмоления корпуса - 4 пуда; кожи бхотные (изготовлялись из тюленьих шкур) черные - 3 шт.; полотно - 20 аршин; медный котел; труба медная - одна; проволока медная - 3 фунта (1 фунт - 440 г.); доски оловянные с 500 отверстиями шириной 1 фут и длиной 2 фута - 10 шт. Исходя из этого, можно предположить, что ширина (диаметр) судна составляла около 2,1-2,15 м, длина - 6,0-6,4 м.

Система погружения/всплытия, вероятно, работала следующим образом. Во время открытия запора приемного кингстона, в нижнюю часть емкости – главный балласт – поступала забортная вода. По мере заполнения водой, воздух вытеснялся в отсек через вентиляционные патрубки, выполненные на крыше цистерны. Давление в отсеке при этом несколько повышалось, снижая разницу с забортным давлением. Небольшая суммарная площадь "волосяных" сквозных отверстий в оловянных досках давала возможность производить заполнение равномерно по длине при умеренной скорости. Приемный кингстон при переходе в подводное положение закрывался. После удаления воздушных пузырей из цистерны перекрывались вентиляционные патрубки. Судно, находясь во взвешенном состоянии под водой, совершало эволюции при гребле веслами.

Во время откачивания воды отливной помпой масса лодки уменьшалась и она всплывала. Вентили на центральном вентиляционном патрубке и водоотливной трубке при работе помпы были открытыми. Наблюдение за прохождением уреза воды вели через иллюминаторы в рубке.

Для выхода из корабля с целью повреждения судов противника Никонов предложил оснастить судно водолазными скафандрами: "А для хода под корабли необходимо сделать из бхотных кож на каждого человека по два камзола с штанами, а на голову по обивному или обшитому кожею деревянному бочонку, на котором напротив глаз сделать окошки убив свинцом скважинами. Кроме того, привязать к спине для груза по пропорции песок или свинец. И если это будет сделано правильно то для действия к зажиганию и провертке кораблей нужно сделать инструменты особые".

Кроме того, предполагалось, что судно будет вооружено "огненными" (зажигательными) трубами, в связи с чем для Никонова потребовалось "Послать в Главную артиллерию промеморию и требовать, чтобы для потаенного судна выдали десять труб медных начиненных порохом и селитрою вымазать".

Создатель – Никонов Е.П.
Завод-строитель – санкт-петербургский Галерный двор;
Время постройки – 1721-1725 гг.;
Число судов – 1;
Основные технические характеристики:
Длина – около 6,4 м;
Ширина – около 2,15 м;
Высота корпуса – 2,15 м (без рубки);
Архитектурно-конструктивный тип – однокорпусная;
Глубина погружения – до 5 м;
Материал корпуса – дерево, обшитое кожей;
Экипаж – 4 человека;
Вид движителя – весла;
Вооружение - вооружение водолаза и зажигательные трубы;
Средства наблюдения – иллюминаторы в рубке

https://topwar.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.