Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

История доспехов


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
21 ответов в теме

#21 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 11 998 сообщений
  • 6342 благодарностей

Опубликовано 12 Август 2017 - 11:52

Защита для шеи

Одним из достоинств публикации материалов на TOPWAR является то, что среди читателей немало людей, «ищущих знаний», которые не просто читают и пишут «нравится им это или нет», а еще и задают интересные вопросы и тем самым подсказывают темы для новых интересных статей. Вот так, например, в теме про шлемы бацинеты прозвучал и вопрос относительно горлового прикрытия на рыцарских доспехах. И в самом деле, разве горло не является очень важной, жизненно важной, можно сказать, частью нашего тела? Голову, конечно, можно пробить, но, если человеку перерезать горло, тогда уж он точно не выживет. И вот как же обстояло дело с его защитой?


Изображение

«Гобелен из Байё». Воины Уильяма забрасывают копьями воинов Гарольда.

Писать подробно о Древнем мире здесь вряд ли имеет смысл, но судя по дошедшим до нас источникам – росписям сосудов, барельефам на колоннах Траяна и Марка Аврелия ни греки, ни римляне защите горла внимания не уделяли никакого. Панцирь и шлем в этом месте не стыковались никак, разве что легионеры повязывали его шарфом. В чем причина столь «легкомысленного отношения» к этой важной части дела? А в том, что… главными родами войск в то время была пехота и конница, не имевшая стремян. Поэтому сражения велись «щит в щит», то есть щитами прикрывали тело на уровне глаз, в то время как шлемы были таковы, что у греков, что у римлян, что от удара по шее сзади они защищали. То есть сзади – шлем, а спереди – щит. А вот у японских самураев сзади шею тоже защищал шлем (нет смысла повторяться с описаниями из доспехов, на ВО об этом был не один материал), а вот впереди – специальное горловое прикрытие ёдаре какэ. То есть нет щита – прикрытие для горла обязательно. Есть… ну тут могут быть варианты. Впрочем, катафракты, практиковавшие таранные удары копьем, имели шлемы с прикрытием шеи. Трудно сказать, насколько оно было эффективным, но они его имели. Ведь держать копье им приходилось двумя руками, и щитов у них не было, хотя такой британский историк, как Майкл Симкинс, и утверждал обратное и даже привел в своем исследовании, посвященном вооружению римских легионеров, изображения катафрактария с шестиугольным щитом. У кого в древности защита шеи и была… так это у воинов крито-микенской эпохи, надевавших на себя целый «скафандр» из металлических полос с горловым прикрытием в виде горлышка кувшина. Во всяком случае именно так устроен знаменитый «доспех из Дендры». То есть такие доспехи известны!

Изображение


На этом фрагменте гобелена показано не только, что Гарольд получил стрелу в глаз, но и то, каким образом снимают кольчуги с убитых. На манер ночных рубашек, через голову. То есть это однозначно не «комбинезон» со станами, как это можно подумать, глядя на изображение. Однако, не совсем понятно другое: кольчужное прикрытие для головы – оно соединено с кольчугой, прикреплено к шлему или это типичная «митра епископа», то есть кольчужный капюшон! В любом случае, несмотря на наличие впечатляющего по размерам щита, позволяющего прикрыться им с головы до ног, защита для шеи в 1066 году у конных воинов уже была.

Теперь сделаем большой скачок и окажемся уже в Западной Европе в 1066 году. Почему в этом году, да потому, что у нас есть точно датированный источник – «Гобелен из Байё», на котором мы видим, по сути, первых всадников в европейском рыцарском вооружении. Правда, многие еще по старинке мечут копья, не применяя прием куширования копья, но тут уж ничего не поделаешь – в начале оно всегда так. На всех воинах «гобелена» конические шлемы с наносником. То есть это тот самый шлем, с которого в Европе начались и все остальные шлемы. То есть именно этот шлем, разделивший со временем на три «ветки», привел к появлению сначала шлема-кастрюли, а затем и «большого шлема». Вторая «ветвь» привела к появлению сначала сервильера, а затем бацинета – первоначально шлема-подшлемника, а затем уже и отдельного шлема. Наконец, третья «ветвь» - это шлем-каска (о нем рассказ еще впереди) или «шапель де фер» («железная шляпа») – очень демократичного шлема, который, как и в Европе, так и в Японии (шлем дзингаса!) носили и самые бедные воины и… самые богатые. И почему бы и нет? Все ведь зависит от ситуации и… возможностей!

Но вернемся к гобелену. Кроме шлемов определенной формы мы видим и то, что все воины на нем имеют кольчужное прикрытие шеи.

Изображение


Статуя св. Мориса. Кафедральный собор в Магдебурге 1250 г.

Ну, а затем оно стало неотъемлемой частью любых рыцарских доспехов «эпохи кольчуги» и «эпохи кольчужно-пластинчатой брони». Об этом свидетельствуют уже не только изображения, но и такой исключительно важный памятник, как эффигии. Вот одна из них – эффигия св. Мориса, датируемая 1250 годом. На нем кольчужный гамбизон и поверх него спускающийся на грудь кольчужный наголовник, защищающий также и шею. Скорее всего, сзади на нем была прорезь, подобная той, что в это же время делали и на кольчужных рукавицах. Через нее внутрь наголовника просовывалась голова, после чего шнурки или ремешки сзади затягивались. Надо иметь ввиду, что под кольчужным наголовником рыцари в обязательном порядке носили еще и чепцы из ткани.

Изображение


Обратимся теперь к миниатюрам. На миниатюрах из «Библии Мациевского» из библиотеки Пирпонта Моргана, датируемой приблизительно тем же годом, что и эффигия св. Маврикия, мы видим фигуры классических рыцарей эпохи кольчуги – в кольчужной броне с головы до ног и сюрко, надетом сверху.

Изображение


Под кольчугой ничего особенного нет. Просто белая, скорее всего, льняная рубаха и все!

Изображение


Но вот здесь воин справа, одетый в синюю рубаху, несет на плече явно что-то защитное и стеганое. Причем и у него, и у сидящего воина шея так ничем и не прикрыта, хотя на голове положенные в то время всем мужчинам, и воинам в особенности, «чепчики».

Изображение


Здесь у всех трех воинов шеи явно чем-то защищены. Чем-то в виде ошейника или воротника. Что это? Кожа, обшитая тканью? И ясно видно, что под этими ошейниками у них что-то есть. То есть в то время о дополнительной защите шеи уже начинали задумываться!

А теперь отправимся по «первой ветке» – то есть той, что ведет нас к «большому шлему», и мы увидим, что несмотря на то, что под этот шлем надевали и «чепчик», и кольчужный капюшон, даже к нему по краю нередко прикрепляли кольчужное плетение. Зачем?

Изображение


Перед нами немецкий шлем XIV века с кольчужной бармицей, называвшейся авентайл, из Германского исторического музея в Нюрнберге. Зачем такое было нужно? А это была своеобразная «разнесенная броня», похожая на ту, что применяется и сегодня, ну, скажем – цепи с металлическими шарами в кормовой части танка «Меркава».

Изображение


Кадр из очень реалистичного в историческом плане кинофильма «Рыцарский замок» (1990). Здесь вы видите шлем без авентайла и то, что шею этого рыцаря защищает всего лишь один слой кольчуги. Любой удар под край шлема для этого рыцаря будет смертельным!

Изображение


Впрочем, до нас дошла и вот эта безымянная эффигия из Шотландии, на которой мы видим рыцаря в стеганом гамбезоне и с таким же шейным прикрытием. На голове яйцевидный шлем, на ногах – металлические поножи, но что он надевал поверх всего этого и надевал ли вообще, если его именно в таком костюме усопшим и изобразили? Неизвестно! Но ясно одно, что и такими прикрытиями в «эпоху кольчуги» воины пользовались.

Изображение


Теперь посмотрим на эффигию дона Альваро де Кабрера Младшего, на крышке саркофага из церкви Санта-Марии де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде в Каталонии (Испания), о котором известно, что он умер в 1299 году. На нем кольчужный чепец, это несомненно, но еще и какое-то оплечье из ткани, явно подбитое изнутри (см. снаружи шляпки гвоздей) пластинками металла. Но вот что за деталь охватывает его шею? По виду это явный горжет-нашейник, вот только из чего он сделан неясно. Металл или кожа? И еще – на что он опирается и к чему прикреплен? На пластинки оплечья? И как все это надевалось, ведь шейное отверстие для головы явно узко. То есть теперь мы точно знаем, что такая вот защита для шеи в Испании в 1299 году применялась, но и не более того.

Изображение


Реконструкция Ангуса МакБрайда, на которой (справа) изображен дон Альваро де Кабреро. Интересно, что в руке у пехотинца с алебардой арабский щит адарга – тяжелый кожаный щит из двух овальный деталей. Несмотря на «вражеское» происхождение, он очень даже полюбился испанцам.

Изображение


Адарга на одном из надгробных барельефов.

Впрочем, нельзя сказать, что защита для шеи в те годы применялась исключительно в Испании.

Изображение


Вот эффигия Эберхарда фон дер Марка (1308) из собора во Флонденберге. Нетрудно заметить, что на шее у него что-то вроде толстого воротника. Опять-таки не ясно, что это за материал, и как «это» на него надевалось. Но очевидно, что это не кольчуга, а нечто довольно жесткое.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#22 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 11 998 сообщений
  • 6342 благодарностей

Опубликовано 12 Август 2017 - 12:21

Итак, где-то примерно около 1250 года, судя по миниатюрам из «Библии Мациевского», пехотинцы, носившие шлемы-шапели, имели защиту шеи, напоминающую… «собачий ошейник». Рыцари-всадники довольствовались кольчужным капюшоном, под который (возможно) надевалось еще что-то стеганое и спускавшееся на шею. Большой щит в форме капли позволял спрятать за ним весь торс, поэтому большего, очевидно, тогда и не требовалось. Но к 1300 году доспехи усложнились, а щиты (получившие форму утюга, как это хорошо видно на реконструкции Ангуса МакБрайда, приведенной в первой части) уменьшились в размерах. Горло такой щит прикрывал уже не всегда. В итоге появились оригинальные горловые прикрытия либо из металла, либо из «вареной кожи» достаточной толщины. Однако типичным средством защиты еще долго оставалось кольчужное оплечье авентайл, прикреплявшееся к шлему.

Изображение


Эффигия Питера де Грандиссана (1354) Герефордский собор. Как видите, на нем надет шлем бацинет, а к нему по его краю прикреплена бармица-авентайл.

Изображение


Шлем с забралом-наносником и бармицей. Музей Цюриха.


Изображение

На многих шлемах, вот, например, как на этом (Музей замка Валери в Швейцарии) авентайл мог сниматься, для чего по краю шлема предусматривались соответствующие крепления. Неизвестно, был ли под шлемом еще и кольчужный капюшон. Но простеганый чепец был, конечно, обязательно.

Миниатюры, эффигии и сохранившиеся до наших дней артефакты позволяют достаточно точно воспроизвести внешний вид воинов середины XIV века, то есть эпохи «смешанной брони». Пожалуй, лучшее изображение рыцарей этого периода, причем в деталях, сделал известный британский художник Грэхэм Тюрнер. На его рисунке, во-первых, присутствует изображение всех применявшихся в это время видов шлемов, включая «теневой разрез», а во-вторых – многослойность защитной одежды, ставшая для этой эпохи типичной.


Изображение

Грэхэм Тюрнер. Рыцари Тевтонского ордена середины XIV века.

Подтверждением этого изображения являются многочисленные находки в погребении на месте битвы при Висби 1361 года, ставшего ценным источником наших сведений о защитном вооружении того времени. Кстати, изменилась соответствующим образом и форма меча. Из чисто рубящего оружия он превратился в рубяще-колющее. Важным дополнением к нему стал и кинжал, ранее на тех же эффигиях практически не встречавшийся.

Опять-таки подчеркнем, что в разных местах этот процесс шел с различной интенсивностью и имел свои специфические особенности, диктуемые не столько практической целесообразностью, сколько той же модой.


Изображение

Уильям Фицральф, 1323 г. Пембраш. Как видите, эффигия Питера де Грандиссана старше этой на 30 лет. То есть для того времени срок очень большой. Но разницы между ними никакой нет и какая старше, а какая моложе сказать вот просто так невозможно.


Изображение

Томас Кайн, 1374 г. Вот здесь уже разница в 50 лет хорошо заметна. Прежде всего, длиннополое сюрко заменил короткий джупон. Затем мы видим, что более совершенными стали латы, прикрывающие ноги. Теперь уже это не полосы металла, прикрепленные к кольчуге, либо поверх нее, а анатомически выполненные цельнометаллические латы. Но вот что удивляет: авентайл, прикрепленный к шлему бацинету, не претерпел ни малейших изменений.


Изображение

А вот другая эффигия, принадлежащая Ричарду Пембриджу из Герефордского Кафедрального собора 1375 года. И та, и другая практически тождественны, и мы можем найти еще множество очень похожих эффигий.

То есть с начала XIV века и до его последней четверти в рыцарском вооружении Западной Европы произошли заметные изменения. Но коснулись они, главным образом, прикрытия для ног, затем налатной одежды (!), защитные приспособления для рук изменились незначительно, сказать, что-либо о торсе затруднительно, поскольку его закрывает ткань, шлемы – не изменились и не изменился авентайл. Напрашивается вывод, что, судя по тому, как шел процесс совершенствования средств защиты, самыми уязвимыми у рыцарей были ноги. А вот шея… шея защищалась «по остаточному принципу». То есть чисто теоретические разговоры о том, что за авентайл рыцаря могли зацепить копьем с крюком или что сюда могло попасть копье врага во время конной сшибки, никакого значения не имеют. Вернее – не имели. Все это чисто умозрительное современное теоретизирование, ни на чем кроме формальной логики не основанное. О, такая логика, увы, подводит нас очень часто.


Изображение

Перед нами всадник конницы Тимуридов 1370 – 1506 гг. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Для сравнения обратимся к «рыцарям Востока». Чем они отличается от своих «собратьев по ремеслу», изображенных на приведенных выше эффигиях? По большому счету ничем, кроме шпиля на шлеме. На нем же присутствует и впечатляющего объема бармица, так что вроде бы ничто не препятствует ударить копьем именно в это место. Но… что-то, видимо, мешало сделать это как на Востоке, так и на Западе, если именно эта часть рыцарского доспеха изменялась медленнее всего.


Изображение

Брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике.

Пропустим еще четверть века и обратимся к надгробной латунной пластине, то есть брассу 1400 года. Это брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике. Впрочем, этот выбор в данном случае совершенно случаен, так как аналогичным образом выглядит эффигия фон Тотенхейма из Германии (1400), Грюнсфельд; Хьюга Ньюмарша (1400), Ваттон на Вале (Британия); брасс Эдмунда Пикока (1400), церковь св. Альбанс: Томаса де Фревиля (1400) – парная с женой, из Литлл Шелфорда и многие, многие другие.

На них на всех мы видим прекрасно переданные «анатомические фигуры» рыцарей, «закованных в металл» и… имеющих на шее кольчужную бармицу! Собственно, она осталась единственным кольчужным элементом доспеха, доступного для нашего взора. Все остальное – цельнокованые металлические пластины!


Изображение

Брас Николаса Хауберка (1407) из Кобхэма выглядит точно так же. Эдмунда Коккейна (1412), из церкви св.Освальда в Ашборне – точно так же, эффигия Георга фон Баха (1415), церковь св. Якоба в Штейнбахе (Германия) – аналогичным образом, и только лишь эффигия Николаса Лонгфорда (см. фотографию вверху) от 1416 года из церкви в Лонгфорде демонстрирует нам шейное прикрытие, сделанное из металла! Но и опять-таки со стопроцентной уверенностью доказать этого нельзя. Вполне возможно, что его кольчужный авентайл просто прикрывает… обыкновенная ткань!

Понадобилось практические еще 80 лет для того, чтобы кольчугу убрали под металлические латы, а горловое прикрытие стало цельнометаллическим.


Изображение

Интересный образец таких доспехов демонстрирует нам эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года из музея в Вальядолиде.


Изображение

Эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года. Музей Вальядолида.


Изображение

Причем воротник этот у него, как мы видим – двухслойный!

На ней хорошо видно, что из кольчужной ткани в них сделан воротник, она используется в его латах в качестве декоративной оторочки наплечников и «юбки» ниже латных набедренников, от которой в принципе вполне можно было бы и отказаться.


Изображение

Эффигия из алебастра, изображающая рыцаря ордена Сантьяго де Кампостелла (ок.1510 – 1520 гг.). Музей искусств графства Лос-Анджелес.

Интересно, что и на этой, уже достаточно поздней эффигии мы по-прежнему видим кольчужный воротник и кольчужную, совершенно ненужную «юбку». В принципе это может свидетельствовать о двух обстоятельствах. Первое – что доспехи стары, то есть им много лет и новации доспешного ремесла их попросту не коснулись. Второе – местные традиции. Допустим, что именно в Испании «так было принято» и с этим мирились, чтобы не выделяться среди других.

Удивительно, но даже в XV веке – то есть в «эпоху цельнометаллических доспехов» с полностью коваными латами кольчужное ожерелье все еще использовалось! Например, это весьма наглядно демонстрируют нам доспехи Матчеса Немецкого 1485–1505 гг. из Ландшута. Скорее всего типичными назвать их нельзя. Но они были. Как и доспехи с латным прикрытием шеи, крепившегося к нижней части шлема.


Изображение

Доспех 1485 – 1505 гг. Вес 18.94 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

То есть, продолжая изучать эффигии, брасы и дошедшие до нас артефакты, мы обоснованно можем сделать вывод о том, что кольчужная бармица использовалась очень долго, вплоть до XVI века, и окончательно исчезла лишь с появлением к 1530 году металлического «ожерелья», защищающего горло рыцаря. Причем примерно в это время его как раз и начали соединять со шлемом армэ. Нижний край армэ выковывался в форме полого жгута, а верхний край ожерелья делали в виде выступающего валика, в который он входил. Таким образом они сцеплялись между собой. Такие шлемы стали известны как бургундский армэ или бургонет.


Изображение

Бургонет. Аугсбург 1525 – 1530 гг. Вес 3004 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Позже нижний край армэ стал переходить в подвижное ожерелье, без жесткого скрепления. Таким образом рыцарь теперь мог вертеть головой не хуже пехотинца, то есть шея была полностью защищена от ударов как спереди, так и сзади. От кольчуги полностью отказались в XVII веке, что демонстрируют нам кирасирские доспехи этого времени.


Изображение

Кирасирский доспех 1610 – 1630 гг. Вес 39.24 кг. Милан, Брешиа. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Наконец, следует напомнить и о такой форме горлового прикрытия, как турнирный «жабий шлем». По сути дела, весь этот шлем представлял собой развитое вверх горловое прикрытие, очень прочно скреплявшееся с кирасой. Расчет делался именно на удар копьем в горло, который, по сути, даже и не пытались отразить! Но… турнир это все же не война и там были свои правила и своя специфика вооружения.


Изображение


Турнирные доспехи. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/11...st-vtoraya.html
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.