Перейти к содержимому

 


- - - - -

288_Ислам: влияние на средневековую Европу


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 30 Июнь 2016 - 09:19

Значение Ислама

В сочинении Мартина Лютера (1483-1546) "О войне с турками" Коран был назван учебником насилия, а сами турки охарактеризованы как убийцы и насильники.
Шло время, и в 1965 году Вселенский собор в Ватикане признал заслуги Ислама в передаче истин, касающихся Бога и его всемогущества, Иисуса, девы Марии, пророков и апостолов.


Угрозы Италии

В IX веке мусульмане захватили Сицилию и угрожали Неаполю и Риму. Известно, что римский папа Иоанн VIII (820-882, папа с 872 г.) два года платил дань мусульманам, но европейские историки не очень любят вспоминать об этом.


Джихад

Академик Василий Владимирович Бартольд (1869-1930) так в своё время написал о джихаде:

"Джихад (война за веру) был прежде всего источником материальных благ. Слова Корана о борьбе с неверными и райском блаженстве, ожидающем павшего в бою, должны были вызвать также религиозное одушевление, без которого были бы немыслимы блестящие успехи мусульманского оружия; но это воодушевление явилось позже и прошло быстрее, чем думает большинство писавших об исламе".

Немного дальше Бартольд пишет:

"С распространением культуры и городской жизни изменилось также отношение к джихаду. Для культурной Сицилии джихад в X веке был тягостной воинской повинностью, от которой всеми мерами старались освободиться. От выполнения этой повинности освобождались лица, избравшие педагогическое поприще, и арабский автор замечает, что по этой причине число педагогов в Сицилии далеко превышало существующую потребность".

Целью джихада за пределами Аравии было не обращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам. Иудеи и христиане считались монотеистами и получали статус покровительствуемых, зимми. Они сохраняли внутреннее самоуправление и должны были платить налоги. Переход зимми в мусульманство не поощрялся, так как это уменьшало налоговые поступления. Арабы брали на себя только верховное управление и сбор налогов.


Пособия на джихад

Первоначально все мусульмане ежегодно получали из казны пособие и могли полностью посвящать себя джихаду и другим общественным обязанностям. Система выдачи этих пособий прекратилась около 750 года, то есть уже после завоевания Испании, но до захвата Сицилии.


Влияние мусульманства на Сицилии

Хотя к концу XI века христиане и отвоевали Сицилию у мусульман, но образ жизни на острове первое время оставался скорее мусульманским, так что первого короля Сицилии Роджера II (1095-1154) часто называли “крещёным султаном Сицилии”.


Уважение к христианским святыням (Компостела)

В начале IX века в Галисии был найден древнеримский саркофаг. Сразу же родилась легенда о том, что некий монах Пелахо увидел путеводную звезду и, следуя за ней, обрёл нетленные мощи св. апостола Иакова (Сантъяго).
В конце IX века король Альфонс III (848-910, король Астурии с 866) приказал построить над мощами небольшую церковь, а образовавшееся вокруг мощей поселение стали называть Компостела (“Указанное звездой”).
Слава об этом святом месте быстро распространилась по всему христианскому миру. И не только.
В 997 году Компостелу захватил и разграбил знаменитый Альманзор (939-1002), однако он не потревожил почитаемое святилище. Правда, колокола с церкви он приказал отправить в Кордову, и нести их должны были пленные христиане на своих плечах.
[Альманзор – так христиане называли Мухаммеда ибн Аби Амира, который объявил себя аль-Мансуром, то есть – Победоносным.]


Границы торговли для европейцев

Итальянские торговцы сразу же после великих арабских завоеваний свободно доставляли свои грузы в Тунис и Египет, а потом и в Испанию, но этим их торговые операции с миром ислама и ограничивались. Правители мусульманских государств запрещали европейцам транзитную торговлю через Красное море или Судан. Впрочем, итальянцы стали придерживаться аналогичного принципа в отношении торговли с Центральной и Восточной Европой.


О компасе

До сих пор многие считают, что компас изобрели китайцы чуть ли не в III тысячелетии до Р.Х. В основе такого заблуждения лежит одно неверно истолкованное сообщение о наблюдениях древних китайцев за проявлениями природного магнетизма.
На самом деле, первое упоминание в китайских источниках об использовании именно компаса относится к 1100 году, да и то они заимствовали этот прибор у арабов. В европейских источниках первое упоминание о компасе относится к 1187 году.
Когда же с китайскими торговцами встретились европейцы, то выяснилось, что китайские компасы значительно уступают европейским. Арабские же торговцы в искусстве мореплавания во времена Вашку да Гамы совсем не уступали португальским морякам.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 05 Июль 2016 - 12:29

География Ал-Идриси

Великие арабские завоевания и торговая изоляция Европы привели к тому, что, например, английский хронист Уильям Малмсберийский (1090-1143) считал, что весь остальной мир, кроме Европы, принадлежит мусульманам. Но уже к середине XI века (после отвоевания Сицилии у мусульман) европейцы снова получили относительно достоверные сведения о Китае, Индии и Северной Африке.
Арабский учёный из Кордовы ал-Идриси (1100-1166) под покровительством сицилийских королей Роджера II (1095-1154, король с 1130) и его сына Вильгельма I (1126-1166) Злого составил полное описание мира, который в те времена был известен мусульманам. Ал-Идриси внимательно проштудировал труды других арабских географов и путешественников, а также сам много странствовал – от Леванта до Англии.


Отец андалузской музыки

Эмир Кордовы Абд-ар-Рахман II (792-852, эмир с 822) поручил багдадскому музыканту и поэту Зирйабу распространить в Андалусии традиционную персидскую музыку.
Абу-аль-Хасан-Али (789-857) по прозвищу Зирйаб (“чёрная птица”) в молодости играл и пел перед самим Аббасидским халифом Харуном ар-Рашидом (763-809). Посланцы Омейядских правителей Андалусии различными посулами и подарками сумели сманить Зирйаба в Кордову, где он и провёл остаток свой жизни с 822 года.
Зирйаб так прекрасно справился с этим заданием эмира, что его до сих пор называют “отцом андалусской музыки”. Создавая своё учение о музыке, Зирйаб творчески переработал учение Платона о гармонии сфер.


Последовательность блюд

Но Зирйаб прославился не только музыкальными достижениями. Считается, что именно он установил последовательность, в которой должны подаваться различные блюда на пирах. Зирйаб рекомендовал сначала подавать супы, затем первые мясные блюда, потом птицу с пряностями, а завершать трапезу следовало сдобным печеньем. Так что наши традиционные "первое", "второе" и "третье" восходят к Зирйабу.
Кроме того, Зирйаб привёз с востока множество рецептов приготовления самых различных кушаний.


Другие достижения Зирйаба

Только вопросами кулинарии влияние Зирйаба на Европу не ограничилось. Он ввёл моду на тонкую стеклянную посуду на пирах, показав, что она гораздо красивее и изящнее, чем золотые и серебряные кубки и блюда.
Именно Зирйаб ввёл в Андалусии моду на различные виды одежды для различных сезонов, а также уделял значительное внимание искусству прически и другим видам красоты.
Все эти усилия Зирйаба не пропали даром: они вначале получили широкое распространение в среде мавританской знати, а потом стали распространяться и по всей Европе.


Влияние на еду

Следует признать очень значительное влияние, которое мусульманский восток оказал на повседневную еду европейцев. Раньше, особенно зимой, основными продуктами питания были различные каши, тушёные овощи, солонина и сушёная рыба. Различные специи, привозимые с востока, позволили внести значительное разнообразие в меню европейцев и облагородили многие блюда.
Настоящий революционный переворот произошёл в Европе, когда в широкий обиход жителей Старого Света после долгого перерыва опять вошёл сахар. Ведь в течение нескольких столетий, прошедших с падения западной Римской империи, жители Европы могли употреблять только мёд, а тут с Ближнего Востока начал поступать сахар, и открылись такие перспективы...


Проникновение бумаги

Книжная культура в бумажном виде стала развиваться в Европе тоже благодаря влиянию мусульманского мира. Да, конечно, бумагу изобрели в Китае, но в середине VIII века арабы захватили в плен несколько китайских ремесленников, владевших секретами изготовления бумаги. Китайцам пообещали свободу, если они научат арабов делать бумагу. Научили.
Около 800 года Яхья Бармакид (738-805), визир Харуна ар-Рашида, построил в Багдаде первую бумажную мельницу.
Полезность бумаги оценили очень быстро, так как она была значительно дешевле папируса. Через Северную Африку искусство производства бумаги проникло на Сицилию и в Испанию. Известно, что король Сицилии Роджер II использовал бумагу для документов ещё в 1090 году. Однако французские паломники в Компостелу в XII веке приносили домой листки бумаги как большую диковинку.
После этого применение бумаги стало широко распространяться по Европе, но первые бумажные мельницы появились в Германии и Италии только в XIV веке.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 232 сообщений
  • 9514 благодарностей

Опубликовано 23 Июль 2016 - 10:42

Моррис

Англичане очень гордятся свои старинным танцем с мечами под названием “моррис”, во время исполнения которого танцоры наряжаются в странные одежды, украшенные колокольчиками и бубенцами, и пляшут на деревянных лошадках. Но ведь название этого танца происходит от слова “Moorish” или “Morisk” – “мавританский”.


Мосарабы

После мусульманского завоевания Пиренейского полуострова, многие жившие там христиане были так очарованы и увлечены арабской культурой и арабским языком, что во всём (кроме религии) восприняли арабскую культуру. Таких людей стали называть “мосарабы”, то есть - “арабизированные”.


Засилье арабского языка

Алвар Кордовский (ок. 800-961), которого некоторые даже считают епископом этого города, в 854 году в сочинении, направленном против ислама, с возмущением писал:

"Многие из моих единоверцев читают стихи и сказки арабов, изучают сочинения мусульманских философов и богословов не для того, чтобы их опровергать, а чтобы научиться, как следует выражаться на арабском языке с большей правильностью и изяществом. Где теперь найдётся хоть один, кто бы умел читать латинские комментарии на Священное Писание? Кто среди них изучает Евангелия, пророков и апостолов? Увы! Все христианские юноши, которые выделяются своими способностями, знают только язык и литературу арабов, читают и ревностно изучают арабские книги... даже забыли свой язык, и едва ли найдётся один на тысячу, который сумел бы написать приятелю сносное латинское письмо. Наоборот, бесчисленны те, которые умеют выражаться по-арабски в высшей степени солидно и сочиняют стихи на этом языке с большей красотой и искусством, чем сами арабы".



Просто узоры

На тканях, одеждах, коврах и украшениях, ввозимых купцами в Европу с Востока, часто встречались арабские надписи (чаще всего – изречения из Корана), которые воспринимались европейцами просто как геометрический орнамент, подтверждение чему мы находим в различных произведениях живописи. Например, повязка на плече Иисуса на фреске Джотто “Воскрешение Лазаря” покрыта куфическими письменами. Часто изображения ковров у ног Марии или различных святых выдают их арабское происхождение.


Признание европейцами

Известный ориенталист барон Карра де Во (1867-1953) хоть и пренебрежительно относился к вкладу арабов в мировую цивилизацию (считая их просто учениками греков), всё же был вынужден признать:

"...действительно, арабы добились огромных успехов в науке. Они научили использовать цифры, хотя и не они их изобрели, и стали, таким образом, основоположниками повседневной арифметики. Они превратили в точную науку алгебру, значительно развив её, и заложили фундамент аналитической геометрии. Они, бесспорно, были основателями плоскостной и сферической тригонометрии, которой, строго говоря, у греков не было совсем. В астрономии они также сделали много ценных наблюдений".



Переводы на арабский

Многие древнегреческие тексты дошли до наших дней только благодаря переводческой деятельности различных арабских учёных. В начальный период существования Арабского Халифата возникла большая потребность в знаниях по медицине и астрономии, а, следовательно, и по математике. Арабские учёные начали массово переводить произведения древних греков с сирийского и древнегреческого языков на арабский.


Хунайн ибн Исхак

Одним из самых прославленных учёных и переводчиков IX века был Хунайн ибн Исхак (809-873), араб по происхождению и несторианин по вероисповеданию. Он много путешествовал, в том числе и по Византии, преподавал медицину в Багдаде и был придворным врачом халифа Аль-Мутаваккиля (821-861, халиф с 847). В Багдаде Хунайн собрал большую группу переводчиков, которая перевела на арабский язык труды Гиппократа и Галена, “Начала” Евклида и “Алмагест” Птолемея, а также различные труды Аристотеля, Платона и других древних авторов.


Ибн ал-Хайсам

Если Хунайн прославился своими переводами, то Ибн ал-Хайсам (965-1039) был уже настоящим и разносторонним учёным. Он создал много значительных трудов по математике, механике и астрономии, но наибольшую славу ему принёс труд по оптике “Китаб ал-маназир”; ал-Хайсама часто даже называют “отцом оптики”. Ал-Хайсам изучал преломление света в прозрачных средах, проводил опыты с различными типами зеркал (в том числе с параболическими и сферическими) и пр. Он довольно правильно объяснил проблему бинокулярного зрения и экспериментировал с камерой-обскурой, и даже высказал предположение о конечности скорости распространения света.
Вопреки мнению таких авторитетов как Евклид и Платон, утверждавших, что глаз человека испускает лучи, как бы ощупывающих предметы, ал-Хайсам доказывал, что зрительный образ создаётся в человеческом глазу лучами, испускаемыми видимыми телами. Так что ему были более близки воззрения на этот вопрос Пифагора и Аристотеля.


Больница “Мансури”

По инициативе султана Аль-Мансура Али (1242-1259, султан с 1257) в Каире началось строительство крупнейшей больницы, которая получила название “Мансури”, была открыта в 1284 году и в первозданном виде просуществовала до 1915 года.
В этой больнице одновременно могло находиться до восьми тысяч человек больных, и она имела прекрасное для того времени оборудование. Мужчины и женщины лечились, естественно, в различных отделениях. В каждом из отделений был клиники для лечения различных типов болезней: желудочно-кишечных, глазных, лихорадки и пр. Было и большое хирургическое подразделение, а среди хирургов и терапевтов существовала определённая специализация. Помимо врачей в больнице трудились свои фармакологи, а также при ней находилась большая библиотека. Даже низший медицинский персонал в больнице “Мансури” имел очень приличную квалификацию.
В Европе того времени подобных медицинских учреждений не было.
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.