Перейти к содержимому

 

Amurklad.org

- - - - -

Боевые топоры


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 182 сообщений
  • 6543 благодарностей

Опубликовано 15 Февраль 2015 - 14:39

Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи


Изображение

Топор в Средние века был одним из главных видов холодного оружия. При этом даже самые страшные на вид боевые топоры никогда не были тяжелыми – вес каждого не превышает полкило.
Более того, рукояти топоров никогда не оковывались железом!
Во-первых, потому что железо дорого стоило, а во вторых, потому что это утяжеляло древко. А мы с вами знаем, что в цене было легкое, но вместе с тем прочное, оружие.
Наш рассказ про боевые топоры начнется на дымящихся руинах, в которые превратили Рим его враги. Варвары.
Летающие секиры

Легендарный вождь франков Хлодвиг часто прибегал к помощи секиры.
Как-то раз франки ограбили католическую церковь, и, среди прочего, унесли оттуда большую чашу для богослужений. Епископ той церкви прислал к Хлодвигу послов с просьбой вернуть хотя бы эту чашу. Тот не стал им отказывать, но предложил проследовать вместе с войском к месту дележу добычи в город Суассон, и там, если по жребию чаша достанется ему, он вернет трофей послам.
Во время дележа Хлодвиг попросил воинов отдать ему, сверх положенной доли, еще и чашу. Никто вроде бы не возражал, но вдруг один из воинов бросился на чашу с воплем «ты получишь только положенное по жребию!» и разрубил ее секирой.
Король смолчал, но через год, на смотре войска он подошел к тому воину «и сказал ему: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся».
И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них страх своим поступком, пишет Григорий Турский в книге «История франков».
Топор, которым Хлодвиг казнил строптивца, мог выглядеть вот так:
Изображение
Древняя франциска, насаженная на новенькое древко. Фото из музея Армии.
Это франциска – знаменитый метательный топор франков.  Рукоять францисок не превышала полуметра. Франки крепили к ней веревку, которой, в случае промаха, подтягивали боевые топоры к себе.
Современники франков описывают франциски как топорики, часто имевшие лезвия по обе стороны древка, но автору этих строк попадались прорисовки только однолезвийных топоров.
Еще один образованный человек, епископ Сидоний Аполлинарий, утверждал в середине V века: «Франки – рослое племя, они облачены в тесно облегающую одежду. Их талию окружает пояс. Они метают свои топоры и бросают свои копья с большой силой, никогда не промахиваясь мимо цели. Они управляются со своими щитами с большой ловкостью и обрушиваются на противника с такой скоростью, что кажется, что они летят быстрее, чем их пики».
Одну из францисок археологи нашли в Рейнланде, в могиле вождя франков начала VI века. Она была положена туда вместе с целым арсеналом: коротким мечом, двумя копьями, одно из которых было метательным, ножами, а также со шлемом и кольчугой. Это говорит о том, что франциска была оружием, которым пользовались все воины - как простые дружинники, так и военные вожди.
Двуручный топор

В конце Темных веков варвары наконец осели на новых землях. Они основали там свои королевства и немного успокоились. Но штиль не бывает долгим и вскоре на Европу обрушилось нашествие викингов.
Северные люди вошли в историю как воины, любимым оружием которых был двуручный топор – бродакс. Иногда это оружие называют "датской секирой", хотя это не совсем верно. Двуручный топор был распространен по всему Северу, а его звездный час настал в XI веке. Тогда бродаксом сражались на огромной территории от Карелии до Британии.
Изображение
Фото Андрея Бойкова (г. Москва)
По доброй традиции давать оружию поэтические имена,  викинги нарекали свои боевые топоры "друг Щита", "Боевая Ведьма", "Волк Раны". Причем топор мог быть другом и ведьмой всего, к чему прикасался - щита, доспехов, кольчуги, шлема и так далее.
Лезвия бродаксов, хоть и были весьма тонки для облегчения их веса, отличались большой площадью. Так, расстояние от обуха до кончика лезвия могло составлять 30 см.
Рукояти были им под стать. Судя по изображениям, упертый в землю бродакс доходил стоящему воину до подбородка.
При всей своей мощи, двуручный топор имел один серьезный недостаток. Воину приходилось держать его обеими руками, оставаясь без прикрытия щитом. И потому одноручные боевые топоры занимали в военном деле викингов далеко не последнее место.
Смертоносная красота

В сагах мы читаем о топорах с дорогими украшениями, которые даровали в награду, как и мечи: «Когда они расставались, ярл дал Олафу Хоскульдссону очень дорогой топор с золотыми украшениями». И такие, украшенные драгоценными металлами, боевые топоры действительно существовали.
Изображение
Топор из Маммена
На севере Дании, в местечке Маммен, археологи раскопали курган и обнаружили под ним сложенную из бревен гробницу. Судя по анализу бревен, покойный – далеко не последний человек из окружения короля Харальда Синезубого, умер зимой 970/71 годов.
Среди прочего имущества, необходимого ему на том свете, оказался и железный топор, украшенный серебром и, видимо, чернью. На топоре было сразу несколько изображений – животное, мужской лик и орнаменты.
Вне конкуренции

Многие топоры викингов были найдены и на Руси, через которую проходил их тернистый путь из варяг в греки. И в первую очередь это, конечно же, бродаксы, типичные для северной Руси XI в., включая Ленинградскую область.
Однако со временем их назначение меняется, и в XII—XIII вв. широколезвийные топоры превращаются в хозяйственный инвентарь, хорошо известный по новгородским и костромским древностям.
Кстати, период распространения бродаксов пришелся на самый настоящий  бум в эволюции боевых топоров на Руси.  Здесь в одном котле смешались достижения кочевого Востока, финского Севера и европейского Запада, а также появились собственные образцы.
В Киевской Руси нашли свою вторую родину боевые топоры с молоточком на обухе — чеканы, известные еще по скифскими захоронениям. Именно отсюда в X—XI вв. распространились они в страны Центральной и Северной Европы, где в 13-14 вв их возьмут на вооружение западноевропейские рыцари.
Интересно, что в 10-11 веках молоточек был круглым в сечении, и, иногда, с грибовидной шляпкой, а в 12-м столетии стал квадратным, с ярко выраженными гранями. Иногда вместо молоточка на обухе чекана делался узкий пластинчатый выступ, который никогда не затачивался.
Одним из самых шикарных древнерусских топоров является так называемый топорик Андрея Боголюбского, отделанный серебром, золотом и чернью. В действительности, князю Андрею он, скорее всего, никогда не принадлежал.
Изображение
Топорик Андрея Боголюбского
По мнению А.Н. Кирпичникова,  в русском происхождении вещи  сомневаться не приходится. Во-первых, дважды в орнаменте использована буква «А», во вторых - рисунки на  топоре максимально соотносятся с содержанием древнейших русских былин.
На одной стороне топорика мы видим змея с восемью гребнями, вероятно – головами. На обратной стороне изображены птицы, очень похожие на голубей.
Те и другие знакомы нам по былинам о Добрыне – в одной из них он сражается со Змеем, во второй – его предупреждают об опасности два голубя.
Сейчас появилась информация о том, что владимирский топорик был найден близ Чистополя, на землях Волжской Булгарии, неким татарином, который продал его в конце позапрошлого века торговцу антиквариатом Иванову. А уж тот, в коммерческих целях, придумал красивую легенду про князя Андрея Боголюбского.  Мол, буква "А" в орнаменте - это клеймо Андрея Боголюбского. Что ж, все может быть...
Но несмотря на все преимущества чеканов, гораздо больший спрос в военной среде был на топоры универсального назначения. На такие, которыми можно было не только воевать, но и пользоваться в походе для разной бытовой потребности.
И явный лидер здесь - топор, известный по классификации А.Н. Кирпичникова как «тип 4». Его появление стало своего рода революцией в оружейном деле: кузнецам удалось создать топор, обух которого берег древко при раскачивании заклинившего топора, а КПД лезвия приближалось к единице.
Изображение
"После битвы" (Древнерусский воин с топором четвертого типа). Фото Анастасии Павловой (Самара)
Появились боевые топоры четвертого типа в X веке, и за нескольких десятилетий стали крайне популярны среди русских дружинников.
Подтверждение этому археологи находят в курганах, где были похоронены русские дружинники - и не только в России.  В самом центре Польши, у местечка Лодзи, найден могильник русской или русско-варяжской конной дружины первой половины XI в. И 9 из 10 найденных там топоров относятся как раз к четвертому типу.
Со временем на Руси перестали хоронить по языческому обычаю, и число курганов с оружием и доспехами сократилось.  Но тем не менее, находки боевых топоров православной Руси продолжаются.
В XII—XIII веках боевые топоры стали гораздо проще на вид. Былого разнообразия типов тоже не наблюдалось - зеленый свет в будущее получили чеканы и топоры четвертого типа, правда немного модернизированные. На долю тех и других  приходится более четверти всех найденных на это время боевых топоров...

оружие рыцарей и королей

К началу 12-го века боевой топор прочно занял свое место в арсенале истинно рыцарского оружия, наравне с копьем и, конечно же, мечом. Хотя викинги, к тому времени, уже перевелись, двуручные топоры еще несколько веков служили воинам по всей Европе.
Топоры стали легче, но практически не изменились в размерах. Больше внимания оружейники стали уделять обуху – в некоторых случаях он стал ярко выраженным боевым элементом.
Изображение
Этого красавца нашли в Англии, в реке, протекающей через Нортумберленд, вместе с мечоми скелетом последнего владельца. Датировка топора – середина 13 века.
Короли с топорами

История сохранила немало случаев, когда именно боевые топоры играли важную роль в бою. Так, 2 февраля 1141 года английский король Стефан, сломав меч в битве при Линкольне, держал оборону большим датским топором.  И только когда древко его переломилось, противник сумел пленить короля.
Двумя веками позже, летом 1314 года, свое слово сказал боевой топор человека по имени Роберт Брюс.
Это тот самый Роберт Брюс, который стал одним из героев фильма «Храброе сердце», и который вошел в историю как шотландский король Роберт I.
Изображение
Ангус Макфадьен в роли Роберта Брюса. Кадр из фильма "Храброе сердце"
Помните сражение, которым завершается фильм? Это была легендарная битва при Баннокберне, в самом начале которой как раз и случился следующий эпизод.
Противник шотландцев, английский король Эдуард II, стал стягивать силы к месту битвы заранее. И вот 23 июня передовой отряд англичан, состоявший из молодых и горячих рыцарей, наткнулся на шотландцев, проводивших разведку местности.
Изображение
Одна из фигурок шахматного набора "Битва при Баннокберне", автор Anne Carlton
Возглавлявший всадников сэр Гемпфри де Бохун узнал в одном из  шотландцев их короля и, перехватив копье в положение «к бою», понесся на него.
В тот день Роберт Брюс оставил свое копье в лагере, ограничившись боевым топором с короткой рукоятью. И когда увидел, что на него несется противник, принял единственно правильное в такой ситуации решение.
Дав коню команду уйти  линии атаки, Брюс встретил рыцаря мощным ударом в голову.
Здесь я описывал последствия легкого удара в шлем всадника. При Баннокберне же и скорость коня была выше, и сам удар Брюса гораздо сильнее. Потому не удивительно, что шлем де Бохуна, вместе с его головой, был смят, а древко топора – сломано.
Изображение
Роберт Брюс. Памятник у Баннокберна. Фото Brian Smith
Сейчас на месте сражения при Баннокберне, в котором шотландцы разгромили англичан, установлен памятник.  Роберт Брюс оглядывает окрестности с высоты коня и пьедестала, а в руке, в память о своем ратном подвиге, держит боевой топор.
Боевые топоры в сражениях

Когда короли подают пример, добрые вассалы не отстают от них ни на шаг.  25 октября 1415 года произошел один из самых знаменитых эпизодов Столетней войны, которую вели между собой Англия и Франция – битва при деревеньке Азенкур.
Современники так описывали английских лучников: “по большей части они были без доспехов, за исключением камзолов; их чулки были приспущены до колен, и с поясов свисали кувалды и боевые секиры, или длинные мечи…
Изображение
Боевые топоры. Музей Армии, Париж.
Контракт 1440 г. уточняет снаряжение латника, в которое должны были входить «полный доспех, копье, секира, меч и кинжал». При этом сопровождавшим его конным лучникам полагались только мечи. Про боевые топоры, секиры не сказано ни слова.
От хронистов не отставали и европейские художники того времени, преимущественно монахи. Они запечатлевали окружающий мир с фотографической точностью. Особенно она заметна при изображении воинов и батальных сцен. С тем и другим монахи, чаще всего бывшие воины, были знакомы очень хорошо.
Ярчайшим примером такой графики стала Библия французского короля Людовика Святого, ярого крестоносца. Чаще эту книгу называют Библией Мациевкого, в честь владевшего ею краковского епископа. Созданная как орудие пропаганды крестовых походов, она живо, хотя и не без приукрас, показывает нам, как применяли боевые топоры в 13 веке.
Изображение
Миниатюра из Библии Мациевкого
Замечу - в случаях с кольчугой художники ничуть не грешат против истины. Иногда на местах былых сражений находят кольчужные капюшоны, разрубленные чуть ли не напополам.
Пожалуй, ни один художник так и не смог показать нам, сколько мороки приносили полевым хирургам раздробленные кольчужные колечки, набившиеся в рану. Это было сродни попаданию картечи, и заживало, скорее всего, не без проблем.
Кстати, о проблемах.
В Европе, в самом начале 14 века, появились модернизированные боевые топоры, снабженные шипом на обухе. Шип великолепно пробивал шлемы, разумеется, вместе с головами.
Один из таких топоров можно увидеть в собрании оружия  доспехов замка Дин, который находится на юге Шотландии, в городке Килмарнок. Считается, что топор, которым Роберт Брюс сражался при Баннокберне, мог выглядеть примерно так.

Изображение

Однако, боевые топоры с шипом были всего лишь отражением своего времени. В 14 веке появился новый тип меча, приспособленный не только рубить, но еще и колоть врага.
Такие мечи были и прежде. Римские легионеры с помощью колющего удара поставили на колени огромные территории. Однако, с разгромом и падением Рима, секрет их создания был утерян, и эпоха рубящих мечей продолжалась без малого тысячу лет.
Доспешным мастерским ничего не оставалось, как найти способ противостоять колющему оружию. И они активно включились в создание латных доспехов – защиты более надежной, нежели кольчуга.
Но возможно я не прав. Возможно именно усиление брони спровоцировало создание колющего оружия, а не наоборот. Сейчас сложно сказать, ибо за толщей веков многое теряется и забывается.
Так или иначе, но в то время оружейники стали работать над новым, абсолютным оружием.
И родили монстра...
Время поллэкса.

Он появился  на полях сражений в 14-м веке и моментально завоевал бешеную популярность.
Его называют поллэкс. Это боевой топор на длинном древке, снабженный боевым молотом и граненой пикой. Кроме того, с обратной стороны древко иногда оснащалось шипом, и – часто, но не всегда - специальными дисками, прикрывавшими руки, ронделями.
Изображение
Асхат Хайров, клуб «Волки Романьи» (Тольятти). Фото Сергея Торопова
Поллэкс - чисто пехотное оружие. Если судить по  иллюстрациям в старинных рукописях, он  мог превышать в длину рост своего хозяина.
Я говорил, что боевые топоры не имели древко, окованное железом. Однако, поллэкс это не совсем топор, а скорее комбинированное оружие. И вот он-то, вернее его древко, часто усилялось продольными металлическими полосами – чтобы не перерубили. Такое можно встретить и в коллекции арсенала австрийского города Грац - фотоэкскурсию по его залам читайте и смотрите здесь.
В 16-м веке поллэксы выйдут из употребления вслед за латными доспехами. Однако идея усиленного древка найдет свое продолжение в стальных трубчатых рукоятях у топоров и булав.
Но это все будет потом. А в 14-м веке самое эффективное оружие рыцарей это именно поллэкс, который с легкостью убивал даже закованного в броню противника.
Оружие получилось настолько опасным, что даже в 21-м веке его затупленная модель запрещена к применению на многих исторических фестивалях в России. Сохранившиеся учебники отлично показывают беды, которые могло натворить это оружие.
Технику работы поллэксом, восстановленную на основе этих учебников, можно посмотреть на видео.
https://www.youtube....h?v=KMb8hCWYFEg
Модели поллэксов, которыми пользуются поединщики, сделаны на основе не топора, но боевого молота.
Впрочем, видео довольно показательно, и, что большая редкость, хорошего качества.

Оружие рыцарей и "звезда" турниров

Боевой топор с самого начала входил в обязательную программу рыцарского турнира. И опасность его сознавали все, включая самих рыцарей. Так, французский король Франциск I отказался сражаться на поллэксах со  своим английским коллегой Генри VIII по причине того, что "нет рукавиц, способных достаточно защитить кисть".
И это слова всемогущего короля!
Впрочем, далеко не все обращали внимание на такую мелочь как травмы. Большим любителем скрестить боевые топоры был французский рыцарь Жак де Лален, живший в середине 15-го века. Вот хроника только нескольких его боев.

Изображение

1445 год, Антверпен, бой с итальянским рыцарем Жаном де Бонифасом. Пока дело дошло до поллэксов, бойцы успели сломать шесть копий и продолжали бой. Когда, наконец, пришел черед поллэксов, Жак нанес де Бонифасу такой удар, что чуть не перекрутил его!
1447 году, Кастилья, бой против Диего де Гузмана. Когда Жак и Диего дрались на поллэксах, их удары были настолько неистовы, что искры летели от доспехов.
1447 год, Фландрия, бой с английским сквайром Томасом Кью.В ходе боя Томас поразил Жака де Лалена шипом своего поллэкса в руку. Острие проникло под перчатку и прошло насквозь, "разрезая нервы и вены, так как шип топора англичанина был удивительно большим и острым".
Видя, что дело плохо, Жак отбросил свой поллэкс и швырнул Томаса Кью на землю, выиграв, таким образом бой. К счастью для победителя рана, полученная им, не сделала его калекой.
На могилах и гербах

Помимо войны и турниров, поллэкс применялся и во время «Божьего суда» - поединка, с победителя в котором снимались все обвинения. И с такого рода боями связано одно правило, которое очень хорошо знали мастера по изготовлению надгробий. )))
Итак, если оправдавшийся победитель все-таки умирал от ран, полученных во время Божьего суда, то на могильном памятнике его изображали одетым именно в те доспехи, в которых он очистил свое имя от обвинений. Изваяние должно было держать в скрещенных руках меч и топор.
Того же, кто был убит на поединке, изображали полностью одоспешенным и также со скрещенными руками. Однако все его наступательное оружие изображали возле него.
Помимо всего прочего, боевые топоры были почетной гербовой фигурой. Их можно увидеть на гербах Норвегии, Франции, на историческом гербе короля Исландии и на современном гербе швейцарского кантона Сен-Галл.
Изображение
Герб Норвегии
Именно топор помог безродному моравийцу Веняве, простому истопнику, получить дворянство, герб и крупные имения. Семейная легенда рода Перенштейн рассказывает как здоровяк Венява исхитрился поймать дикого зубра и привел его прямиком на королевский двор. Где, на глазах у изумленного короля, с одного удара снес голову зубра топором. Восхищенный монарх немедленно сделал его богатым человеком. Подробнее эта история описана в статье "Три легенды про гербы рыцарей (часть 1, 2)"
Подводя итог

Вокруг боевых топоров в рыцарской Европе не складывали такой ореол, как вокруг меча, напоминавшего своего формой крест. Однако топор был оружием не менее важным, чем меч, и зачастую умение с ним обращаться приносило людям славу, а значит и бессмертие.

Литература:
  • А. Кирпичников «Древнерусское оружие» (вып. 2)
  • Д. Алексинский, К. Жуков, А. Бутягин, Д. Коровкин  «Всадники войны. Кавалерия Европы».
  • Кулаков В. И., Скворцов К. Н.  «Топорик из Варген» (Ранговое оружие последних язычников Европы)
  • А. Норман «Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов»
  • Григорий Турский «История франков».
  • Библия Мациевского
  • Эварт Окшотт "Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса"
  • Д. Алексинский, К. Жуков, А. Бутягин, Д. Коровкин "Всадники войны. Кавалерия Европы"
  • Ж.Ж. Руа  "История рыцарства"
  • К. Колтман "Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение"
  • Р. Ловетт "Что такое поллэкс"
  • Граф Майкл Де Лейси "Поллэкс: описание и приемы"
  • "Короли Англии против Уэльса и Шотландии 1250-1400" (альманах из серии "Новый Солдат")
http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 1 раз:
adc

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 182 сообщений
  • 6543 благодарностей

Опубликовано 15 Февраль 2015 - 14:41

Маммен: особый топор викинга


Изображение
Викинги любили оружие и стремились его украшать.

Чем богаче был воин, тем более красивым оружием он сражался – одного взгляда на каролингские мечи, обнаруженные в могилах северян, достаточно, чтобы это прочувствовать.
Украшали не только мечи или боевые ножи, но также копьяи боевые топоры. Об одном из самых шикарных боевых топоров эпохи викингов - сегодняшняя статья.
Нашли его при раскопках могилы в местечке Маммен, на датском полуострове Ютландия. Десять столетий в ней покоился высокопоставленный скандинав, живший во времена короля Харальда Синезубого и, видимо, входивший в его ближний круг.
Топор викинга и его время

Благодаря анализу бревен, из которых была сооружена гробница, удалось установить, что сложена она была зимой 970 / 971 годов. И после этой зимы топор викинга из Маммена никто не видел почти тысячу лет.
Это был насыщенный год – князь Святослав Игоревич сражался с византийским императором Иоанном Цимисхем, а его сын и будущий креститель Руси князь Владимир стал Новгородским князем. В том же году в Исландии, в семье Эрика Рыжего, родился будущий викинг и первооткрыватель Америки Лейф Эриксон.

Изображение

Размер топора 17,5 см. Рукоять от него не сохранилась – в могилу викинга положили просто железную часть, без древка.
Есть мнение, что конкретно этот топор викинга - ритуальный и никогда не был предназначен для войны. С другой стороны, у людей, которые верят, что рай наследует лишь погибшие в бою, война и есть самый главный ритуал.
Ювелирная работа

Топор из Маммена был богато украшен, его красота не увяла и теперь.
Сперва мастер покрыл его черненым серебряным листом, а затем начал наносить узор.
На лезвии топора он изобразил растительный орнамент и некую птицу, а переход лезвия во втулку покрыл золотом.

Изображение

Кроме того, он сделал с обеих сторон обуха прорези в виде косого креста и хотя сейчас они пусты, в древности их, видимо, заполняла бронзово-цинковая фольга.
Двойная трактовка

До сих пор неизвестно, был ли владелец топора христианином или язычником. С одной стороны, владелец топора умер через 10 лет после крещения Дании. С другой стороны, двоякая трактовка рисунков только подливает масла в огонь неизвестности.
Итак, растительный орнамент это или Мировое древо северных язычников – Игдрассиль, или библейское Древо Жизни.
Птица может быть Фениксом, который, хотя и возник в языческой мифологии, но со временем стал символом воскресения Христа, веры и постоянства. Но точно так же – легко - она может быть петухом Гуллинкамби из скандинавской мифологии.
Северяне верили, что когда, после смерти, герои попадают в свой суровый рай – Вальгаллу, то там они каждый день сражаются, а вечером пируют. Утром все обитатели Вальгаллы - и победители и побежденные - просыпаются от крика петуха Гуллинкамби и все повторяется сначала. Днем бой, вечером – пир.

Изображение

В стиле Маммен

Помимо толкования символов, интересна и манера их изображения. Стиль, которым они нарисованы – назовем это так – бытовал в Дании в 960-1020 годах и достаточно легко определим.
Если вы видите изображение, где нет симметрии, где отчетливо проступает богатый орнамент внутри контура того или иного предмета, наконец, если конечности изображенного зверя или птицы оформлены спиралевидным узором – значит перед нами предметы, украшенные в стиле Маммен.
Что же касается топора из Маммена, то сейчас он занимает почетное место в Национальном музее Дании.


Изображение

Фото - социальная сеть "ВКонтакте"


http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 3 раз:
adc , Shurf , dronav

#3 Вне сайта   R962S

R962S

    Новичок

  • Пользователи
  • Репутация
    0
  • 17 сообщений
  • 4 благодарностей

Опубликовано 26 Сентябрь 2017 - 20:11

прошу Вашего внимания как спеца в даной теме,а то дилетанты выступают и наступают. посмотрите пожалуйста по ссылке.Ваше мнение для меня важно. Дякую      http://arkaim.co/topic/2932-dva-topora-na-opredelenie/#

#4 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    64
  • 12 182 сообщений
  • 6543 благодарностей

Опубликовано 26 Сентябрь 2017 - 20:55

Добра!
Там уже отписались спецы топорофилы, дополнить нечего. Второй топорик действительно переделка из тесла (видет и обратные варианты из топора в тесло).
Удачи!
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru



Похожие темы Collapse

  Тема Раздел Автор Статистика Последнее сообщение


0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.