Перейти к содержимому

 


- - - - -

Рыцарский турнир


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 17 Январь 2015 - 23:08

  
Деревянное оружие рыцарей




Изображение

Эпоха рыцарства знаменита не только, собственно говоря, рыцарями с их кодексами чести и возвышенными чувствами к замужним дамам, но и не в последнюю очередь — рыцарскими турнирами.
«Дружеские встречи на ристалище» практиковались с древних времен, но, веку так скажем к XV, они трансформировались в целую систему ритуалов и правил.
Уже с XIII векаразличали два типа поединков: для развлечения (a plaisance) и серьезную схватку со смертельным исходом (a l’outrance).
Причем церковь рыцарские турниры, мягко говоря, не приветствовала, а ещё проще — прямо запрещала.


Если рыцарь погибал на ристалище, то он считался самоубийцей со всеми вытекающими для его души печальными последствиями.

Но турниры проводились, несмотря на запреты, хотя в развитом Средневековье наметилась тенденция на их гуманизацию.
Меньше крови?

Первоначально, и в течение достаточно долгого времени (века так до XIV), на турнирах использовалось то же самое оружиерыцарей, которым они сражались с разного рода «неверными».
Но к XV столетию естественная убыль турнирных бойцов натолкнула организаторов состязаний на мысль, что неплохо было бы железные мечии копьязаменить чем-нибудь менее смертоносным.
Так и появился кольбен — новое и, по идее, совсем не смертельное оружие рыцарей.

Изображение

Кольбен, колбен (нем. Kolben ) — турнирная булава, которая изготавливалась из дерева твердых пород. Она была длиной 80 см и имела вид вытянутого многогранника с заметным утолщением на конце.
У кольбена была короткая рукоять с круглым навершием и защиты кисти — гардой, в виде металлического диска — «нодуса» (nodus).


Примечателен тот факт, что, будучи в теории менее опасной альтернативой мечу или копью, удар кольбеном по плотно прилегающему к макушке шлему мог повлечь за собой лёгкий приступ смерти.

И появление деревянной булавы в качестве турнирного рыцарского оружия подтолкнуло к эволюции формы шлема от плоской к округлой.
Как бились на деревянном оружии?

В XV веке появилось даже специальное название для турнира с кольбенами — Kolbenturnier.
Это состязание появилось в Германиии проводилось между двумя группами конных рыцарей. Основной его целью было не покалечить или убить противника, а показать свое умение обращаться с оружием, сбив гребень (реже — другое украшение) со шлема противника.
Хотя иногда случались досадные недоразумения — мы ведь помним о появлении шлемов новых типов, которые не прилегали вплотную к макушке, имели округлую форму и были снабжены достаточно толстым подшлемником.
На фото — турнирный шлем для сражения на кольбенах. Предположительно, южногерманский, 1480-85 годов изготовления. Доспех к нему — Аугсбург, 1486 год. Автор — Lorenz Helmschmid.

Изображение

Часто перед поединком на кольбенах рыцари устраивали поединки на копьях, а сама битва на турнирных булавах была «лёгкой» разминкой перед схваткой на мечах.
Что до известных личностей, сражавшихся на булавах — то в турнирной книге Ганса Бургкмайера — Младшего мы находим рисунок, изображавший турнир 18 августа 1482 года в Гейдельберге в котором участвовал герцог Георг Баварский и Ландсхутский.


Кстати, именно в турнирах на кольбенах стали применяться высокие сёдла (в переводе с немецкого Sattel im hohen Zeug, буквально «седло с высоким сиденьем»). Они были сконструированы таким образом, чтобы рыцарь мог свободно обращаться с оружием.

Кольбены в качестве турнирного оружия рыцарей, равно как и сами подобные турниры, начали терять популярность к концу пятнадцатого столетия.

Изображение

Любопытный факт – именно от немецкого названия турнирной булавы некоторые исследователи выводят вполне русскую фамилию Колбенов. Правильно ли такое предположение – история умалчивает, но почему бы и нет?
При подготовке текста использованы следующие материалы:
  • Эварт Окшотт, «Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения»
  • «Турнирная книга Рене Анжуйского»
  • Энциклопедия средневекового оружия
  • Robert Coltman Clephan “The medieval tournament”
  • Вендален Бехайм «Энциклопедия оружия»
  • Википедия
Фото Андрея Бойкова и Татьяны Ефремовой с исторического фестиваля «Времена и Эпохи» (2013 г.), а так же Сергея Погодина из Музея Оружия и Доспехов (Вена, Австрия).

http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#2 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 17 Январь 2015 - 23:09

Особые мечи для турнира



Изображение


Китовый ус как материал знаком прежде всего женщинам — он используется для производства корсетов. Трудно представить, что он использовался для изготовления оружия или доспехов. Но!..
В разные времена из него делали арбалетные дуги, пластины для панцирей (Приморье) и шлемов, а также мечи для турниров. Этими мечами вполне успешно сражались в эпоху развитого Средневековья.


Для справки: китовый ус это такие роговые пластины, которые фильтруют воду и отсеивают любимые китами морепродукты — планктон. Верхнюю челюсть кита могут украшать до восьми сотен роговых пластинок — получается что-то вроде гигантской щетки. Длина каждого уса может достигать — согласно википедии — от 20 до 450 сантиметров.

Кто сражался на мечах из китового уса?

Первое письменное упоминание о мечах из китового уса относится к турниру в Виндзорском парке 1278 года. В нем принимали участие 38 рыцарей, среди которых упоминались: граф Пемброк Уильям де Валенс, Роджер де Трампингтон, графы Корнуолла, Глочестера и другие знатные особы.

Изображение

До нас дошел «Свиток с перечнем покупок, сделанных для турнира, состоявшегося в Виндзорском парке в 1278 году».
Именно из него мы узнаем, что было заказано 38 комплектов доспехов и вооружения, стоимостью от 7 до 33 шиллингов каждый. Самый дорогой из них предназначался для графа Линкольна.
И в том же списке значились мечи для турнира, сделанные из китового уса.
Как же выглядело столь странное оружие?

Если внимательно рассмотреть рисунок из «Турнирной книги» Рене Анжуйского, то можно увидеть, что меч для турнира имеет весьма широкий «клинок» (приводилась ширина в четыре пальца при толщине в один палец, дабы клинок не мог пройти через опущенное забрало). Он немногим длиннее турнирной палицы — кольбена, чья длина равнялась 80 см.
По другим данным, длина меча для турнира вместе с рукоятью должна была равняться длине руки рыцаря.
Гарда двухчастная, навершие — как и на боевых мечах того времени— тяготеет к круглой форме.
Из китового уса делался каркас, который потом обтягивался пергаментом. Получался аналог современной чанбары, спортивной имитации меча, придуманной одним шустрым японцем.
Сверху пергамента меч из китового уса покрывался серебром или позолотой — в зависимости от статуса его временного владельца. Почему временного? Да потому что вряд ли эта конструкция могла пережить более одного — двух сражений.

Изображение

Возвращаясь к «списку покупок» для Виндзорского турнира, отмечаем, что и доспехи, и оружие заказывались специально для этого события, и весьма маловероятно, чтобы они использовались в последующих турнирах.
Зачем рыцарям оружие, которым нельзя убить?

Первоначально в схватках использовались доспехи и оружие, мало чем отличавшиеся от тех, в которых рыцари воевали. Естественно, это приводило к тяжелым травмам и смерти на ристалищах. Церковь, которой рыцари и должны были служить, не одобряла такие жестокие развлечения.
Со временем стали разделять доспехи турнирные и «обычные», то же самое происходило и с оружием.
Вместо колющих наконечников копий появлялись четырехгранные, вместо обычных, железных мечей — их «безопасные» варианты из китового уса. Ведь турнирное шоу, одно из основных развлечений Средневековья, должно было продолжаться!

Изображение

При подготовке текста использованы следующие материалы:
  • Эварт Окшотт, «Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения»
  • «Турнирная книга Рене Анжуйского»
  • Энциклопедия средневекового оружия
  • Robert Coltman Clephan “The medieval tournament”
  • Эжен Эммануэль Виоле-ле-Дюк «Жизнь и развлечения в Средние века»
http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#3 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 19 Февраль 2015 - 23:51

Почему на Руси не было рыцарства и турниров?


Изображение

«Почему воинская культурана Руси настолько сильно отличается от западноевропейской? - спрашивает наш читатель Владимир. - Почему нет в ней рыцарства, турниров, геральдики и прочего? Ведь активно же торговали, воевали и заключали династические браки с европейскими странами! Да и железного занавеса в средние века не было».
Разумеется, у Русивсегда были возможности для контактов с государствами Западной Европы и с восточными империями. Это можно ясно увидеть при анализе находок оружия.
Перекуем мечи на сабли

Распространение с конца IX –  по середину XI веков (очень примерно) мечей каролингского типав целом ряде славянских городов и поселений не является чем-то удивительным.
Наоборот, это вполне закономерно. Это признак того, что дружинная культура утверждалась и развивалась на территориях древнерусских княжеств.
Но потом находки мечей сменяются саблями, попавшими на Русь вместе с воинами-кочевниками. И сабли приживаются у нас на долгие века: семь столетий назад их рисовали художники, в наше время их находят археологи.
Вот вам и доказательство того, что некогда новый тип оружия распространялся на Руси, становился все более привычным:

Изображение

На всякий случай поясним про доспехи.
В XIII веке, когда случились знаменитые Невская битваи Ледовое побоище, и на Руси и в Европе главным и основным доспехомбыла кольчуга. Вот только на Западе предпочитали кольчуги с длинным рукавом, а на Руси - с коротким.
Дальше  развитие доспеха разошлось. Европа варилась в своем рыцарском котле, Русь - в сражениях с татарами. В итоге европейский рыцарь XVI-XVII веков сражался длинным мечоми был закован в немецкие латы. А его русский коллега защищал родные рубежи восточной саблей и носил доспехи турецкоголибо персидского образца.
Разница идеалов

Пойдем далее.
Почему на Руси не было рыцарства в том виде, в котором оно существовало в Западной Европе?
Отчасти из-за разницы подхода к вере у православных и католиков, отчасти – из-за особенностей культуры.
Можно провести параллели между рыцарем и княжеским дружинником.
Это профессиональные воины, чаще всего, благородного происхождения, верующие.


"Рыцари Руси" не пустое словосочетание: в глазах европейских хронистов русские воины были рыцарями. У них был конь, был мечи была кольчуга. Кроме того, они занимали высокое положение в обществе.

Однако была и разница. Если целью военных походов рыцарейбыла защита именно веры, то русские дружины совершали свои военные походы ради защиты своих княжеств.
И личное служение высшим идеалам веры в виде жертвования своей жизнью отчасти являлось противопоставлением рыцарскому «убить неверных».
Одним из примеров такого подвига является гибель князей Бориса и Глеба — между прочим, "культовых личностей" для русских воинов. Смысл подвига заключался в том, что они погибли во имя попытки предотвратить гражданскую войну
Прививка мечом и любовью

Здесь следует оговориться: для рыцарей был крайне важен целый комплекс добродетелей, в числе которых вера, честь и культ прекрасной Дамы были главными.
И здесь приведем цитату Эварта Окшотта:

Изображение

Следующим, что провозгласил Урбан II - это обязанность каждого благородного юноши в 20 лет принести торжественную клятву защищать слабых.  Особый акцент делался на заботе о высокородных дамах.
И вот к чему это привело:

Изображение

Постепенно любовь к Прекрасной Даме, воинские доблести и задача всегда быть веселым, ибо рыцарь не унывает, превратились в единую систему качеств и добродетелей. Это был целый комплекс, и комплекс неделимый.
Ничего подобного на Руси не было. То есть отдельные элементы были, а полного повторения - нет. Это и обусловило отсутствие на Руси турниров, главной задачей которых было заслужить внимание Прекрасной Дамы.
Древнерусская геральдика

По геральдике не совсем верно, что ее не было. На Руси известны княжеские знаки, которыми они помечали свое имущество. Вот, например, боевой топор примерно XI столетия. Найден на территории Суздальской земли в Шекшово. На нем знак Рюриковичей - см. проекцию топора сверху, там трезубец, подобный изображению Украинского герба.

Изображение

Так что эмблемы на Руси были. Вот насколько их можно считать гербами в западноевропейском смысле слова - не совсем ясно и об этом можно поспорить в комментариях.


У нас недавно была статья о том, какие были  рисунки на щитаху русских дружинников. Там тоже найдется материал для размышления.

Теперь что касается культурных связей. Они не всегда предполагают, что соседние народы позаимствуют друг у друга тот или иной элемент. Лично я полагаю, что ключевой момент в этом — вовсе не наличие потенциальных возможностей для обмена. Гораздо важнее влияние одной культуры на другую.
Культурное влияние огня и меча

Остановимся поподробнее на влияниях культур друг на друга.
Вот пример. Скандинавы успешно грабили христианские монастыри, а затем, не менее успешно, селились в странах, где христианство уже утвердилось в качестве основной религии. Кстати, первые русские мученики были варягами.


Феодор (греческое имя, видимо, полученное при крещении) отказался отдать своего сына в жертву по приказу тогда еще не крещенного князя Владимира. В итоге, их обоих убили посланные волхвами люди с оружием. Вполне возможно, княжеские дружинники. Позже на месте, где жил убитый варяг раскаявшийся князь построил церковь святой Богородицы.

Но в целом скандинавы совсем не спешили принимать Белого Бога, пока новая для них вера не была навязана их же правителями. Они-то сумели «переубедить» язычников топорамии мечами.
Население Руси, имевшее длительные и налаженные контакты с Византией, тоже не сильно рвалось отказываться от привычных религиозных воззрений. Инициатива по крещению, опять же, исходила сверху, от князя.
Вполне возможно, что, будь итоги Невской битвы и Ледового побоища другими, то мы бы учили историю рыцарства на Руси. Со всеми его турнирами, латами и длинными мечами.

Изображение

Но история сложилась так, как сложилась.
И сложно представить себе такую ситуацию, при которой победители переняли бы культуру проигравшей стороны. Поэтому про рыцарство на Руси можно сказать только одно: не сложилось.
Но есть еще одна версия:
Изображение
Кстати, на Руси была своя замена рыцарству - дружинная культура.
Подробнее о ней - в мартовском номере нашего альманаха "Людота", который посвящен Руси в XIII веке.

При подготовке текста использованы следующие материалы:
  • А.Н. Кирпичников. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX-XIIIвв.
  • А.Е. Мусин. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета.
  • Е.В. Вдовиченков. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза и древних сообществах.
Фото: Андрей Бойков, архив Игоря Майорова "ВКонтакте".

http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#4 Вне сайта   Shurf

Shurf

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    15
  • 3 299 сообщений
  • 2038 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Горный Крым

Опубликовано 20 Февраль 2015 - 03:31

Невозможно было противостоять кочевникам пояса евразийских степей используя европейское вооружение и повадки и это на всём протяжении развития Руси ,какие уж тут рыцари ,сдохнут ещё в пути к выполнению боевой задачи...? Чего мудрить то? :)
Находками не торгую,очень не люблю когда спрашивают цену. Интересует история и определение предметов.

#5 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 25 Февраль 2015 - 20:11



Нашлемные фигуры




Изображение


В одном из предыдущих текстов о рыцарских турнирах мы писали о кольбене – специальной дубинке. Так вот, там говорилось о том, что этой дубинкой сбивали нашлемные украшения.
Речь идет именно о клейноде (или клейноте, от нем. Kleinod — маленькая драгоценность) – геральдическом символе, закреплявшимся на верхушке рыцарского шлема.
Это объемная фигура, которая могла повторять изображенную на щите эмблему рода, но могла быть просто выполнена в определенных цветах (естественно, соответствующих геральдическим).
Следовательно, носить ее могли только обладатели гербов, иными словами — представители дворянства (и, если речь идет о Германии, бюргерства).
Предназначение клейнода было, в основном, турнирным — победа засчитывалась тому, кто сносил дубиной навершие с чужого шлема. Кроме того, клейноды служили опознавательными знаками в общей схватке.

Изображение

Первые фигуры на шлемах появились в XIII веке. Ими служили рога животных (часто бычьи), птичьи перья, ветки липы.
Позже, уже в XIV веке,  фигуры изготавливали из дерева, кожи, папье-маше, жести, ткани, пропитанной клеем, и раскрашивали. А также серебрили или золотили.

Теория. Гербовники

Клейнод был частью герба, и к его изготовлению подходили тщательно. Нам известны некоторые гербовники — каталоги гербов, которыми пользовались в своей работе герольды. На страницах этих книг встречались рисунки настолько причудливых нашлемных фигур, что сложно поверить в то, что их носили на голове.
Например, в гербовнике 1380 года представлены львы, птицы, рога, и до такой степени странные существа, что их сложно воспринимать как реально существовавший элемент доспеха. Доспеха, кстати, именно турнирного – у нас нет свидетельств ношения нашлемных фигур на войне.

Изображение

Так вот, самыми распространенными типами фигур были:
  • Рога

  • Крылья

  • Перья и флаги

  • Рога с флагами

  • Изображения человека или животных

  • Фантастические фигуры

  • Щиты

  • Головные уборы
Причем встречались также сочетания «нога + крылья», человеческие фигуры без рук или с рогами вместо рук, подушка с установленным на нее щитом и держащая какой-то предмет рука.  Фантазия средневековых «модников», казалось, не имела границ.
Мы знаем, что шведские рыцарииз рода Фолькунгов носили на шлемах два золотых бычьих рога с пятью синими флажками на каждом и о том, что клейнод графов Оксфорд в XIV веке представлял собой лазурного вепря на красной с горностаевым околышем шляпе.
Перечислять причудливые сооружения на шлемах можно очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.

Практика. Исторические примеры нашлемных фигур

Самый известный из сохранившихся клейнодов это еще и один из самых известных больших шлемов.
Принадлежал он, как и замечательные рога, рыцарю Альберту из рода фон Пранкхов, которые обитали в Штирии. Сейчас это герцогство входит в состав Австрии, а шлем покойного храниться в ее столице — Вене, в одном из самых мощных исторических музеев мира Kunsthistorisches Museum или проще говоря КНМ.

Изображение

Но это не единственный пример нашлемной фигуры. Вот голова лебедя, предназначенная для ношения на голове человека, пусть и посредством шлема. Поскольку время состарило гордую птицу, предлагаем вашему вниманию и ее реконструкцию:

Изображение

Не знаем, как вариант справа, а оригинал сделан из гипса и грубой ткани. Его высота 37 сантиметров, а вес 1.095 граммов. Этот лебедь уплыл с аукциона 13 декабря 2011 года за 8 тысяч евро.
Когда-то он принадлежал легендарному коллекционеру Карстену Клингбейлу, но после его смерти был выставлен на торги вместе со всей коллекцией.
Далее. Рога со звездой, оцененные на том же самом аукционе в 9,5 тысяч евро, датируются XIV-XV веками. Сделаны они были в Германии, а потом также принадлежали Клингбейлу.
Нашлемное украшение весило 1.415 гр. и было покрупнее головы лебедя: высота 50,8 см, ширина 35,5 см.

Изображение

По нашлемной фигуре слева у нас информации пока нету. Если что-то знаете — дополняйте нас в комментариях.
В заключение обзора следует упомянуть самую боевую из нашлемных фигур, которые сохранились до наших дней. Это дракон, сделанный из вареной кожи примерно так же. как сейчас делают мягкие игрушки: берут две половинки и сшивают вместе. Так же мастером были использованы лак и дерево.
Высота дракона 43 см. Датируется он 1420-1430 годами, обитает в музее Stefano Bardini во Флоренции.

Изображение


Легальная подделка

При подготовке этой статьи мы наткнулись на интересный лот аукциона «Херман Хисторика». Высота заявленного шлема 33 см, вместе с нашлемным украшением — 55 см.

Изображение

Судя по описанию аукциона перед нами «historism in the style of circa 1350», то есть «историзм в стиле 1350 годов». Следует пояснить, что «историзмом» на языке аукционщиков называется «официальная» подделка, которая использовалась, например, для украшения интерьеров.
Иногда попадаются такие дорогие «историзмы», что дешевле купить оригинальный средневековый меч или шлем. Кроме того, зачастую «историзм» сам по себе весьма старая и уже антикварная вещь.


При подготовке текста использованы материалы: Тоже форум, sigils.ru,l1000.livejournal.com, swordmaster.org, silaev-ag.ru. Фото: Дмитрий Якушев, Андрей Бойков, Andrea Carloni, Ela Kotkowska, pba-auctions.com, hermann-historica.com.



Редакция благодарит Вадима Сеничева и Клима Жукова за пояснения по поводу историзмуса

http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#6 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 29 Август 2015 - 19:23


    Шлем против дубины



Изображение


Не так давно мы рассказывали о турнире на деревянных дубинках — кольбенах. И буквально парой фраз упомянули о шлеме специального типа, который почти в буквальном смысле родился на этих турнирах.
Изначально рыцари выходили, точнее, выезжали, на ристалище в шлемах с плоским верхом, на котором крепилась фигурка — клейнод.
Суть турнира заключалась в том, чтобы сбить эту фигурку со шлема противника. Но иногда, видимо, случались накладки, с весьма печальными для бойцов последствиями.


Для сокращения уровня травматизма был придуман турнирный шлем особой конструкции, с круглым верхом и забралом из проволочной сетки, наподобие современной вратарской хоккейной маски — «Kolbenturnierhelm».

Такие шлемы часто делались с цельнометаллическим верхом. Однако, иногда бывали в виде металлического каркаса, обтянутого вываренной бычьей кожей.
ИзображениеТурнирный шлем из коллекции Клингбейла. Подделка XIX века, очень высокого качества.
Их отличительной особенностью было значительное расстояние от макушки до собственно шлема, а также опора на плечи. На верхушке шлема было крепление для нашлемной фигуры — клейнода.

Турнирные шлемы из Вюртемберга и Ландсхута

Образцы подобных шлемов хранятся во многих музеях Европы. Например, в городе Ландсхут (который был в XV веке одним из центров производства оружия и доспехов), Вюртемберге, и не только.
Турнирный шлем из Вюртемберга не слишком больших размеров — 44х30см, зато с остатками кожи и позолоты.
Изображение

Шлемы из Вюртемберга (слева) и Ландсхута (справа)

Турнирный шлем Императора

Шлем из Вены больше вюртембергского образца. Он считается принадлежащим Императору Священной Римской империи Максимилиану (1486 — 1519) и датируется 1480-1485гг.
Шлем состоит из пяти пластин, соединенных заклепками, защита шеи состоит из единого куска металла.
Забрало сформировано из 15 вертикальных и 8 горизонтальных полос. Высота шлема — 54 см, ширина — 32,5 см.
Изображение

Турнирный шлем из Вены

Турнирные шлемы из Германии и Италии

Очень интересны шлемы из Мюнхена и Штутгарта, а в музее Баржелло хранится забрало, похожее на мюнхенское — в нем жесткие горизонтальные ребра проплетены с помощью свитых между собой проволок.
Изображение

Турнирный шлем из Мюнхена и забрало из музея Баржелло во Флоренции

Два турнирных шлема из музея «Метрополитан»

Еще два интересных образца «колбенхельма» хранятся в нью-йоркском музее «Метрополитан»:
Изображение

Турнирные шлемы из музея «Метрополитан»
Шлем слева датируется 1450–1500 годами, сделан в Германии. На шлеме остатки кожи и текстиля.  Вес шлема 5,7 кг.
Турнирный шлем справа появился на свет в 1510 год, он тоже немецкой работы. Вес его поменьше  — 4,8 кг.
При подготовке текста использованы следующие материалы:
  • Тоже форум

  • http://www.museum-digital.de/

  • Клод Блэр. Рыцарские доспехи Европы.

  • «Турнирная книга Рене Анжуйского»
http://ludota.ru
Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#7 Вне сайта   Shurf

Shurf

    Активный участник

  • Пользователи
  • Репутация
    15
  • 3 299 сообщений
  • 2038 благодарностей
  • Откуда (страна, город):Горный Крым

Опубликовано 04 Март 2016 - 12:56


Находками не торгую,очень не люблю когда спрашивают цену. Интересует история и определение предметов.

Поблагодарили 1 раз:
Yorik

#8 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 11 Август 2019 - 02:08

Куртуазия и большие топоры




Как проходили пешие поединки в XIV веке?

Как превратить тяжёлый и опасный спорт в куртуазное развлечение? Ввести оригинальные правила, например: тот, кто роняет топор, должен подарить прекрасной даме бриллиант. При этом никто не мешает рыцарю вонзить меч под забрало противника или разрубить ему кисть. Вадим Сеничев продолжает исследование истории пеших турниров и разбирается в том, где проходит граница между спортом, благородной забавой и поединками насмерть?
Вадим Сеничев – историк, переводчик, младший научный сотрудник кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков МГОУ, организатор турнира пеших латников в рамках Турнира святого Георгия.
Говоря о пеших поединках, тем более о поединках между людьми благородного сословия, нельзя не задаться вопросом о том, как регулировалось их проведение на турнире, что было разрешено и запрещено, что было допустимым и что – чрезмерным в деле демонстрации воинской выучки. В этой статье мы попробуем на материале различных источников проследить, как проходили пешие поединки и менялись их правила на турнирах XV в. Изображение
Начнем наше повествование с красочного и очень символичного источника, оставленного великим французским романистом XV века Антуаном де Ла Салем. Его роман о маленьком Жане де Сантрэ – необычное для своего времени произведение. В романе объясняется этикет, культура и добродетели рыцарей, понятие куртуазности. Герой, прошедший обучение всем рыцарским премудростям, сходивший в далёкое паломничество и совершивший множество подвигов, в конце концов разочаровывается в людях, которые преподали ему уроки благородства, и оказывается намного честнее своих учителей. Кроме необычного для подобного жанра сюжетного хода, роман интересен красочным описанием пешего поединка этикета и логики подобных мероприятий:


«Как Жан де Сантрэ и мессир Энгерранд сражались друг с другом с великой доблестью
Когда рыцари были готовы, они покинули свои павильоны. Де Сатнрэ встал на колени, перекрестился, поцеловал медальон и опустил забрало, взяв полэкс в руки. Когда оба противника вышли из павильонов, те были убраны с поля, и маршал скомандовал: «Да начнется бой!»
Как только были сказаны эти слова, противники ринулись друг к другу, подобно двум львам. И Сантрэ прокричал: «За наиболее благородную из дам, которой я имею честь служить!»
С тем они начали обмен ударами. Мессир Энгерранд, благородный рыцарь, сильный и отважный, был выше Сантрэ. Он поднял свой полэкс и нанёс удар такой силы, что тот пошатнулся. Однако Сантрэ смог ударить в ответ древком полэкса в забрало так, что противник отступил на шаг.
Затем мессир Энгерранд поднял свой полэкс вновь и нанёс удар со всей своей силой, как и до того, однако Сантрэ, который ещё не отошел от первого удара, закрылся полэксом так хорошо, что удар не коснулся его.
Тогда мессир Энгеррад вновь поднял полэкс чтобы ударить Сантрэ, но тот шагнул вперёд, поймав замах его правой руки своим полэксом и ударив по ронделю, от чего тот погнулся, и рука под ним наверняка была задета, и пальцы поранены, однако в пылу боя мессир Энгеррад не заметил раны и попытался поднять полэкс, но не смог. Когда он почувствовал боль и понял, что не может более биться правой рукой, то, будучи отважным и смелым рыцарем, он перехватил полэкс в левую руку и попытался схватить Сантрэ.

Изображение


Когда Сантрэ понял, что задумал противник, хотя и не знал, какую рану он ему нанёс, то ударил его молотом полэкса, не давая подойти ближе. Тогда, понимая, что случилось, он нанёс удар также и в левую руку мессира Энгерранда, и оружие выпало из его руки. Тогда мессир Энгерранд, оказавшись безоружным, попытался обхватить Сантрэ и повалить, а тот стал бороться с ним одной рукой, второй держась за полэкс.
И когда король увидел, что полэкс мессира Энгерранда на земле, и что оба чемпиона начали бороться друг с другом, он бросил свой жезл на землю, как главный судья поединка, и сказал: «Остановитесь!» И тогда стражники растащили двух поединщиков.
И тогда король повелел маршалу привести бойцов к нему с таким обращением: «Вы, мессир Энгерранд, и вы, Жан дэ Сантрэ: король повелевает мне объявить вам, что оба вы проявили доблесть, выполнили долг и защитили честь, и сделали это с таким благородством, какого не могли бы показать иные. Но в вашем вызове, синьор дэ Сантрэ, было сказано, что вы желаете биться до тех пор, пока один из бойцов не падёт на землю, либо не коснётся её двумя руками, и в исполнении этого долга мой господин король желает одарить вас призом».

Тогда король повелел обоим поединщикам, что стояли перед ним, преклонив колено, подняться и снять шлемы. И когда Сантрэ услышал, что король поздравляет его с исполнением долга, то поблагодарил его, настолько любезно, как только мог:
«О, благороднейший и всемогущий принц, я благодарю вас со всей покорностью за ту честь, которую вы соблаговолили оказать мне, и молю вас со всей скромностью, на которую способен, помянуть и моего господина и собрата, наличествующего здесь и оказавшего мне честь своим полэксом. Любой успех, что я сегодня обрел, сир, – и прошу вас, помните это, – был не более, чем скромной удачей». (1)

ИзображениеПоединок на рыцарских топорах. Изображение из Chronique d’Enguerrand de Monstrelet.
Обратимся теперь к источникам реалистического жанра, а именно, к хроникам и жизнеописаниям известных рыцарей XV века. Оливье де Ла Марш, французский хронист и политический деятель эпохи Бургундских войн, описал в своих мемуарах поединки на необычных мечах, называемых им эстоками, («deux estocs, que l’on nomme espees-d’armes») и дал интересное описание поединка между рыцарями Антуаном де Водре и Жаном де Компе, договорившихся нанести друг другу по пятнадцать ударов:


«Антуан держал свой меч двумя руками, но левую руку поставил выше и использовал обратный хват, под самый рондель (et empoigna, a deux mains, la main senestre renversée, et couverte de la rondelle), в то время как де Компе также держал левую руку спереди, но прямым хватом. Все пятнадцать ударов были нанесены, и все они были уколами».

Ла Марш также замечает, что в конце поединка налатники противников были изорваны, а бой окончился тем, что оба бойца вогнали эстоки друг другу в забрала, однако никто не пострадал. Отметим, что даже при том, что бойцами применялось оружие, специально рассчитанное на поражение человека в доспехах, они не получили серьёзных повреждений. Вероятнее всего, дело тут не только в качестве брони, но и в самом настрое оппонентов, желавших скорее показать себя, нежели навредить друг другу. Это желание также можно рассматривать как важный фактор на рыцарском турнире. ИзображениеПоединок на эстоках. Гравюра XIX в. по мотивам миниатюры из хроники де Ла Марша.
Обратимся далее к жизнеописанию одного из самых ярких и знаменитых поединщиков своего времени Жака де Лаллена (1421 – 3 июля 145), прозванного Добрым Рыцарем без страха и сомнения (bon Chevalier sans peur et sans doubte). Он прославился не только на турнирах, но и в войнах, приняв участие во взятии Люксембурга и подавлении Гентского восстания. По иронии судьбы, любимец герцога Бургундии Филиппа Доброго погиб не от руки более сильного и ловкого рыцаря, а от случайного пушечного ядра, выпущенного, как говорят, по неосторожности во время осады замка Пуке в 1453 году.
Из его биографии «Книги деяний Жака Лалена» мы можем вывести следующие правила «пеших поединков для развлечения» (chapitres des amies a pied), характерные для XV века:


«Правила турнира 1 апреля 1445 года:
– Боец должен быть снаряжён в добрый доспех.
– Каждый боец имеет копья или мечи для броска, и сразу же после этого броска бой продолжается на топорах, мечах или кинжалах до тех пор, пока один из поединщиков не коснётся рукой, коленом или телом земли, либо не сдастся.
– Тот, кто победил, получает от проигравшего меч, которым тот сражался на ристалище.


Правила турнира 27 декабря 1448 года:
– Должно быть выставлено три щита.
– Тот, кто коснётся первого, может вызвать защитника на бой на топорах до такого числа, до какого он пожелает, но если один из них упадёт или уронит свой топор, тогда поединок будет завершён.
– Поединок на топорах будет таким же, как на копьях или кинжалах, которые защитник должен предоставить, а вызвавший выбрать.
– Тот, кого повергли на землю, должен в течение года носить золотой браслет, закрытый на ключ, и тот будет открыт только дамой, которой будет передан этот ключ, и которой после будет подарен браслет.
– Тот, кто уронит свой топор, пусть подарит самой прекрасной даме, какую он знает в этих краях, бриллиант.
– Защитник пусть подарит лучшему бойцу на топорах золотой топор.
– Тот, кто выбрал мечи, может потребовать трёх раундов боя, но не более.
– Мечи должны быть одинаковы, они предоставляются защитником.
– Доспехи выбираются поединщиком по своему вкусу, для пешего или конного боя, одиночные или двойные.
– В случае если защитник ранен, он может назначить себе замену.
– Всякий рыцарь и оруженосец должен получить золотое кольцо с эмалью по цвету выбранного щита».

Изображение
Как мы можем видеть, в правилах турниров уделяется огромное внимание не только тому, как можно наносить удары и какое оружие должно применяться, но и тому, как бойцы должны относиться друг к другу, победив или потерпев поражение.
Теперь обратимся к описанию поединков самого де Лаллена:


«Лаллен сражался в Вальядолиде с Диего де Гузманом… Когда двое сошлись, оба они нанесли такие сильные удары, что искры вылетели из их добрых железных доспехов. Лаллен, как всегда с открытым лицом, нанёс укол в закрытое забрало Гузмана с такой силой, что ранил его трижды в лицо острием топора. Прежде того, Диего выронил свой топор из-за сильного удара, нанесённого Лалленом, и потому попытался сблизиться с ним, намереваясь, как он говорил за пару месяцев до боя, поднять того и выбросить за пределы ристалища. Тем не менее, бургундец был готов, и левой рукой удерживал его на дистанции, отбрасывая топор и доставая меч. В этот момент король остановил поединок».

И ещё один пример поединка на топорах в контексте пешего турнира:


«Лаллен был ранен в кисть острой пикой топора противника, и ему пришлось положить свой топор на сгиб локтя. как на подставку и правой рукой отбивать удары англичанина, который, будучи в добром доспехе, попытался прорваться к Лаллену, но тот отступил, от чего Томас упал на землю. Несмотря на то, что он коснулся земли лишь коленом и локтем, Герцог счёл, что рыцари выполнили свои обеты и что поединок следует окончить».

ИзображениеИзображение из «Chronique des faits du noble et vaillant chevalier messire Jacques de Lalain».
В очередной раз заметим, что в приведённых примерах глава турнира, будь то король или герцог, останавливал поединок, как только видел, что бойцу грозит опасность. В этом проявляется определённая спортивность рыцарского турнира и его отличие от судебного поединка или дуэли, для которых на поле зачастую выносили гроб и не останавливали бой до тех пор, пока один из противников не просил о пощаде или не был убит. Для иллюстрации этого принципиального различия приведем пример из фехтовального трактата Пауля Гектора Майра, в котором есть глава, посвящённая поединкам в латах на том же наборе оружия (копьё, меч и кинжал), что и в пеших турнирных поединках, но до смерти:


«Если один из бойцов устанет настолько, что не сможет продолжать бой, то он должен предложить отдать всё, чем владеет, победителю, а победитель может либо принять его предложение, либо забрать его жизнь»(2).

ИзображениеСудебный поединок до смерти. На ристалище вынесен гроб. Изображение из ман. Ганса Талтхоффера (Ms.XIX.17-3), 1448 год.
Такая форма боя описана и в самом раннем из германских фехтовальных трактатов, именуемом Gladiatoria (ок. 1430). Согласно ему, бой должен продолжаться до тех пор, пока одному из противников, лежащему на земле, не будет нанесён удар кинжалом. Аналогичная ситуация рассмотрена также в трактатах Ганса Тальхоффера (манускрипты 1440-1460 годов) и многих других, из которых черпал вдохновение Пауль Гектор Майр.
И всё же, когда речь заходит именно о турнирах, перед нами предстает совсем иная картина: задача бойцов состоит не в том, чтобы нанести противнику вред, а в том, чтобы продемонстрировать свою ловкость, показав при этом знание турнирного этикета и умения почтительно вести себя с дамами и со своим синьором. Рыцарский турнир, пеший и конный – это яркое выражение куртуазной культуры.
Последним нашим примером будет описание правил пешего боя на турнире Поля Золотой Парчи (Le Camp du Drap d’Or), который проходил с 7 июня по 24 июня 1520 года. Дата проведения турнира сильно выступает за пределы интересующей нас эпохи середины XV века, однако эти правила иллюстрирует то, к чему двигалась и к чему в итоге пришла практика пеших рыцарских турниров:


«В пешем бою количество ударов определялось по желанию дам. Французский турнир предполагал наличие легких мечей, которыми можно было нанести больше ударов. Также считалось, что двуручные мечи слишком опасны, и мало какие рукавицы способны надёжно защитить руку от тяжёлых ударов. Тем не менее, это оружие допускалось для выбора по согласию сторон <…>.

Последняя часть турнира состояла из пешего поединка через барьер. Барьер был поставлен около трёх футов высотой, и имел по две планки на каждой стороне. Он находился внутри ограждения, в котором могло сражаться сразу 10 пар бойцов. Для этого боя королю Генриху предоставили павильон, в котором можно было одеться в доспехи <…>.Сначала бои проходили на копьях, когда те сломались, комбатанты продолжили сражаться на обломках, а затем им дали сперва одноручные, а затем двуручные мечи, на которых они обменялись ударами с такой силой и усердием, что огонь высекался из их доспехов».

ИзображениеПоединок на мечах. Изображение из ман. Ганса Талтхоффера (Ms.XIX.17-3), 1448 год.
Попробуем сделать некоторые выводы на основе приведённых примеров. Пеший бой на турнире был отчасти подобен поединку на смерть по своему набору оружия. Жёсткая регламентация и прекращение поединка по команде распорядителя говорят о том, что при всём добродушии и предельно дружелюбной атмосфере подобных состязаний, сражающиеся всё же стремились показать всё лучшее, на что они способны в воинском деле.
При этом не всегда явно выявлялось поражение или победа. Периодически нам встречаются утверждения, что «рыцари выполнили обет» или «проявили себя достойно». Это означает, что подобные поединки не всегда велись до выявления победителя, и в некоторых случаях служили просто для демонстрации своего мастерства перед синьором и дамами.
Также на протяжении XV века заметно движение к большей спортивности поединков и их модернизация. Кроме строгого учёта ударов (то есть попыток попасть по оппоненту), к началу XVI века на пеших турнирах появляется барьер, призванный не допустить ближнего боя и борьбы, которая происходит в пешем состязании достаточно часто. Кроме того, развитие специальных доспехов для пешего боя во второй половине XV века показывает нам, что он превращается в определённом роде в развлечение, подобное джостру, для которого в те же годы применяется отдельный вид доспехов, сильно отличающийся от «полевого» снаряжения. ИзображениеПрименение кинжала в латном поединке. Изображение из манускрипта «Gladiatoria» (MS U860.F46) ок. 1450 года.
(1) Перевод фрагмента из «Романа о Жане де Сантрэ (Histoire et plaisante chronique du petit Jehan de Saintré et de la Dame des Belles-cousine) выполнен автором данной статьи по изданию Antoine de La Sale. Jean de Saintre – A Late Medieval Education in Love and Chivalry. University of Pennsylvania Press, 2014. pp. 85-88.
(2) Mair, Paulus Hector. Opus amplissimum de arte athletica, 1542. Cod.icon. 393, p. 241r.
Литература:
1. Сollection des chroniques nationales Françaises: Chronique de Georges Chastellain: Chronique des ducs de Bourgogne. Paris, 1825.
2. Beaune H., D’Arbaumont J. Mémoires d’Olivier de La Marche, maître d’hôtel et capitaine des gardes de Charles le Téméraire. Paris, 1783.
3. Clephan R. C. The tournament; its periods and phases. London, 1919.
4. Dillon H. A. Barriers and Foot Combats. Archaeological Journal 61, 1904.
5. La Sale, Antoine de. Jean de Saintre – A Late Medieval Education in Love and Chivalry, University of Pennsylvania Press, 2014.
6. Lalaing, Loise F. (Jacques de) // Biographie nationale de Belgique. T. XI. Bruxelles: Bryant-Christophe et Cie, 1890-1891.
7. Russell, Joycelyne G. The Field of the Cloth of Gold: Men and manners in 1520. New York: Barnes & Noble, Inc., 1969.

Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

#9 Вне сайта   Yorik

Yorik

    Активный участник

  • Автор темы
  • Модераторы
  • Репутация
    87
  • 15 252 сообщений
  • 9516 благодарностей

Опубликовано 11 Август 2019 - 02:42

Турнирное копье




Изображение


Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою,  «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.
Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.
Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.
Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.
Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке.  Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.
ТТХ турнирного копья

Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно  стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.
У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.
Изображение
Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников,  хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.
За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом.  К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.
Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката.
О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.

Древко

Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.
В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.

Изображение
Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.

Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.
Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно ок­руглым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.
Изображение
Сверху их, как правило, причудливо раскра­шивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.
Защита руки

На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась.
От остальной части древка ее отделяли ограничительными ва­ликами с обеих сторон.
Изображение
Для защиты руки впере­ди рукояти помещали особую гарду воронкооб­разной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.
Изображение
Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.
Изображение
Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю пра­вую руку рыцаря, от запястья до плеча.
Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экзем­пляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.
Изображение
Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.
Крюк для копья

Позади ру­кояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не по­зволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.
Изображение
В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали де­лать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.
Турнирный оптимал

Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.
Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.
Изображение
Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.
Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen,  то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:
ИзображениеЗа то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.
Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.
К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».
За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.
Изображение
Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.
При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало.
Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.
Изображение
Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене.  Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.
Подобно танковой башне

Изначально копье на турнире держа­ли только рукой, иногда прижи­мая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино  соединялись скорость и масса коня.
Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.

Изображение
Такой способ удер­жания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.

В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.
Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.

Изображение


Язык копья

Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежден­ные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал зо­лотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.
Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.
Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и под­нять вверх правую руку.
Изображение
Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.
Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.
А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.
Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.

Литература

Э. Окшотт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»
К. Носов «Рыцарские турниры»
Фото

Дмитрий Якушев, THoog, Dominotic, Paul Drummond, Jeff Kubina, Kotomi, Nick_cw1861, Simoneguidi50
http://proshloe.com

Каждой змее свой змеиный супчик!

фото в галерею прошу сбрасывать на doctor_z73@mail.ru

Поблагодарили 4 раз:
сизиф , НикК , chapajnn , Gaz



0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Добро пожаловать на форум Arkaim.co
Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей.